Если ваш ребенок левша: 6 рекомендаций от детского психолога

Если ваш ребенок левша: советы родителям

С какими трудностями сталкивается ребенок-левша? Что делать, если ваш ребенок левша? Как у него протекает адаптация в школе? Почему возникают конфликты с окружающими? Как сделать так, чтобы ребенку левше было легче учиться? На эти и другие вопросы я постараюсь наиболее полно ответить в данной статье.

Феномен левшества считается необычным и именно из-за него возникает наиболее большое количество проблем. Важно только понять какие трудности у вашего ребенка. С чем они связаны и как с ними работать, именно левши обладают неординарными свойствами, которые в работе с ними нужно учитывать.

Для начала присмотритесь к вашему ребенку. Сегодня он ходит в садик, что-то делает хорошо, а что-то не получается, как ни старается. Может быть ваш ребенок легко напевает мелодию Чайковского, а может не может сложить слово из слогов. Соседская девочка считает в пределах сотни, а ваш не может из трех вычесть единицу, сколько бы вы не бились с ним. Начинает в доме пахнуть валерианой.

Как определить левша или правша ваш ребенок

Ответить на этот вопрос можно только тогда когда ребенку исполнится 7 лет, так как до этого возраста ребенок еще формируется и вторгаться в его природу не следует. До этого только наблюдайте какой рукой он предпочитает совершать те или иные действия.

Итак, если вашему ребенку исполнилось 7 лет, предложите ему совершить следующие действия и отметьте, какой рукой он это делает. Важным условием при проведении исследования является хорошее самочувствие ребенка, когда у него нет загруженности, стрессов и переутомляемости.

  1. чистит зубы;
  2. причесывает волосы;
  3. складывает пирамидку из кубиков;
  4. режет ножницами;
  5. пользуется молотком;
  6. размешивает сахар в чае;
  7. держит ложку;
  8. рисует;
  9. раздает карты;
  10. держит ракетку при игре в бадминтон;
  11. пользуется ластиком;
  12. кидает мяч;
  13. строит башенку из кубиков.

Проведите данное наблюдение 5-6 раз в течении дня. Только после этого посчитайте результат по формуле:

(П — Л) х 100
(П + Л)

Где П – сумма действий выполняемые правой рукой;
Л — сумма действий выполняемые левой рукой

Если результат получился меньше -10, то он левша, если больше +10, то правша, а если от -10 до +10 то ребенок амбилатерален.

Существуют также и другие способы:

  • аплодирование – какая рука сверху, та и ведущая;
  • поза Наполеона — какая рука сверху, та и ведущая;
  • кисти в замочек – большой палец ведущей руки находится сверху;
  • измерение силы кисти каждой руки при помощи силомера – ведущая рука сильнее;
  • скорость исполнения одинаковых заданий – ведущая рука быстрее.

Нужно ли переучивать ребенка-левшу?

Переучивать не стоит. Главное правило – не заставляйте ребенка делать, то что ему не нравится. Главное понять, что сдерживает ребенка и как ему помочь. Все люди разные и осваивание навыков, чтения, письма и т.д., идет у каждого по-своему. Конечно, прекрасно, что сейчас пристальное внимание отводится одаренным детям, но что делать остальным, особенно тем у кого что-то не получается?

Зачастую ребенок остается один со своими недетскими проблемами, т.к. родители, а иногда и специалисты, тоже не знают как ему помочь. Отсюда пререкания к ребенку «Тупица!», «Да ты ничего не можешь», либо просто родители стараются не замечать данных признаков, опуская руки. Отсюда начинаются у ребенка проблемы и в отношениях, поведении, учебе.

Так например, бабушка привела ребенка с жалобами на поведение и неуспеваемость в школе, со словами «Все время отвлекается», «Ничего не слышит». У ребенка наблюдалось дважды заикание, в 2 и 4 года. Когда он начал рисовать правой рукой, то бумага порвалась от сильного нажима карандаша, а в речи проявилось небольшое заикание. Когда ребенок взял карандаш в левую руку речь стала намного спокойнее, линии плавные. Бабушка, тут видя ситуацию, призналась, что ребенка с раннего детства, еще с ложки, стали переучивать.

Вмешательство в природные данные не заставило себя ждать. Это не прихоть ребенка выбирать ту или иную руку, это его данность, это отражение мозговой организации психической деятельности человека. В данном примере правая рука не сумела развиться, а левая была заторможена, что отразилось на речи.

Вывод. Дети с левшеством требуют постоянного контроля со стороны специалистов – психологов, нейропсихологов, дефектологов и участия родителей. Вопросы левшества и праворукости решаются у детей к более позднему возрасту, примерно к 7 годам. А в более раннем возрасте, лучше ребенку давать карандаши и в правую и в левую руку.

При соответствующих формирующих занятиях для левшей, они не только догоняют сверстников, но и благодаря своим особенностям они могут преуспеть в решении поставленных задач, предлагая наиболее интересные выходы. Ведь среди левшей множество гениальных личностей: математиков, художников, спортсменов и других.

Главной отличительной чертой у левшей является интуиция и изобретательность. К сожалению, без помощи родителей и специалистов, развитие выдающейся личности не всегда удается, а мы видим картину школьной дезадаптации.

Данными примерами я сделала попытку показать, что пристальное внимание к детям с левшеством должно быть оказано, но это требует направленного обучения. В последующей информации вы сможете извлечь практическую пользу для оказания поддержки и сопровождения ребенка-левши.

Особенности обучения ребенка левши

1. Итак, ребенок левша, каждый раз, чтобы пользоваться миром правшей, ему приходиться изобретать свой уникальный способ. Чтобы разгрузить нервную систему ребенка, доводим навыки до автоматизма.

Из этого следует: воспитывая, левшу освойте с ним как можно больше навыков, которые ему требуются в повседневной жизни и доведите их до автоматизма. Не ждите когда ребенок сам научиться пользоваться ложкой, ножницами, карандашом, а вместе с ним повторите нужные движения для овладения тем или иным инструментом. А для начала попробуйте сами, чтобы ваши действия были синхронны.

Если говорить о написании цифр, букв и рисовании, то начинайте с обведения по контурам или рисованию через копировальную бумагу, срисовывание для левшей по образцу, слишком сложно.
Главная задача состоит в том, чтобы тело ребенка запоминало ту или иную операцию, соответственно оно не должно перегружаться дополнительными движениями или позами. К примеру, если ребенок рисует, то спинка и плечи расслаблены.

Чтобы ребенок умел хорошо умножать, для начала лучше освоить таблицу сложения, это позволит сохранить время и усилия, как ваши, так и его.

Если вы ребенку объясняете названия трав, фруктов, овощей, деревьев, то лучше дайте ему попробовать это на вкус, если это съедобное, или ощутить руками, чтобы у ребенка возникли чувственные ощущения и разница между предметами.

Мыслительная деятельность у левшей в восприятии мира, в отличие от правшей, поражает своей нетривиальностью и далека от общепринятой. Так, например, показывая ребенку картинки с изображением канцелярских товаров и растений, ребенок классифицируя их говорит, что линейка подходит к травинке, так как они обе прямые. Когда ему задают, дополняющий вопрос «А ты внимательно посмотри». Ребенок-левша отвечает: «я понимаю, что линейка подходит к пеналу и ручке, но так же интереснее».

Подумайте, как много мы-правши делаем автоматически. Если у ребенка нет этой данности, то именно вы родители можете ему помочь в этом. Любая операция, не доведенная до автоматизма, требует большого количества затрат энергии. Поэтому в окончании следует еще раз подчеркнуть необходимость тщательного наблюдения за ребенком-левшой, появления у него соматических признаков, таких как тики, энурез, аллергии и т.п. Если ребенок правша требует к себе внимания, то левша втрое больше.

2. Если действие ребенка-левши связано с некой динамикой и процессом, то детям крайне сложно выполнить такую работу из-за быстрого переключения с одного процесса на другой. Внешне это проявляется в «застреваниях» при начале осуществления какой-либо деятельности. Это легко наблюдать при речевых высказываниях ребенка-левши, она может быть медлительна, небогата, неправильно выстроенные предложения (в этом случае, ребенок понимает, что делает ошибки и говорит неправильно). Может создаться впечатление, что внутренняя речь ребенка намного богаче высказанной.

У детей левшей высокий уровень понятийного мышления. Это существенно заметно на уровне сверстников, когда ребенок, в отличии от остальных, справляется с решением сложных задач. Главное: не торопить ребенка!

Так же дети-левши плохо владеют своим телом, часто они жалуются, что им мешают руки или ноги, особенно если задействованы обе руки или ноги и движения несинхронны. Такие дети с возрастом учатся копировать движения других людей и заучивать их наизусть. Главное: не торопить!

Не торопите ребенка если он не может делать сразу несколько дел одновременно, к примеру слушать вас и писать.

Старайтесь таким детям во время утренней зарядки давать упражнения, где задействованы обе руки и обе ноги. Это могут быть плавательные движения, рисование двумя руками елочки и т.п. Отработайте с ним каждое движение отдельно, а лишь потом наращивайте скорость.

Также детям полезно включить дыхательные упражнения. К примеру: вдох-выдох-вдох-выдох, с постепенным увеличением задержки дыхания от 2 до 7 секунд. Не забывайте и о дыхании животом.

Включите в упражнения глазодвигательную гимнастику.

Одним из упражнений может быть перевернутая восьмерка. Восьмерку можно нарисовать на большом листе бумаги, либо представить. Глаза начинают двигаться от средины направляясь вверх и влево, это обязательно условие для его выполнения, далее вверх и вправо, после завершения правого круга продолжайте двигать глазами сначала. Итак, 3 раза.

Когда упражнения закреплены, добавьте язык. Должно получиться следующее глаза и язык двигаются в одном направлении и одновременно, наблюдая за кончиком ручки.
Полезно рисование симметричных предметов сначала одной рукой, затем другой, а после обеими.

Упражнение «Найди предмет». Ребенку с закрытыми глазами дается в руки предмет. Он его ощупывает, после этот предмет прячется среди других. Задача ребенка найти этот предмет. Так же можно использовать цифры и буквы.

Игры в классики, с мячом, бассеин, катание на коньках, лыжи, макраме, лепка, пазлы и многие другие интересные занятия помогут вашему ребенку легче познавать пространство.

Проговаривание скороговорок и заучивание их, чтение стихов перед зеркалом, слушание ребенком своей речи – все это способствует его успешному развитию.

Говорите ребенку как можно развернуто, что вы делаете. К примеру: для того, чтобы приготовить щи, я беру 5 штук картофеля из мешка, луковицу из коробки…, далее мою и т.д.
И еще немного о пространстве.

Детям-левшам, как уже говорилось выше сложно ориентироваться в пространстве. Где право и лево, это постоянная путаница. А что тут говорить о буквах. Возьмем букву «Ч», «Да какая разница» — говорит ребенок. В своей работе, чтобы не возникало у детей путаницы я использую гномика с именем ЧУЗЯ. Ведь именно эти буквы пишутся в левую сторону. Дети легко запоминают, как зовут гномика и запоминают эти буквы.

Одним словом, ставьте маркеры. Дети начинают познавать мир, в первую очередь, от собственного тела. На левую руку наденьте часики, браслет или завяжите веревочку и при работе пользуйтесь ею. Читаем начиная с края, где у тебя часики, с этого же края начинаем писать и т.п.
Но кроме лева и права еще есть верх и низ. Верх, где голова, а внизу пяточки. Цифра «9» стоит на хвостике, а цифра «6» на голове.

Не пытайтесь объяснять левше с помощью пространства, предметов в комнате и т.п. Им надо все пощупать, попробовать. Начиная изучать цифры, буквы, вылепите их из пластилина, создайте их из песка, проволоки, веревочки.

Представления объема: больше-меньше, шире-уже также дайте ощутить ребенку с помощью предметов (сравните огурец с кабачком).

А вот понятия: «зад —перед», «над —под», «в —на» обсудите с ребенком на предметах мебели. К примеру, что будет если передвинуть стул за диван, где нужно находиться, чтобы попасть в центр комнаты. И каждый раз проговаривайте все вслух. Расширяйте представления начиная с комнаты, заканчивая городами, странами, планетами. Тут все зависит от вашего творчества. Экспериментируйте!

В этом же направлении двигайтесь, объясняя ребенку ближе-дальше, встретились-разошлись и т.д.

Рисуя, задавайте алгоритм деятельности, как будет проще. Сначала контур дома, крыша, затем окно, труба, а после дополнительные предметы.

На этом рисунке я постаралась изобразить алгоритм схематичного рисования, который может помочь детям-левшам при присутствии на рисунке множества фрагментов.

В заключении практической работы, приведу замечание, которое стоит написать отдельно. У левшей идет четкое псевдоигнорирование пространства слева. Поэтому при играх с мячом, теннис, старайтесь максимально задействовать левую область. А вот в школьная доска должна находиться как можно правее от ребенка.

Левши – это вечные дети, которые отличаются изобретательностью и творчеством, несмотря на все трудности. Среди них есть множество известных и великих людей, таких как: Лев Толстой, Петр I, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Жанна д’Арк, И. П. Павлов, многие чемпионы мира по теннису, бывший президент США Б.Клинтон. Существует миф, что и Владимир Путин является левшой, так как носит часы на левой руке, но его близкие утверждают, что ему просто так удобнее.

Как научить писать ребенка левшу

Для того, чтобы ребенку левше писать правильно и красиво существует несколько правил в организации рабочего пространства:

  1. лампа находится справа от него;
  2. листок повернут примерно на 20° вправо и сдвинут от центра тело в левую сторону;
  3. правая рука придерживает листок и при необходимости его поворачивает;
  4. левая рука ребенка держит ручку примерно на 4 см выше ее кончика;
  5. ручка, как бы является продолжение руки, то есть составляет одну линию;
  6. рука находится под линией письма (на это следует обратить особое внимание, т.к. если не научить, левша как бы заглядывает под руку при написании);
  7. буквы и соединения вначале лучше обводить по точкам;
  8. каждый раз подробно разбираете с ребенком алгоритм прописывания буквы или ее соединения.

Если ваш ребёнок левша
консультация на тему

Хорошо ли быть левшой?

Что делать с леворуким ребёнком? Переучивать или нет? Леворукость- это патология или норма? Почему рождаются дети- левши? Ответить на эти вопросы, увы, совсем не просто.

Скачать:

ВложениеРазмер
esli_vash_rebyonok_levsha.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

« ЕСЛИ ВАШ РЕБЁНОК ЛЕВША»

Хорошо ли быть левшой?

Что делать с леворуким ребёнком? Переучивать или нет? Леворукость- это патология или норма? Почему рождаются дети- левши? Ответить на эти вопросы, увы, совсем не просто.

Количество леворуких в современном мире примерно 10-12 %.

Наука точного ответа на эти вопросы не может дать, но не мало важную роль играет наследственный фактор, различные патологии беременности, родовые травмы. При определённых отклонениях в развитии левого полушария, правое полушарие частично берёт на себя некоторые функции, мозг «перестраивается», и левая рука становится ведущей.

Почему? Попробуем разобраться подробнее.

Только очень немногие люди одинаково хорошо владеют правой и левой рукой(таких людей называют амбидекстрами ); в большинстве случаев одна из двух рук рабочая, или ведущая. Установлено, что все свойства руки определяется сложной физиологической структурой распределения функций между правым и левым полушариями коры головного мозга.

Действия каждой руки регулирует противоположное полушарие: у правшей- левое, а у левшей – правое, то есть мозговое управление осуществляется перекрёстно. Левое полушарие является главным для полноценного развития у ребёнка важнейших функций, а именно отвечает за чтение, письмо, счёт. Правое полушарие выполняет более глобальные функции: заведует образным мышлением, тесно связанным с эмоциями ребёнка, зрительным восприятием лиц, формы, цвета и других параметров окружающих нас предметов, слуховым восприятием музыки, звуков природы, так же ответственны и за навыки ходьбы, одевания, чувство пространства и времени. Эти два полушария не могут существовать друг без друга.

Так обстоит дело у правшей. У левшей всё наоборот. Правое полушарие мешает левому стать лидирующим. Многие важные центры психической деятельности природа «расположила у левшей не в левом, а в правом полушарии. У левшей и правшей- разная организация мозга. Переучивая ребёнка, мы нарушаем эту организацию, пытаемся заставить мозг делать то, что противоречит его функциональным возможностям. У ребёнка может сформироваться невроз: беспокойный сон, снохождение, тики, навязчивые движения, заикание, энурез. А школьные трудности усиливаются из-за неправильной тактики родителей.

Что же делать? Какой выход из этого положения?

Надо учить ребёнка действовать двумя руками. Если вы заметили у ребёнка признаки левшества, предлагайте то же самое делать правой рукой. Необходимы занятия по развитию обеих рук. Желательно, чтобы ребёнок посещал бассейн, баскетбольные занятия, занятия большим теннисом. Полезны занятия лепкой, выполнения плетения, вышивание. При занятии рисованием важно использовать элементы декоративного рисования, аппликации. В этом случае нервная система ребёнка страдать не будет. К семи годам центральная система ребёнка окрепнет. Каждое полушарие возьмёт на себя свою роль и опасность минует.

Какую же тактику избрать родителям, как помочь леворукому ребёнку?

Учитывая повышенную эмоциональность и впечатлительность необходимо быть:

1.Чутким и доброжелательным.

2.Левша никогда не должен чувствовать ваше негативное отношение к леворукости. Однако не думайте, что негативное отношение это высказанный упрёк. Вполне достаточно и вашего вздоха и нетерпения при объяснении. И даже случайного упоминания о неловкости.

3.Не драматизируйте ситуацию школьных неудач. Ребёнок должен быть уверен: нет ничего поправимого. Помогайте ему.

4.Рациональный режим дня. Ведь леворукий ребёнок, как правило возбудим, быстро утомляется. Его трудовой день должен быть построен так, чтобы не было перегрузки и переутомления.

5.Никаких ссор, взаимного раздражения, конфликтов.

6.Не говорите в присутствии посторонних людей об особенностях ребёнка. 7.Не проявляйте гнев и отрицательные эмоции по отношению к нему.

8.Принять как должное особенность ребёнка и не пытаться превратить его в «правшу».

Помните: если вы занимаетесь с ребёнком не при дневном свете, то свет должен падать слева. Лампу настольную рекомендуется ставить справа от себя. Руки ребёнка должны лежать на столе так, чтобы локоть левой руки немного выступал за край стола и левая рука свободно двигалась по строке сверху вниз, а правая- лежала на столе и придерживала лист, чтобы он не ерзал. Кисть левой руки должна быть обращена к поверхности стола. А если вы не пишите, а вместе с ребёнком читаете книгу, то в этом случае показывая книжку с картинками, расположите её правее от ребёнка, они хуже воспринимают то, что расположено слева от них.

У детей ведущая рука формируется в основном к 4 годам, а до этого возраста предпочтение руки может быть неустойчивым.

Очень важно определить ведущую руку перед школой. Почему? Всё потому что переучивание отрицательно может сказаться на развитие ребёнка и до школы есть время чтобы скомпенсировать навязанное овладение правой рукой.

Существует несколько вариантов определения ведущей руки.

Наиболее объективными представляются методики, оценивающие участие рук в процессе выполнения различных действий.

Определяем ведущую руку

1.Предложите малышу коробку с пуговицами и пустую коробку. Попросите ребёнка пуговицы переложить в пустую коробку. Обратите внимание какая рука более активна.

2.Предложите ребёнку нарисовать картинку. Положите карандаши прямо перед ним, ровно посередине, ни слева, ни справа. Посмотрите, какой рукой ребёнок начинает работать.

3.Обратите внимание, какой рукой ребёнок старается развязать шнурки.

4.Предложите вырезать по контуру картинку. Посмотрите, какой рукой берутся ножницы. Если в процессе работы ребёнок перекладывает ножницы из рук в руку, посмотрите, какой рукой он работает аккуратнее.

5.Скрещивание рук на груди. Кисть ведущей руки оказывается на предплечье другой руки, кисть не ведущей руки оказывается под предплечьем ведущей руки.

6.Ребёнку предлагается открыть и закрыть несколько пузырьков с отвинчивающимися крышками. Ведущая рука выполняет активные действия, неведущая держит пузырёк.

7.Просят поймать мяч одной рукой. Активные действия выполняет ведущая рука.

8.Хлопать в ладоши (ведущая рука сверху)

9.Погладить игрушку, держа её в руке (ведущая рука гладит)

10.Рисовать пальцем одной руки на ладони другой.

Важно вовремя и правильно определить ведущую руку.

Берегите левшу, пусть он будет , таким же свободным, как правша, таким же уверенным в своих способностях. Много левшей среди гениев в самых разных областях: это Леонардо да Винчи, Микеланджело, Ломоносов, А.С.Пушкин, Лев Толстой, Чарли Чаплин, Карл Бах, Римский император Тиберий, Пабло Пикассо. Немало левшей среди государственных деятелей и высшего командного состава, среди математиков. А сколько много их на экранах телевизоров! Этот список можно продолжить. И кто и знает, может, он стал бы ещё длиннее, если бы леворуких детей не переучивали.

«Одной левой» или как правильно воспитывать ребёнка-левшу?

Рождение крохи ставит перед новоиспечёнными родителями множество разнообразных вопросов. Один из не самых первостепенных, но всё же имеющих значение для оптимального детского развития: «Что делать, если мой ребёнок левша?»/p>

Леворукие люди во все времена вызывали неподдельный интерес со стороны окружающих. Существует мнение, что человек с такой «изюминкой» отличается особой сноровкой и навыками (вспомним про персонажа Лескова, который подковал блоху).

Сразу скажем, левшество — не отклонение, поэтому жёсткие меры неоправданны.

Особенности головного мозга

Практически всем живым существам, и человек в данном случае не исключение, свойственна асимметрия. Головной мозг делится на два полушария, одно из которых берёт ключевую функцию, а другое подчиняется.

Оба полушария взаимодействуют, однако каждое обладает собственными особенностями и функционалом:

  • левое полушарие считается более рациональным. Его сфера «деятельности» – логика, аналитика, абстракция. Информация в нём обрабатывается последовательно, поэтапно. Отвечает левая часть головного мозга за правую сторону тела, получая сигналы от правого глаза, уха, верхней и нижней конечности;
  • правое полушарие считают чувственным. Его сфера ответственности – воображение, эмоциональные реакции, творческое и образное мышление. Сигналы, получаемые от левой стороны тела, обрабатываются целиком, мгновенно создаётся полный образ. От развития правого полушария зависит, в том числе, и наши интуитивные способности.

До пятилетнего возраста можно лишь говорить о предпочтении какой-либо руки, но не о доминантности определённого полушария. Обычно дети младше 5 лет меняют ручки в процессе деятельности, когда кушают ложкой, вырезают ножницами, бросают мячик.

Чем отличается леворукость от левшества?

Определение предпочитаемой руки – лишь один небольшой этап в изучении функциональной асимметрии головного мозга. Понятие левшества существенно шире, нежели леворукости.

Леворукость – характеристика, означающая ведущую верхнюю конечность, а вот левшество – понятие комплексное, которое отражает доминирование правого полушария.

То есть, если ребёнок отдаёт предпочтение левой руке при выполнении какой-либо деятельности, можно назвать его леворуким.

Но говорить, что он истинный левша преждевременно.

Эту характеристику определяют в совокупности, выявляя ведущий глаз, ухо, нижнюю конечность.

Источники леворукости

По данным различных источников, леворукость встречается примерно у 10 % населения земного шара. Согласитесь, достаточно значительная часть населения Земли. Однако причины этого явления ещё не до конца изучены и установлены.

Рассмотрим эти факторы подробнее:

  • генетическая латеральность. Механизмы передачи подобной особенности до сих пор точно не установлены, однако уже понятно, что леворукие дети в 10 раз чаще рождаются в семьях, в которых мать или отец является левшой;
  • компенсаторная латеральность. В период вынашивания и рождения ребёнка возможно травмирование левого полушария. А поскольку именно этот сектор головного мозга отвечает за работу правой руки, то определённый функционал берёт на себя правое полушарие. Именно поэтому «пальму первенства» перенимает левая рука;
  • вынужденная латеральность. Предпочтение ведущей верхней конечности связано либо с повреждением правой руки, либо является следствием подражания значимым взрослым.

Таким образом, леворукость чаще всего является следствием особенного устройства мозговых структур. Такая особенность обычно бывает врождённой, как и цвет глаз, рост, поэтому её необходимо принять, а не стараться изменить.

Как определить, ребёнок левша или правша?

Если ребёнок в дошкольном возрасте предпочитает многие действия выполнять левой рукой, родителям лучше всего отправиться к квалифицированному специалисту, чтобы точно установить, правша или левша их любимое чадо.

Нейропсихологи имеют в своём арсенале множество специализированных тестов, которые помогают выявить особенности латерализации головного мозга в детском возрасте со стопроцентной точностью.

Однако и в домашних условиях родители своими силами смогут определить левша ли ребёнок или, по крайней мере, сделать предварительный вывод о наличии у него леворукости. Самый простой метод – контроль над деятельностью.

Взрослым нужно отследить, какая рука у малыша ведущая при выполнении перечисленных действий:

  • раскручивание волчка;
  • кидание кубиков;
  • собирание пуговиц;
  • поливка растений;
  • использование зубной щётки;
  • нажимание выключателя;
  • причёсывание;
  • работа с молотком и отвёрткой;
  • построение башенки из кубиков;
  • подметание;
  • откручивание крышки от баночки;
  • вытирание столешницы;
  • очистка апельсина.

Кроме того, можно попросить малыша посмотреть в подзорную и калейдоскопическую трубу, послушать, как тикают часики. Это позволит понять, что ребёнок левша, а не просто леворукий.

Психологические особенности леворуких детей

Отличия левшей от праворуких ребятишек, естественно, не ограничиваются тем, что первые предпочитают действовать активнее левой ручкой, а вторые – правой.

Рассмотрим положительные качества левшей и возможные трудности, которые ожидают детей, особенно при переходе к систематическому школьному обучению.

Преимущества левшей

Поскольку леворукие люди были вынуждены всегда жить в мире правшей, основное их качество – гибкость и высокий уровень приспосабливания к изменяющимся условиям среды. Эта черта относится, например, к климатической адаптации.

Кроме того, среди уникальных черт левшей выделяют следующие позитивные особенности:

  • леворукие способны создавать неповторимые и своеобразные продукты творчества, поскольку их способ переработки информации уникален – схватывание целостного образа, а не разрозненных частей;
  • левшу отличает глубокий и богатый эмоциональный мир, что позволяет таким людям достигать успеха в творческих профессиях и видах деятельности;
  • «инновационный» характер мышления, когда человек способен генерировать множество идей и одномоментно «прокручивать» в голове различные решения;
  • ведущая левая рука позволяет левшам выделяться среди спортсменов-правшей, поэтому среди победителей боксёрских, теннисных и фехтовальных турниров немало леворуких.

Трудности леворуких детей

Сразу нужно сказать, что левшество – это вариант нормы, поэтому нижеследующую информацию родителям леворуких детей не следует воспринимать в штыки. Напротив, знание трудностей должно помочь выделить сильные стороны и снизить проявление отрицательных психофизиологических качеств.

Как уже было отмечено, ребёнок-левша отличается более развитым творческим мышлением, нежели праворукие сверстники. Однако в то же время у леворуких детей отмечается замедленное формирование тех умений, которые требуют межполушарного взаимодействия.

Американские учёные установили, что среди эмоционального фона у левшей превалируют такие качества, как несдержанность, робость, пониженное настроение, тревожность. В целом для детей характерны отрицательные, а не положительные эмоции.

Основная же проблема детей-левшей – нарушенное или недостаточно развитое зрительно-пространственное восприятие, зрительная память и зрительно-двигательная координация.

Недостаточность этих функций может привести к таким трудностям, как:

  • замедленное обучение чтению из-за нарушенного восприятия и запоминания буквенных конструкций;
  • создание неправильных зрительных образов цифровых и буквенных обозначений (ребёнок нарушает соотношения элементов, путается в похожих буквах и цифрах, приписывает лишние части либо забывает дописать нужные элементы букв);
  • слабое дифференцирование геометрических фигурок, замена похожих по начертанию фигур (кружок с овалом, квадратик с прямоугольником);
  • сложности с копированием в тетради различных изображений;
  • некрасивый почерк (кривые штришки, вытянутые, увеличенные в размерах буквы, постоянное изменение их наклона);
  • зеркальное начертание букв, цифр и некоторых изображений;
  • низкая скорость письма.

Кроме того, психологи отмечают, что многие леворукие дети с трудом привыкают к школьному обучению. Именно поэтому первоклассники-левши требуют к себе повышенного внимания как со стороны педагогов, так и со стороны родителей.

Негативные итоги переучивания левшей

Допустимо ли переучивание таких детей? Разумеется, нет. Следует помнить, что, говоря о левшах, мы имеем в виду не просто доминирующую руку, а определённую организацию работы головного мозга.

Результатами столь необдуманных действий нередко становятся серьёзные изменения в эмоциональном состоянии ребёнка. Появляется вспыльчивость, капризность, раздражительность.

Родителями переученных леворуких детей могут отмечаться разнообразные неврологические нарушения, среди которых особо выделяют несколько групп неврозов:

  1. Астенический невроз. Проявлениями этого состояния являются высокая утомляемость, нервная истощаемость, пониженная работоспособность. Маленькие левши полноценно работают только в начале учебного дня, а затем устают. Наблюдаются трудности и с выполнением домашних заданий.
  2. Невроз навязчивых состояний. Если взрослые чрезмерно сильно переживают из-за детского левшества, пытаются заставить работать правой рукой, наказывают за непослушание, у ребёнка вырастает тревожность. В результате у детей отмечаются различные страхи и фобии, например, боязнь письменных работ в школе.
  3. Недержание мочи. Чаще всего у переученных левшей возникает лишь ночной энурез, однако в тяжёлых случаях непроизвольное мочеиспускание может наблюдаться и днём. Такая интимная проблема только ухудшает состояние ребёнка, ещё больше снижая эмоциональный настрой.
  4. Неконтролируемые движения. Ещё один вариант невротического состояния – тики. Ребёнок непроизвольно мигает, облизывает губы, морщит лоб, подёргивает носом и пр. Подобные проявления усиливаются, когда переученный левша устаёт или излишне нервничает.

Полезные рекомендации

Прежде всего, при общении с маленьким левшой не следует постоянно напоминать, что он «не такой, как все». Постоянный акцент на эту особенность, как и стремление переучить ребёнка, может снизить детскую самооценку и привести к неврозам.

Также следует выполнять другие общие рекомендации:

  1. Откажитесь от идеи переучивания ребёнка и не разрешайте делать это педагогам. Перед учёбой обязательно пообщайтесь с учительницей, чтобы ввести её в курс дела и обговорить общие методы воспитания левши.
  2. Если ребёнок-левша слишком эмоционально реагирует на различные раздражители, не нужно его ругать и наказывать за это. Из-за повышенной впечатлительности леворукие дети могут даже заплакать при просмотре мультика.
  3. При развивающих занятиях с левшой обязательно применяйте различные схемы, изображения и прочие наглядные пособия. Это важно, поскольку такие дети мыслят целостными образами.
  4. Поскольку у леворуких ребятишек хорошо развито воображение, смеяться над его выдумками не следует. Однако поощрять откровенную ложь также не стоит. Постарайтесь найти золотую середину.
  5. Из-за особенностей нервной системы леворукие дети достаточно быстро утомляются. Вот почему все домашние занятия не должны длиться более 20 минут. Затем необходим перерыв, во время которого ребёнок восстановит силы и отдохнёт.
  6. Для леворуких детей подойдут те виды физкультурных занятий, в которых одинаково действуют обе верхние конечности. Сюда можно отнести лыжные гонки, плавание, баскетбол. Для девочек будут полезны занятия по лепке, вязанию на спицах, игра на фортепиано.

Обучение письму

Отечественная педагогика только разрабатывает специализированные методики обучения письму левшей. Вот почему леворукие дети учатся так же, как и их праворукие сверстники.

Однако следует учитывать несколько важных советов, выполнение которых позволит оптимизировать процесс обучения письменным навыкам:

  1. Родителям следует грамотно организовать рабочее место. Нужно отслеживать угол наклона прописи, положение плеч, правильность держания письменных принадлежностей.
  2. Лампу необходимо установить таким образом, чтобы свет падал с правой стороны.
  3. Нельзя требовать от леворукого ребёнка правонаклонное начертание букв. Оптимальный вариант – вертикальное отображение текста.
  4. Также не следует требовать от детей писать безотрывно. Пусть ребёнок выбирать оптимальный способ написания.
  5. По возможности следует приобрести не только пропись, но и письменные принадлежности, которые разработаны специально для леворуких детей.

Как узнать ребёнку, что он достигает определённых успехов в процессе обучения? В этом ему должны помочь родители. Необходимо сравнивать своё чадо только с ним самим. А если всё же нужно сопоставлять результаты, то проводите сравнение с его собственными успехами.

Если в вашей семье подрастает ребёнок-левша, не нужно впадать в отчаяние. Описанные выше возможные сложности не стоит преувеличивать.

Задача родителей – всячески подбадривать маленького левшу, приходить ему на помощь. И, конечно, не стоит выслушивать советы «доброжелателей», которые рекомендуют переучивать леворукого ребёнка. Любите его таким, каким он появился на свет!


Ребёнок-левша. Психологические особенности – Психолог

  • Психология взрослых
    • Почему арт-терапия?
    • Весеннее обострение
    • Вверх по лестнице возрастных кризисов
    • Созависимые отношения – невыносимая любовь
    • Зависимость от любви. Постскриптум
    • Как пережить измену
    • Как пережить развод
    • Ревность – яд и лекарство любви
    • Выкидыш на раннем сроке беременности
    • Переболеть расставание с любимым человеком
    • Одиночество – путь к свободе или депрессии?
    • Жить после смерти близкого человека
    • От стресса до “Загнанной лошади”
    • Апатия – обезболивающее для души или потеря смысла жизни?
    • Верь в себя!
    • Социофобия. “Я” в коробке
    • Страх публичных выступлений. От драмы позора до софитов успеха
    • А счастье-то совсем рядом. на работе
    • О верности для близости
    • Что такое психологическая помощь?
  • Серия “Трудные люди”
    • Гневливые люди
    • Тревожные люди
    • Жертва века
    • Перфекционизм. Вечная мания быть отличником.
  • Семейная психология
    • Психолог для молодожёнов
    • О взаимопонимании в отношениях
    • Семейные конфликты между супругами или как правильно ссориться
    • Семейные кризисы
    • Не прогнуться под семейным тираном
    • Приёмные и такие родные
    • Эмоциональное сгорание родителей гиперактивных детей
    • От чего зависит семейное счастье
    • Зачем родителю психолог?
    • Как стать счастливым родителем
  • Психология беременных
    • Зачем беременным психологическая помощь?
    • Эмоциональные нарушения беременных
    • Страх родов? Потрудитесь не бояться!
    • Психологическая неготовность к материнству. По дороге к безнадёге.
    • Как не растолстеть во время беременности
    • Этнопсихология беременности и родов
  • Детская психология
    • Для чего нужен детский психолог?
    • Кризис 3-х лет у ребёнка
    • Одиночество ребёнка
    • Как справиться с истериками у ребёнка
    • Агрессия у ребёнка, и от чего дети дерутся
    • Ребёнок-левша. Психологические особенности
    • Гиперактивные дети. Как выжить и адаптироваться
    • Про детские и подростковые страхи
    • Ребёнок-Тиран
    • Учебная мотивация детей и подростков. Рекомендации для родителей
    • Развод и ребёнок
    • Когда родительская любовь – яд для ребёнка. Гиперопека и сверхконтроль
    • От чего зависят гармоничные взаимоотношения родителей и детей
    • Как выработать родительский авторитет
    • Дети-погодки – испытание не для слабых
    • Гаджетозависимость – ликвидатор успеваемости
    • Детско-родительская созависимость. Оковы любви
  • Подростковая психология
    • Психологические трудности подростков
    • Подростковая лень
    • Одиночество подростка
    • Я урод! О подростковой дисморфофобии
    • Гадский возраст. О трудных родителях подростков

Ребёнок-левша. Психологические особенности

Левшество ребёнка – один из вариантов нормы. Однако, чтобы такое дитя успешно и гармонично развивалось, а его способности возрастали, родителям важно знать о психологических особенностях левшей.

ЛЕВШЕСТВО И ЛЕВОРУКОСТЬ

Необходимо различать левшество и леворукость. При леворукости доминирующая рука – левая, а не правая как у правшей. При левшестве активна не только левая рука, но и/или левый глаз, ухо, нога. Иначе говоря, доминирует уже целое полушарие (правое) и отличия от правшей уже достаточно существенные.
Левое полушарие ответственно за логическое и абстрактное мышление, так как информация им обрабатывается последовательно, правое воспринимает информацию одномоментно, посредством целостного восприятия и сразу формируется образ. У правшей ведущим является левое полушарие, им более чем левшам свойственна логика, самоконтроль. Отличительной особенностью левшей является образное мышление, высокий уровень интуиции, сильная эмоциональность и чувствительность. ©Автор статьи, которую Вы сейчас читаете, Храмченко Надежда/

« Чистых » правшей и левшей в мире совсем немного, приблизительно по 8-11%. Остальные индивиды – смешанные (парциальные) типы. Либо правши с чертами левш, либо левши с чертами правш, чаще праворукие или леворукие (ниже в статье размещён тест на левшество). Индивиды, у которых активными могут быть как правое, так и левое полушария называются амбидекстрами. Ярчайший представитель амбидекстров – Леонардо да Винчи.
Левшами становятся по генетическим причинам или при избытки тестостерона во время беременности, а также вследствие замедления развития левого полушария внутриутробно, тогда правое берёт на себя все функции левого. Это компенсаторное левшество. Леворуким можно стать из-за травмы правой руки – это вынужденное левшество.

Левшам в России до недавнего времени жилось очень непросто. Незаслуженно пренебрежительное отношение к ним сложилось ещё во времена крепостничества. Все орудия труда были приспособлены для правшей. Немудрено, что левши часто калечили себя и других при таких условиях труда. Повелось переучивать левшей в правшей. Леворукость при этом исчезала, а вот на головной мозг приходилась усиленная нагрузка, ведь при переучивании ему приходится работать противоестественно. Наши современники-левши, чьё детство протекало в СССР, могут рассказать немало страшилок как привязывали левую руку, приучая леворукого ребёнка писать правой. Подобные изуверства стали исчезать в СССР с началом перестройки. В 85 году 20 века МИНЗДРАВ принял постановление, запрещающее учить левшей писать правой рукой и снижать оценки за почерк и наклон. Сейчас леворукость и левшество в нашей стране такой же вариант нормы, как и правшевство. Несмотря на это, леворукие сталкиваются с рядом проблем, используя технические средства, которые приспособлены под праворуких.
Левшество и леворукость доподлинно можно определить в 4-5 лет. До этого дети могут эксперементировать с руками, беря предметы то правой, то левой. Родителю важно не настаивать на работе какой-то определённой руки. Доминирующее полушарие само выберет, кем ребёнку быть: правшой, или левшой, или амбидекстром ( человек, у которого могут быть одинаково активны как правое, так и левое полушария). ©Автор статьи, которую Вы сейчас читаете, Храмченко Надежда/

Однако наблюдательные родители замечают отличия своих детей-левш от других детей, ещё до определения доминирующей руки. Дети-левши тонки в эмоциях, чувствительны, добры сердцем, очень эмоциональны, они действуют и мыслят нестандартно и творчески подходят к игре. Всё это заслуга усиленной работы правого полушария. Но вместе с тем у них невысокий самоконтроль эмоций, им часто (не всегда) трудно адаптироваться в детском саду и в школе, поскольку большой коллектив с фиксированными строгими правилами жизни больше подходит для левополушарников, а не для импульсивных и спонтанных левшей. Современная культура ориентирована на людей, у которых преобладает левое полушарие. И в таких обстоятельствах левши –« белые вороны ». На фоне праворуких они резко выделяются своим оригинальным видением вещей, мышлением, выходящим за привычные рамки, ранимостью, обострённым чувством справедливости, сердобольностью. Вместе с тем, им больше чем правшам свойственны эмоции со знаком «-»: несдержанность чувств с элементами гневливости, повышенная тревожность, боязливость, сильное смущение, робость, совестливость, чувствительность к несправедливости. Особая проблема для левшей, с которой они сталкиваются ещё в детстве – ориентирование в пространстве (за эту функцию отвечает левое полушарие, которое у левшей уступает правому). Малыши могут врезаться в двери, косяки, стены, у детей постарше изображения на рисунках часто наползают друг на друга. Родители таких детей нередко беспокоятся за их тяготение к зеркальному письму и рисованию в школе. Их сокровища могут писать зеркально (от последней до первой буквы в слове) и/или снизу вверх, справа налево. Справиться с этой трудностью можно, если выделять первую букву слова в прописи красным цветом и стрелочками указать направление, куда двигаться дальше, чтобы написать слово, свет лампы при этом должен падать справа. Кстати о стрелочках. Не удивляйтесь, если Ваше дитя путается с определением времени по стрелкам. Часы со стрелками – изобретение правшей и для левшей определять по ним время в детстве достаточно затруднительно.
У леворуких детей труднее, чем у правшей формируются навыки деятельности. Они позднее большинства начинают самостоятельно есть, одеваться. Если маленький левша устанет, то может становиться неуправляемым или плаксивым, при сильных переживаниях – конфликтным и беспокойным. Желательно следить за тем, чтобы ребёнок достаточно отдыхал и не страдал от перегрузок. У Надежды Кряжевой в её книге « Радуемся вместе » прекрасные упражнения для дошкольников и младших школьников для развития саморегуляции и снятия эмоционального напряжения.

Левши живут в мире правшей, их отличительная черта – гибкость (приобретение от того, что им постоянно приходится приспосабливаться). Человечество эволюционировало вместе с правой рукой и левым полушарием, культура ориентирована на правшей. Левши, чтобы выжить в современном обществе, подключают уникальные резервы: опираются не на логику и абстрактное мышление, а на образы и чувства. Продукты их деятельности своеобразны и неповторимы, обладают особой ценностью, несут на себе отпечаток индивидуальности их автора.
Тренеры в спорте ценят левшей в командных видах спорта. Среди чемпионов по фехтованию, боксу, теннису немало леворуких.
Дети-левши намного опережают в развитии эмоциональной сферы правшей и легче адаптируются к тяжёлым климатическим условиям.
Невероятное достоинство, которым левшам важно не пренебрегать – глубина и богатство эмоционального мира. Именно поэтому, за левшами давно закрепилась слава одарённых людей. На самом деле, им легко достичь успеха в искусстве из-за сильного воображения и образного мышления, особенно в музыке, театре и в тех сферах, где необходим творческий подход.
Левши нестандартные, но очень часто при правильном подходе к их развитию и воспитанию талантливые люди, каждый пятый гений – левша.

КАК РАЗВИВАТЬ И ВОСПИТЫВАТЬ ДЕТЕЙ-ЛЕВШЕЙ

Левши очень чувствительны к оценкам, нужно поддерживать их уверенность в себе (разумеется, не до самоуверенности). Запрещено сравнивать левшей с кем бы то ни было. Если Вы не можете обойтись без сравнений, то сравните ребёнка-левшу с самим собой. Скажите ему, что результаты, достигнутые им сегодня, намного выше вчерашних. В совершении повседневных действий левши очень интенсивно задействуют мозг, поэтому родителям необходимо уделять им втрое больше внимания, чем остальным детям, следить за их эмоциональным состоянием, тем более что эмоции – главный индикатор психического благополучия ребёнка. Им очень полезно заниматься лепкой, оригами, рисованием красками, особенно пальчиками, пастелью и цветным песком и т.д.
Категорически недопустимо переучивать левшу – это насилие над его психической природой и чревато возникновением потока заболеваний и уменьшением продолжительности жизни. Нельзя также приучать писать с правым наклоном и требовать от него безотрывного письма. Буквы левшам лучше писать прямо, без наклона.
В развитии левшей важно сосредоточиться на подкреплении его творческости, не загонять в рамки, когда он творит. Однако важно соблюдать режим, быть чаще на свежем воздухе, приучать к дисциплине, но пользуясь не назиданиями и приказами, а советуя. Если Вы сторонник жёсткого воспитания, обойдитесь без запугивания. С левшами дело легко может дойти до невроза страха. А вот если пытаться налаживать с ними хорошие отношения и быть им другом, они многое сделают для Вас. Бэби – йога по утрам (поищите в интернете упражнения по возрасту) прекрасно дисциплинирует и организует. Если Вы предложите ребёнку представить себя каким-нибудь предметом или животным, с которым проделывают все эти манипуляции, ему будет весело и интересно выполнять упражнения. Важно избегать рутинность во время развивающих и обучающих занятий. Хорошо использовать этот принцип « Долой РУТИНУ с помощью ФАНТАЗИИ! », если возникают школьные затруднения, ведь там, где активно работает воображение и можно максимально проявить оригинальность, левше комфортно и хорошо.
При обучении желательно активно использовать наглядные пособия, рисунки, схемы, формируя у ребёнка яркие образы. Левша значительно меньше устанет и будет лучше и с удовольствием учиться, если ввести дополнительные занятия в виде мастер-классов, опытов, посещая интерактивные музеи, театры. В школьном обучении делается ставка на слуховое и зрительное восприятия (лекции, чтение) учеников. Эффективность обучения левши значительно возрастёт, если подключить все модальности его органов чувств: осязание, обоняние, слух, вкус, зрение. Почему бы не изучать географию или историю, готовя с родителями национальное блюдо и знакомясь с традициями народов, постепенно выходя на школьную тематику. Чтение/литературу можно постигать в театре, посещая спектакль по произведению, которое сейчас проходят в школе. ©Автор статьи, которую Вы сейчас читаете, Храмченко Надежда/

ТЕСТ НА ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЛЕВШЕСТВА

Леворукость у ребёнка определяют не раньше 4-5 лет. До этого возраста ребёнок может пробовать оперировать то правой, то левой рукой. Однако уже с рождения предопределено кем он будет правшой, левшой или амбидекстром.
Нужно пройти серию проб:
« Поза Наполеона ». Попросите ребёнка скрестить руки на груди. Посмотрите, какая рука сверху: правая или левая. Если левая, то она ведущая.
« Замок ». Попросите ребёнка сцепить пальцы рук, переплетая их между собой. Посмотрите, большой палец, какой руки у него сверху: правой или левой. Если левый, то ведущая рука левая.
Попросите ребёнка сцепить руки сзади и посмотрите, какой рукой, какую руку он держит. Если левая взяла правую, то ведущая левая, и наоборот.
« Аплодисменты ». Попросите ребёнка поаплодировать артисту. Посмотрите, какая рука у него сверху или совершает основное движение. Если левая, то доминирует леворукость.
« Прыжок ». Попросите ребёнка подпрыгнуть вверх. Какой ногой он отталкнулся, та и ведущая.
« Мяч ». Попросите ребёнка ударить ногой по мячу, какой ногой он нанёс удар, если правой, то значит он правоногий, если левой, то преобладает левая нога.
« Мишень ». Попросите ребёнка прицелиться, глядя на мишень, через кончик карандаша. Пусть зажмурит левый глаз, потом правый, а левый откроет. Если мишень сильно смещается при зажмуренном левом глазе, значит, преобладает левый глаз и наоборот.
« Моргание ». Попросите ребёнка моргнуть одним глазом. Открытым остаётся ведущий глаз.
« Слух ». Скажите ребёнку что-нибудь шёпотом, если он подставит левое ухо, то оно у него ведущее и наоборот. Важно, чтобы острота слуха была одинакова.
« Часы ». Дайте ребёнку механические часы и попросите послушать их тиканье. К какому уху он их поднесёт, левому или правому, то и преобладает.
Теперь подведите итоги: насколько у Вашего ребёнка выражено левшество. Это только леворукость, или доминирует левый глаз, а может левое ухо, или левая нога? А может он правша с элементами левшества, если 50/50, значит он амбидекстр.
Уникальность, неповторимость, своеобразие – важнейшие качества личности, гордость человека. Левши, как не кто другие, предрасположены к обладанию всем этим богатством. Для этого очень важно развивать задатки, заложенные природой, и не стремиться её сломать или переделать. Вам на помощь здесь придёт психолог. Я специализируюсь на работе с трудностями, которые могут возникать у детей с левшеством и леворукостью. Вы можете записаться ко мне на приём. Первичная консультация – это всегда диагностика со сбором психологического анамнеза у родителей, диагностической беседой с применением различных методик с ребёнком + рекомендации родителям. Длительность такой обширной работы – 2,5 часа. Далее – коррекционные занятия. Они очень доступны по цене и организации (я выезжаю на дом к ребёнку или занимаемся по скайпу). Записаться на консультацию можно здесь=>=>=> . Подробности на страничке “Услуги детского психолога”.

Все, что необходимо знать, если ваш ребенок левша

Как устроен мозг?

Левшество – это один из вариантов развития организма, связанное с особенностями работы головного мозга. У левшей в первую очередь не сформировано межполушарное взаимодействие и и специализация полушарий.

У каждого полушария головного мозга своя роль.

Левое полушарие называют рационально-логическим. Оно заведует логическим, аналитическим, абстрактным мышлением. обрабатывает информацию последовательно, поступательно, перебирая все возможные варианты. Левое полушарие в основном отвечает за правую сторону тела: принимает информацию о правого глаза, уха, правой руки, ноги. Правое полушарие называют эмоциональным. Оно отвечает за образное мышление, восприятие искусства, воображение. Правое полушарие обрабатывает информацию одномоментно, мгновенно воспринимая целостный образ, на него опираются наша способность к эмоциональному восприятию, синтетическому мышлению, интуиции, зрительно-пространственные функции. Правое полушарие обслуживает левую сторону тела.

Обычно уже к 4-5 годам у детей формируется ведущая рука, глаз, ухо. Ведущая левая рука (ухо, глаз) указывают на активность правого полушария. До этого момента дети могут брать предметы, держать ложку, рисовать, вырезать и т.п. то одной рукой, то другой. Доминантность полушария у них еще не установилась. Важно в это время не настаивать, на том, чтобы ребенок выполнял действия какой-то одной рукой, когда доминантность установится, это произойдет естественным путем.

Леворукость и левшество

Изучение особенностей левшей осложняется тем, что левши вовсе не являются однородной группой.

Леворукость определяет только ведущую руку, тогда как левшество – комплексная характеристика, отражающая большую активность правого полушария головного мозга (в отличие от правшей, у которых доминирует левое полушарие). Таким образом, если ваш ребенок предпочитает все делать левой рукой, то вы с уверенностью можете утверждать, что он леворукий. Однако, является ли он левшой в целом, можно судить только после выявления у него ведущего глаза, ведущей ноги и ведущего уха (наблюдение, что ребенок использует чаще).

При обучении в школе, конечно, самой важной является характеристика ведущей руки, так как малышу предстоит освоить письмо.

Причины левшества

Существуют различные причины левшества, от которых может зависеть развитие тех или иных качеств у ребенка.

  • Генетическое левшество.

леворукость в 10 – 12 раз чаще встречается в семьях, в которых левшой является хотя бы один из родителей

  • “Компенсаторное” левшество, связанное с каким-либо поражением мозга, чаще –его левого полушария в случае какой-либо травмы, болезни на раннем этапе развития ребенка
  • “Вынужденное” левшество. Выбор ведущей руки у таких левшей обычно связан с травмой правой руки, но может быть и результатом подражания родным или друзьям.
  • псевдолеворукость у детей не формируется доминирующее полушарие по отношению к руке. Тогда наблюдается псевдолеворукость или, что бывает чаще, примерно равное использование обеих рук.

Особенности левшей

Левши и демонстрируют, с одной стороны, более высокие творческие способности (жесткость устоявшихся связей может способствовать более стандартному мышлению), а с другой – более медленное по сравнению с правшами формирование навыков деятельности, требующей взаимодействия обоих полушарий.

Исследование эмоциональной сферы: праворукие обнаруживают большую чувствительность к положительным эмоциям, а для леворуких и амбидекстров характерно преобладание отрицательных эмоций, т. е. они более пессимистичны.Исследования, проведенные в Мичиганском университете (по И. Макарьеву), выявили, что у левшей преобладают такие показатели темперамента, как гнев (эмоциональная несдержанность), страх (боязливость), низкий фон настроения, комфортность, совестливость, робость, эстетическая впечатлительность, чувственность, повышенный уровень тревожности.

По данным ряда психологов, левши испытывают особые трудности при адаптации к обучению в школе. По данным некоторых авторов, процент различного рода левшей среди детей с проблемами обучения как минимум в 2,5 раза превышает средние цифры у правшей.

Привычные проблемы ребенка-левши – стойкие затруднения при запоминании направления хода часовых стрелок, определении “лево”, “право”, иногда – “выше”, “ниже”.

В мире левши прочитать или написать букву или цифру можно равновероятно в любом направлении (как в горизонтальном, так и в вертикальном). Соответственно это распространяется и на более сложные действия: читать, писать, считать, вспоминать, интерпретировать сюжетную картинку можно начать с любой стороны (в том числе и снизу вверх). При рисовании, например, ребенок не в состоянии адекватно распределить пространство лежащего перед ним листа бумаги: рисунки его наползают друг на друга, хотя вокруг достаточно свободного места. Дело в том, что отправной точкой для освоения этих умений является зрительное восприятие.

Нарушение или недостаточность развития зрительно-пространственного восприятия, зрительной памяти и зрительно-моторной координации, нередко встречающиеся у левшей, ведут к возникновению следующих трудностей:

  1. восприятия и запоминания сложных конфигураций букв при чтении и соответственно медленный темп;
  2. формирования зрительного образа букв, цифр (нарушение соотношения элементов, ребенок путает сходные по конфигурации буквы, цифры, пишет лишние элементы или не дописывает элементы букв, цифр);
  3. выделения и различения геометрических фигур, замена сходных по форме фигур (круг – овал, квадрат – ромб- прямоугольник);
  4. копирования;
  5. неустойчивый почерк (неровные штрихи, большие, растянутые, разнонаклонные буквы);
  6. зеркальное написание букв, цифр, графических элементов;
  7. очень медленный темп письма.

С феноменом зеркальных движений наверняка знакомы большинство родителей маленьких левшей. У кого-то он проявляется в виде зеркального письма (ребенок начинает писать с буквы, которой заканчивается слово, потом пишет предпоследнюю и т.д., таким образом, если вы приложите зеркало к написанному слову, то увидите в зеркальном отражении традиционным способом написанное слово), но встречаются и зеркальное чтение, зеркальное рисование, зеркальное восприятие.

Если после 10 лет проявления зеркального восприятия сохраняются, то рекомендуется провести тщательный анализ вида зеркальных движений, их причины и организовать специальные занятия, корректирующие недостатки пространственного восприятия, координации, внимания и навыки самопроверки.

Наряду с зеркальным письмом у детей достаточно часто наблюдается зеркальное рисование. Особенно характерно выворачивание при рисовании: верх и низ, вертикальное и горизонтальное, правое и левое меняются местами, причем ребенок не чувствует неправильности.

Огромные трудности стоят перед левшой и при определении времени по циферблату. Они не только зеркально воспринимают одну или обе стрелки, но и делают метрические ошибки – определяют время с разницей в 10-15 минут (это относится и к часовой стрелке).

Обычно у большинства левшей наблюдаются искажения и задержки в развитии речи (устной и письменной), чтения, счета, конструктивных процессов, эмоций.

Важно, что все эти диспропорции усиливаются при неквалифицированном переобучении детей.

Практически все дети-левши обладают колоссальным, почти мистическим произвольным контролем над своей психической деятельностью. Во многих случаях они достигают нужных результатов обходным путем, находя иногда самые немыслимые внешние или внутренние средства. Причем каждый раз этот процесс просто непредсказуем.

Ребенок-левша как бы всякий раз изобретает свой способ овладения миром правшей. При этом ему все приходится “пропускать через голову”. А нейропсихологам известно, что мозг человека – удивительно совершенный и тонкий инструмент, но и он располагает в каждом конкретном случае конечным количеством энергии. Чем больше энергии требуется на высшие психические процессы (мышление, речь, счет), тем больше вероятность “обкрадывания” базальных структур психики (эмоциональных, соматических и прочих).

Как раз этот механизм и наблюдается зачастую у левшей. Если любой ребенок требует к себе внимания в этом смысле, то левша – втрое больше.

Стоит ли переучивать леворуких детей?

Чтобы предотвратить даже такие сомнения, еще раз хочется напомнить, что речь идет не только о ведущей руке, а об определенной организации головного мозга. Переучивая левшу, мы безуспешно пытаемся переделать биологическую природу ребенка.

Следует понимать, что, заставив ребенка писать правой рукой, мы не в силах изменить ведущее полушарие.

Поэтому следствиями переучивания могут стать: нарушения темпа и ритма речи (согласно статистике, каждый третий ребенок с заиканием – это переученный левша), серьезные перемены в эмоциональном состоянии ребенка (он может стать вспыльчивым, капризным, раздражительным, беспокойно спать, плохо кушать). Позже появляются еще более серьезные нарушения: частые головные боли, постоянная вялость. В итоге развиваются невротические реакции, например, нервные тики, энурез или нарушается функциональное состояние нервно-психической сферы, т.е. развивается невроз, например, писчий спазм.

У переученных левшей возможны различные неврологические проявления: нарушение аппетита и сна, страхи, энурез (недержание мочи), тики, заикание, нарушение пищеварения, раздражительность, резкая смена настроения, укачивание в транспорте.

Отдельно изучались проявления неврозов у леворуких детей:

  1. Астенический невроз. Симптомы этого вида невроза проявляются в следующем: повышенная утомляемость, истощение нервной системы, резкое снижение работоспособности. Физически дети активно могут работать только на первых двух уроках, а потом пробудить их внимание очень трудно, но зато возникает двигательная расторможенность. Приготовление уроков дома обычно затягивается, а результаты бывают неудовлетворительными. С особыми трудностями выполняются письменные задания. Почерк неустойчивый (буквы разной величины, разного наклона, не соблюдается строка, много дополнительных штрихов, исправлений).
  2. Невроз навязчивых состояний. Этот вид невроза проявляется в семьях, где родители тревожно относятся к леворукости и считают, что она может послужить препятствием в дальнейшей жизни. Если родители заставляют детей выполнять все действия правой рукой, те обычно слушаются и стараются, хоть это плохо получается. Родители очень часто видят в этом непослушание, каприз, упрямство и наказывают. У таких детей появляется тревожное ожидание неудачи, а в дальнейшем – навязчивые мысли о своей неполноценности. Таких детей довольно часто беспокоят школьные страхи перед неудачами, перед письменными работами.
  3. Невротический энурез. В большинстве случаев отмечается только ночной энурез, но он может проявляться и днем. Энурез вызывает чувство вины, страх перед наказанием. Еще больше снижается работоспособность, ребенок не может сосредоточиться, образуется замкнутый круг.
  4. Невротические тики. К тикам относят: мигание, облизывание губ, сморщивание лба, подергивание носом. Такие явления редко вызывают волнение и беспокойство родителей. Ребёнок не контролирует эти движения. Тики непосредственно не связаны с выполнением заданий правой рукой, но усиливаются, когда ребёнок устает, нервничает.

Помощь

  1. Необходимо помочь левше организовать свое рабочее место, изменить при письме наклон тетради, положение предплечий, правильно взять ручку, позаботиться о том, чтобы свет падал справа;
  2. Не следует требовать от левши правонаклонного письма, более целесообразным для них будет писать прямо. Действия учителя, который снижает ребенку-левше отметку за почерк, неправомерны. Существуют методические рекомендации Министерства здравоохранения (от 1985г.), где говорится о запрещении переучивания левшей и о необходимости снизить требования к каллиграфической стороне почерка леворуких детей. Допустимым является вертикальное написание или наклон букв влево
  3. Категорически противопоказано требовать от ребенка-левши безотрывного письма.
  4. Любые двигательные действия нужно раскладывать на элементы, объясняя пошагово, каждый элемент должен выполняться осознанно.
  5. Желательно выполнять специальные упражнения, играть с ребенком в игры, развивающие зрительное восприятие и зрительно-моторную координацию.
  6. Никогда не проявлять негативного отношения к леворукости, использовать особенности такого ребенка в классе для привития детям уважения индивидуальных особенностей каждого человека, терпимости по отношению к проявлению свойств, не характерных большинству.

При обучении для леворуких детей важны чувственные ощущения (зрительные, осязательные). Поэтому, для лучшего понимания и запоминания учебного материала используйте рисунки, наглядные пособия.

Для левшей очень трудна работа в больших группах при жестком регламенте и строгом подчинении. Поэтому, следует очень хорошо подумать, перед тем, как отдавать ребенка-левшу в детский сад, военные школу и училище.

Левши очень ранимы и чувствительны, берегите ребенка от излишних нагрузок, чаще хвалите его даже за маленькие достижения.

Родителям хотелось бы дать совет: не говорите малышу, что левая рука – плохая. Левша никогда не должен чувствовать ваше негативное отношение. Не сравнивайте вашего малыша с другими (правшами и левшами), не ждите от него таких же успехов, как у других детей. Если вам уж очень захочется сравнить – то сравнивайте его только с самим собой: “Сегодня ты выполнил работу лучше, чем вчера, молодец!” Помните, что он у вас очень необычный и неординарный маленький человек.

Центр Психологические Консультации.

Особенности развития ребенка левши: диагностика леворукости, вопросы переучивания и маленькие подсказки для родителей

Большинство людей в современном обществе пользуется правой рукой, однако небольшой процент с детства использует левую руку, что остается загадкой для ученых и служит одним из признаков одаренности. Феномен леворукости до конца не изучен, а исследования в этой области вызывают догадки и новые вопросы. Причины возникновения леворукости объяснимы – доказано, что оно не является вредной привычкой.

Многие левши с раннего детства демонстрируют признаки одаренности

Не такой, как большинство сверстников

До некоторых пор к взрослым левшам относились с опаской, а леворуких детей заставляли пользоваться правой рукой. Непохожие на других малыши вызывали тревогу у мам. Их наказывали, что редко приводило к положительному результату. Обучившись писать правой рукой, такие дети все равно делали большую часть работ левой, как им удобно. Отголоски предвзятого отношения к левшеству остались в крылатых фразах: «сделать одной левой», «левая работа»

Обнаружив, что их чадо отлично владеет левой рукой, современные родители не паникуют. Дети разные, а задача близких людей – помочь им развиваться правильно. Вопросов, связанных с особенностями воспитания таких малышей немало, однако известно, что в мире проживает более 500 миллионов леворуких людей. Большая их часть заселяет Восточную Европу, Южную Азию, меньшая – жаркую Африку, Западную, Северную Европу. Международный день левши отмечают 13 августа.

Физиология леворуких детей

Леворукость – это преобладание функций левой руки, связанное с особенностями работы головного мозга. Определить главную руку в дошкольном возрасте сложно, поскольку мозговые структуры формируются неравномерно. Правое полушарие созревает к 5 годам. Оно отвечает за образное мышление, контролирует левую часть тела.

До школьного возраста доминирующее полушарие может меняться несколько раз

В свою очередь, левое полушарие созревает позже – к 8-12 годам. Оно ответственно за речь и умение мыслить логически. Мозолистое тело (сплетение нервных клеток) формируется еще дольше, отвечает за правильное взаимодействие полушарий. Есть дети, у которых оба полушария развиты одинаково, но такой феномен еще мало изучен.

Если провести диагностику группы детей в 3 года и повторить ее спустя 6-7 лет, леворуких среди них в первом случае будет гораздо больше. Значит, родителям 2-5-летнего малыша рано делать выводы, что их ребенок левша, даже если он активно использует левую руку. Гораздо чаще побеждает правое полушарие мозга и большинство людей правши. Именно поэтому современный мир организован для их удобства.

Психология леворуких мальчиков и девочек

В дошкольном периоде особого различия между леворукими мальчиками и девочками нет. Они одинаково легко попадают под влияние сиюминутного настроения, капризов, часто плаксивы и упрямы. При внимательном отношении близких они хорошо адаптируются к школе и достигают успехов в учебе. Леворуких мальчиков и девочек отличает:

  • повышенная ранимость и чувствительность;
  • хорошее воображение;
  • мечтательность;
  • обидчивость;
  • тревожность;
  • быстрая утомляемость.

Деток-левшей отличает мечтательность, творческий ум и ранимость

Близким людям не следует подчеркивать исключительность ребенка левши, обращать на это внимание посторонних людей. Если к 5 годам он не освоит произношение звуков «р» и «п», свистящих и шипящих, важно обратиться к логопеду. Решить проблему речи и изучить методику обучения леворуких детей навыкам письма лучше до поступления в школу.

Причины леворукости

В ряде случаев большее развитие получает правое полушарие мозга, или же возникают ситуации, когда ребенок вынужден работать левой рукой. К основным причинам левшества относят:

  • ход беременности – стрессы и нездоровый образ жизни будущей мамы, гипоксия плода, тяжелые роды могут провоцировать перестройку полушарий головного мозга крохи;
  • наследование – специфика организации мозга и левшество передаются из поколения в поколение;
  • травмы головы – в их результате левое полушарие не может выполнять ведущую роль;
  • подражание взрослым – когда в семье есть леворукие люди, наблюдательный малыш может перенимать их поведение;
  • серьезная травма правой руки – за 6 месяцев ребенок полностью овладевает навыками использования левой руки, но ведущей останется правая половина тела.

Если правая рука ребенка временно перестала функционировать, он вполне может за полгода освоить “леворукость”

Возраст для определения ведущей руки ребенка

Близкие дошколенка могут заметить, что он часто использует левую руку, но окончательные выводы проводятся в младшей школе. К факторам риска относят травмы рук, головного мозга, наследственную расположенность. Когда дошколенок охотно перекладывает столовые приборы в левую руку, имеет проблемы с речью, путается во временных и пространственных понятиях, следует проконсультироваться у нейропсихолога.

Близким людям важно пристально наблюдать за переменами, которые неизбежны во время взросления. Порой, чтобы не огорчать взрослых, ответственные левшата стараются работать правой рукой, но сильно устают от этого.

Как распознать левшу в быту?

Когда дитя инстинктивно использует левую руку, ногу, ушко, глаз, можно с большей вероятностью заподозрить высокую активность правого полушария мозга. Чтобы проверить леворукость в быту, достаточно во время общения произнести такие фразы и посмотреть на реакцию малыша:

  • «иди, я расскажу тебе на ушко тайну»;
  • «покажи нам, как хорошо ты прыгаешь на одной ножке»;
  • «дай 5» или «давай пожмем руки»;
  • «посмотри-ка на узоры в калейдоскопе».

В правостороннем мире дети левши все же вынуждены использовать правую руку – например, чтобы перекреститься, попробовать силы в игровом автомате, соблюсти этикет (в левой руке – вилка, в правой – нож). В дальнейшем правая рука будет помогать им переключать скорости авто, нажимать на неудобно расположенные для леворуких людей кнопки в лифте, в иных ситуациях.

Доктор Комаровский не рекомендует перевоспитывать маленького левшу. По его практическому опыту первенство левой руки никак не отражается на развитии, способностях, карьере и личных взаимоотношениях.

Развитие маленького левши

Близких леворукого ребенка волнует много вопросов. Почему нельзя его переучивать? Какими особенностями он будет обладать? С какими трудностями столкнется в жизни? Что можно предпринять для гармоничного становления личности малыша? Можно с уверенностью сказать, что леворукие дети станут говорить позднее сверстников, произнося большие и грамотные предложения. Не разбивая речь на составляющие, они словно копируют ее целиком.

Левша может долго не разговаривать, а потом сразу начать удивлять родителей сложными грамотными фразами

Леворукие ребята подвержены логоневрозу (заиканию) по причине эмоциональности, чувствительности и слабой речевой функции. Сильные переживания отражаются на их речи, которая становится спутанной и нечеткой, Для адаптации к праворукому миру природа наградила таких детей хорошей памятью и способностью к самоконтролю. У них есть сложности с пространственным и логическим мышлением. Они долго размышляют, прежде чем ответить на вопросы.

Взрослым следует помнить о своеобразных особенностях ребенка левши:

  • он может с трудом ориентироваться в пространственных связях, плохо осваивает предлоги «выше», «ниже», «вправо», «влево» и другие;
  • при стандартном обучении с трудом разбирается в точных науках;
  • проявляет креативность мышления в понятных ему вещах;
  • заикается, когда чем-то расстроен.

Уникальность леворуких детей

Когда леворукий ребенок не понимает простых логических задач, родителям не следует злиться. Важно внимательно и терпеливо объяснить все несколько раз, пока малыш не поймет. Усвоив тему, он сможет показать неординарные способы решения математических задач, проявить признаки одаренности. В современном мире жесткой конкуренции таким креативным личностям всегда найдется место под солнцем.

Благодаря вниманию взрослых трудности маленьких левшей преодолимы. Во взрослой жизни уникальный способ мышления приносит им только пользу. По статистике такие люди выбирают творческие профессии (артисты, художники, модельеры), особенно ценятся в боксе, однако в инженерных профессиях преуспеть им сложно.

Феноним леворукости принято считать одним из признаков одаренности. Среди выдающихся личностей, которые предпочитали работать левой рукой, были Пушкин, Леонардо да Винчи, Чарли Чаплин, Альберт Эйнштейн, Исаак Ньютон, Мэрилин Монро и другие. Они иначе видели этот мир, несли ему свое творчество и делали великие открытия.

Помощь леворукому малышу в учебе

Поскольку тревога взрослых передается ребенку, не стоит акцентировать внимание на том признаке, что он левша. Тем более не следует себя программировать и пугаться неудач, которые могут возникнуть в школьные годы. Готовиться к поступлению в 1 класс стоит заранее – в 5 лет надо записаться на подготовительные курсы или 3 раза в неделю заниматься с ребенком дома самостоятельно.

Леворукому ребенку важно правильно подготовиться к письму. Взрослым следует сразу договориться с ним о том, что писать он будет той рукой, которой это удобно. Нельзя менять руки, а при усталости важно прерываться на гимнастику для пальчиков. Важно показать малышу, как держать письменные принадлежности, располагать тетрадь, сидеть за партой, аккуратно писать.

Правильная поза во время письма и особая методика обучения при леворукости позволят снизить нагрузку на руки и спину. Парту необходимо расположить так, чтобы свет шел справа. При этом малыш должен занять удобное положение:

  • сидеть прямо (спина опирается на твердую спинку стула);
  • не касаться грудью парты;
  • ноги согнуть в коленях, поставить на пол или удобную подставку;
  • тело, плечи и голову держать на одной линии;
  • опереть руки в области предплечья на парту так, чтобы локти выступали за ее край.

Правильная поза для чтения и письма очень важна, особенно если речь идет о леворуком ребенке

Располагать тетрадь следует перед собой, немного сдвигая влево. При этом ее нижний правый угол будет расположен левее, что поможет малышу легко перемещать руку во время занятий. Постепенно заполняя лист, ребенок левша отодвигает тетрадь вверх, придерживает ее правой рукой сначала в верхнем, потом в нижнем углу.

Обучение письму

Выбрать доминирующую руку следует до начала обучения письму. Если ребенок левша, то научить держать ручку его бывает непросто. Она лежит на правой стороне среднего пальца и придерживается указательным пальцем сверху, а большим с правой стороны (зеркальная копия позиции письма правой рукой). При написании упражнений рука малыша должна опираться на верхний сустав мизинца, который загнут внутрь.

Работая в тетради, не надо сильно сжимать письменный прибор, а пальцы, которые его поддерживают, удобнее вытянуть и расслабить. Указательный палец важно не сгибать – он служит продолжением ручки. Его можно поднимать, но ручка при этом должна поддерживаться соседними пальцами. Чтобы не закрывать линию письма, расстояние от пальцев до стержня не должно превышать 4 см. Оно чуть больше, чем у праворуких ребят, что позволяет видеть структуру тетради и писать аккуратно.

Если у ребенка левши что-то не получается, не стоит повышать на него голос. Нужно использовать подсказки и быть готовым к тому, что малыш будет писать медленно, не очень красиво, а его почерк первое время будет неустойчивым (подробнее в статье: как научить ребенка писать красиво, быстро и грамотно в 1-м классе?). Важно задействовать и вторую руку, выполнять разминку пальчиков, играть с мячом, плавать, лепить, вышивать, заниматься другими делами, которые координируют руки.

Признак почерка левши – легкий наклон влево или строго вертикальные буквы. Требования со стороны учителей к его каллиграфической стороне не должны быть завышены. Принципы обучения левшей письму прописаны в методических рекомендациях, которые следует изучить родителям.

Развитие способностей леворуких малышей

При воспитании леворуких ребят должно доминировать развитие их музыкальных и творческих способностей. Нелишним будет посещение музыкальной или художественной школы, творческого ансамбля, театрального кружка. Во время обучения таким малышам важны зрительные и осязательные ощущения, поэтому для легкого запоминания информации важно применять наглядные пособия.

Чтобы помочь левше адаптироваться к школьной нагрузке, родители должны обеспечить:

  • помощь в правильной организации рабочего места: научить, как нужно сидеть, держать письменный прибор и позаботиться, чтобы свет шел справа;
  • пошаговое объяснение всех двигательных действий, чтобы ребенок выполнял их осознанно;
  • развитие одаренности малыша с помощью игр, которые улучшают зрительно-моторную координацию;
  • положительную оценку успехам и поощрение, если у ребенка-левши появляются новые достижения.

Подросший левша ничем не будет отличаться от ровесников. Разве что творческой натурой, артистичностью и мастерским владением левой рукой – эти способности в нем необходимо развивать, поощряя на новые достижения и неординарные решения.


Читайте также:  Профилактика рахита: 5 эффективных способов предупреждения болезни
Ссылка на основную публикацию