Грудничковое плавание: 10 показаний, 15 противопоказаний, 6 упражнений

10 показаний для грудничкового плавания + 6 полезных упражнений

Как правильно осуществлять грудничковое плавание на дому? Есть ли у него плюсы и минусы? Всем ли детям можно заниматься этим спортом? Если какие-то правила и условия выполнения данной процедуры? Какие упражнения разрешены в этом возрасте?

С рождением малыша все родители хотят, чтоб он вырос здоровым, красивым, умным и способным ребёнком. Поэтому многие из них начинают развивать навыки крохи ещё с рождения. И некоторые из родителей прибегают к такому виду спорта, как плавание. Именно им малыш может заниматься практически с самого рождения.

Основные полезные моменты грудничкового плавания

Этот вид спорта задействует практически всю основную мышечную систему, минимизирует нагрузку на позвоночный столб, улучшает работу сердечно-сосудистой и дыхательной, нервной систем. Так, например, он способствует расправлению лёгких и увеличению их объёма.

Плавание для грудничков способствует улучшению обмена веществ, физического развития, аппетита, сна. Эти малыши начинают быстрее переворачиваться, сидеть, ходить, ползать и разговаривать, а помимо этого у них формируется правильная осанка.

Как определить, можно ли новорождённому малышу заниматься плаванием?

Важным является тот факт, что выполнение данных процедур допускается только после разрешения врачей: педиатра, ортопеда, невролога! Стоит внимательно отнестись к этому требованию, чтобы не навредить крохе.

Рекомендовано начинать эти процедуры сразу после заживления пупочной ранки (первая – третья неделя после родов) или до трёх месяцев. Этот фактор является очень важным из-за того, что крохи в этом возрасте рефлекторно могут задерживать дыхание, при попадании им воды на лицо. И если этот рефлекс не развивать, то он угасает, а регулярные занятия этим видом спорта укрепляют его и развивают. Поэтому очень важно как можно раньше начать занятия.

Показания для грудничкового плавания

Занятия этим видом спорта показаны практически всем малышам (за исключением небольшой группы пациентов), но некоторым из них они крайне необходимы.

Эти процедуры показаны детям:

  • с гипертонусом (повышенным тонусом мышц). В тёплой воде и комфортной для него среде кроха расслабляется и успокаивается;
  • с гипотонусом (пониженным мышечным тонусом). При этом состоянии малыш чаще всего вялый, малоподвижный. Плавание способствует укреплению мышечной системы и приведению её в тонус;
  • с малой массой тела, то есть рождённым весом менее 2500 граммов. Данные процедуры таким малышам повышают аппетит, улучшают двигательную активность, сон, адаптационные возможности крохи, а также нормализуют работу нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной, мочевыделительной систем. Такие изменения чаще бывают при задержке внутриутробного развития и недоношенности;
  • с асимметрией мышечного тонуса. Постоянные смены поз, а именно сгибательные и разгибательные движения в конечностях, способствуют расслаблению и напряжению мышечной системы крохи и формируют нужные двигательные ощущения в них;
  • рождённым путём кесарева сечения («кесарятам»). Вода способствует запуску тех механизмов, которые не были запущены в момент рождения и улучшает его адаптацию к окружающей среде;
  • с дисплазией тазобедренных суставов (то есть с врождённой их неполноценностью). Этот вид процедур профилактически действует на суставно-связочный аппарат, а также способствует укреплению суставов, самостоятельному движению в них;
  • с вальгусом, варусом, плоскостопием. Эффект при данных патологиях возникает за счёт укрепления связочного аппарата, мышечной системы;
  • с кривошеей. Чаще всего она установочная, то есть возникает ещё внутриутробно или во время родовой деятельности, но может быть и истинной — возникающей при недоразвитии грудинно-ключично-сосцевидной мышцы или в результате родовой травмы в шейном отделе позвоночного столба. При первом случае таким образом можно расслабить шейные мышцы, а при втором – эта процедура является дополняющей к основному лечению;
  • с детским церебральным параличом (ДЦП). Эта процедура является наиболее для них оптимальной, так как в ней задействованы и руки, и ноги. В результате чего достигается реакция с этих конечностей, движения становятся более скоординированными, ритмичными и согласованными. А также она устраняет болезненные ощущения, улучшает психическое, физического, эмоциональное и неврологическое состояния крохи;

  • с проблемами со стулом. Этот вид спорта способствует усилению перистальтики кишечника, во время плавания крохи происходит массаж животика, улучшение кровоснабжения и работы внутренних органов.

Противопоказания

Но как бы ни был полезен этот вид спорта, он показан не всем.

Запрещено им заниматься детям с:

  • пневмонией, острыми респираторными вирусными инфекциями (орви), сопровождающимися гипертермией;
  • обострениями хронических болезней;
  • кожными заболеваниями, имеющими инфекционную природу;
  • аллергическими проявлениями на кожном покрове;
  • активной формой туберкулёза, сифилиса;
  • болезнями брюшной полости, которые склонны к кровотечениям;
  • эпилепсией;
  • тяжёлыми врождёнными пороками сердца, почек;
  • вывихами и подвывихами тазобедренных суставов;
  • врождёнными аномалиями, которые исключают возможность плавать;
  • острой сердечно-сосудистой, почечной или печёночной недостаточностями;
  • кишечными инфекциями и расстройствами кишечника;
  • гидроцефалией;
  • открытыми ранами;
  • серьёзными травмами и нарушениями опорно-двигательного аппарата, при которых необходима полная фиксация конечности.

Частые вопросы мам и пап

Когда начинать?

Одним из правил приучения крохи к этой процедуре является своевременное начало занятий с ним.

Согласно научным данным, рекомендованный возраст для занятий с ребёнком – менее трёх месяцев, потому что после достижения его происходит угасание врождённых рефлексов, одним из которых является способность плавать. Наилучший возраст для начала занятий с ребёнком – это один месяц.

Ванна или бассейн?

Довольно часто педиатру задают следующий вопрос: где лучше начинать плавать с ребёнком, в ванне или в бассейне? Мнения учёных на этот счёт разделились. Одни считают, что до одного-двух месяцев с крохой лучше заниматься дома, по их мнению, адаптация к воде в привычных для него условиях происходит быстрее. Другие – с трёхнедельного возраста рекомендуется посещать бассейн, чтоб малыш скорее привык к большому объёму воды.

Коллегией европейских врачей-педиатров (Бельгии, Франции, Германии) в две тысячи десятом году была проведена научно-исследовательская работа. В результате которой было установлено, что дети, занимающиеся этим видом спорта с самого рождения, имеют больший риск развития болезней дыхательной системы в четыре раза, по сравнению с малышами, которые не занимаются им или редко посещают бассейн.

Причиной этому служит содержание в воде хлора, который является очень вредным для незрелой системы органов дыхания, а она во время купания попадает в уши, нос, а иногда и в рот к крохе.

Всегда ли можно?

Перед тем как провести эту процедуру в домашних условиях, необходимо оценить общее состояние ребёнка (настроение, самочувствие, сытость).

Тренер или родитель?

Проведение первых занятий рекомендовано с тренером, так родители смогут научиться правильно проводить данную процедуру, выучат последовательность действий её выполнения и меньше будут переживать за то, насколько верно они всё делают.

Важное правило при выполнении этих процедур – это сопровождение голосом каждого упражнения. Так, к примеру, перед окунанием крохи в воду необходимо обязательно предупредить его об этом. Благодаря чему происходит подсознательное запоминание слов и формируется готовность ребёнка к определённым действиям.

Нужные приспособления

Плавание грудничков в ванне не является столь скучным, как может показаться изначально. На сегодняшний день существует много приспособлений, благодаря которым малыш сможет быстрее адаптироваться к этому виду спорта.

  • коврики. Их застилают на дно ванны, чтоб кроха не скользил при наступании на него. Они имеют самые разнообразные расцветки и рисунки. Благодаря этому они ещё и привлекают внимание малыша во время плавания и заинтересовывают его;
  • круги, они надеваются ребёнку на шею и не позволяют ему захлебнуться;
  • шапочки на голову. Их надевают также с целью удержания головы крохи над поверхностью воды;
  • специальные трусики. Их необходимо надевать, чтобы не было неприятных сюрпризов в бассейне, а в ванной можно обойтись и без них.

Основные правила грудничкового плавания в домашних условиях

Готовим ванну

Прежде чем приступить к данной тренировке, очень важно правильно подготовить место для неё. Для этого необходимо тщательно помыть ванну при помощи детского или хозяйственного мыла, соды и хорошо ополоснуть напором горячей воды, так как организм крохи ещё не адаптирован к окружающим его микроорганизмам.

Плавание грудничков в ванне необходимо осуществлять в обычной некипячёной воде. Специального кипячения, заваривания настоев трав (ромашки, шалфея, календулы и т.д.) не требуется.

На дно ванны рекомендуется положить специальный резиновый коврик на присосках (до этого необходимо его тщательно вымыть, как и ванну).

Благоприятно на процесс обучения крохи влияет приятно звучащая мелодия во время занятий и/или множество ярких плавающих в воде игрушек. Они повышают настроение малыша и желание дольше заниматься.

Занятия этим видом спорта дома благоприятно влияет и подготавливает организм ребёнка к выполнению этих процедур в бассейне.

Температурный режим воды и помещения

Во время первых занятий вода должна быть не менее 36 – 37 °C, с последующим снижением её до 28°C, а воздуха – 24 — 25°C. Снижение этих показателей должно быть постепенным. Рекомендовано еженедельное снижение температуры на 1 °C. В том случае, если во время купания малыш начинает длительно или тревожно плакать, то не стоит временно снижать эти параметры. Длительность этой процедуры в среднем в начале может составлять 9 – 15 минут, а в последующем — 30 — 60 минут.

При обучении ребёнка плаванию и снижении температурного режима существует несколько периодов. Поэтому важно постепенно и последовательно увеличивать нагрузку на организм крохи.

Допустимый возраст малыша

Рекомендуется начинать занятия с малышом как можно раньше (как только заживёт пуповина), то есть от 2 – 3 недель жизни крохи и до трёх — четырёхмесячного возраста (пока не угасли безусловные рефлексы). При не начатых своевременно занятиях их стоит перенести на возраст три – четыре года.

Для закрепления плавательного рефлекса необходимы занятия этим видом спорта как минимум до трёхлетнего возраста.

Важным является тот факт, что малыши, занимающиеся этим видом спорта с рождения, приобретают навыки, которые уберегают их от опасных ситуаций в воде в дальнейшем.

Рекомендуемые упражнения

После того как инструктор обучит родителей, рекомендовано попробовать произвести первую процедуру с использованием куклы, а затем с малышом под чётким контролем тренера.

Существует множество упражнений для занятий грудничковым плаванием. Примеры нескольких способов их выполнений в виде:

  1. «Отталкиваний от стенки». Руку необходимо установить в области затылка крохи. Его же необходимо положить животиком на воду. Ножки грудничка при этом должны коснуться стенки ванны. После чего он должен оттолкнуться от неё. Это упражнение позволяет малышу понять, что чем сильнее будет толчок от стенки, тем дальше он будет плыть.
  2. «Часиков». Ребёнка необходимо держать за подмышками и аккуратно погрузить в воду. Затем необходимо покачивать его в ней в левую и в правую сторону. Вначале данную процедуру нужно выполнять медленно, а в последующем — постепенно увеличивать амплитуду движений, касаться щёчкой воды и добавлять «хвостик русалки», то есть прибавлять подъёмы ног.
  3. «Вертикальных восьмёрок». Кроху необходимо удерживать, как и во втором пункте, при этом рисуя телом малыша лежачие восьмёрки спинкой и животиком.
  4. «Ложечки». Ребёнка нужно взять за подмышки. Тело аккуратно погрузить в воду и мешать туловищем её во все стороны.
  5. «Плесканий». Придерживая голову крохи за подбородок, необходимо осторожно опустить малыша в воду на животик, показав ему как приятно плескаться. Сначала нужно самим водить его ручки назад и вперёд, а затем он научится это делать самостоятельно.
  6. «Качель». Рукой необходимо придерживать голову крохи, а тело погрузить в воду вниз животом. Плавно покачивая тело ребёнка вперёд – назад, постепенно погружая его в неё и поднимая туловище над поверхностью воды.

Плавание с грудным ребёнком в бассейне

Обучение плаванию грудничков не должно начинаться сразу с бассейна. Необходимо дать организму крохи адаптироваться к воде и к её температурному режиму сначала в ванной.

Если у ребёнка появилась «гусиная» или «мраморная» кожа, необходимо сразу вытащить его на сушу, так как это симптомы переохлаждения.

В том случае, если во время посещения бассейна ваш малыш испугался и не хочет в нём купаться – сядьте на его ступеньки или на бортики (дайте ему время на адаптацию), а затем постепенно попробуйте повторить ещё раз погружение в воду. Если же беспокойство и плач ребёнка продолжаются – отмените это занятие и повторите попытку в следующий раз. Не выполняйте насильно, так как таким образом Вы можете сформировать у него чувство страха к воде.

После занятий необходимо почистить крохе ушки, чтоб в них не осталась вода, а если во время них малыш глотнул воду, нужно выпоить его сорбентом (Смектой, Энтеросгелем, Полисорбом и т.д.).

Все плюсы и минусы грудничкового плавания

Плюсы данного вида спорта:

  • во время занятий расслабляется мышечная система новорождённого, нормализуется её тонус;
  • благоприятно влияет на физическое и нервно-психическое развитие крохи. Польза от этих процедур заключается в том, что ребёнок начинает раньше сидеть, ползать, ходить, стоять, разговаривать и т.д.;
  • способствует закаливанию организма, оздоровлению и укреплению иммунитета;
  • нормализует работу нервной системы (улучшает сон, аппетит, успокаивает и расслабляет кроху);
  • улучшает работу пищеварительной системы (благодаря тому, что вода «массирует» кишечник, можно избежать запоров и колик у младенца);
  • благоприятно влияет на сердечно-сосудистую систему и дыхательную систему (увеличивает жизненную ёмкость лёгких, повышает гемоглобин и т.д.).
Читайте также:  Игрушки Монтессори своими руками: мастер-класс по изготовлению дома, фото и подробная инструкция, советы мастериц

Минусы этих процедур:

  • занятия в бассейне проходят в закрытом помещении с повышенной влажностью воздуха и в хлорированной воде, что предрасполагает к развитию бронхиальной астмы и аллергических реакций на хлорку в виде дерматитов и др.;
  • они могут способствовать развитию простудных заболеваний, отитов, частых ринитов. При неправильном снижении температуры и при наличии сквозняков, может возникнуть переохлаждение;
  • мало квалифицированных специалистов и хороших тренеров в этой сфере;
  • при заглатывании воды может возникнуть расстройство кишечника.

Заключение

С рождением крохи для родителей «весь мир переворачивает с ног на голову». Каждый из них хочет, чтоб их малыш рос и развивался быстрей, чем сверстники или хотя бы не отставал от них. Одним из наиболее часто применяемых методов, который позволяет им достичь этой цели, является грудничковое плавание.

Благодаря этому виду спорта можно хорошо укрепить иммунитет, оздоровить ребёнка, способствовать его лучшему физическому и нервно-психическому развитию, а также улучшить работу пищеварительной, дыхательной, сердечно-сосудистой и нервной систем. Однако при выборе этих процедур, следует ознакомиться не только с полезными их свойствами, но и со всеми показаниями и противопоказаниями, так как важно не нанести вред крохе, а для этого допуск к занятиям нужно получать строго у врача.

Не относитесь халатно к здоровью своего чада. При выраженном беспокойстве во время тренировок – отмените их хотя бы временно или поменяйте упражнение, отвлеките малыша. Не выполняйте эти процедуры насильно и не развивайте у ребёнка страх перед водой! Берегите своих детей! Будьте здоровы!

Показания к грудничковому плаванию

Плавание с рождения показано всем детям за очень-очень редкими исключениями. Но есть группа медицинских показаний, при которых занятия с детьми в воде крайне важны. Ниже указаны основные из них. За личной консультацией обращайтесь к инструктору.

1. Гипертонус.

Теплая вода, медленный темп движений способствуют расслаблению мышц – то, что необходимо при гипертонусе у ребенка. Часто дети, активные на суше, как будто замирают в воде и прислушиваются к своим ощущениям. Основная цель занятий – добиться максимального расслабления, растяжки мышц в воде.

2. Гипотонус.

При гипотонусе цель водных занятий – активизировать, привести в тонус организм ребенка. Дать ему возможность “включиться” в работу при помощи воздействия более прохладной воды, быстрых, энергичных, разносторонних движений и нырков.

3. Малый вес (меньше 2,5 кг).

Для новорожденных детей движение – это практически единственный путь развития, как физического, так и умственного. Дети с малым весом особо нуждаются в движении. Разумеется, с дозированной нагрузкой. Короткие, пятиминутные занятия несколько раз в день дают колоссальные результаты. Малыши крепнут на глазах. Занятия в воде стимулируют их к физической активности, включаются внутренние резервы организма, повышается аппетит, ребенок закаляется, что способствуют скорейшей адаптации и дальнейшему развитию.

4. «Кесарята».

Дети, рожденные посредством кесарева сечения (к этой категории могут относиться и малыши с малым весом), нуждаются в занятиях плаванием не меньше и не больше, чем рожденные естественным способом. Есть разные точки зрения на предмет отличий в развитии таких деток. И, в частности, отмечают особое отношение «кесарят» к воде. Различия есть всегда. Способ рождения – это один из факторов, влияющих на дальнейшую судьбу человека, его взаимоотношения с миром, окружающей средой, в том числе. Но помимо этого, существует масса других составляющих – дальнейший опыт ребенка после рождения, родители, их отношение к миру, между собой, семейная модель, психологический фон, наконец. Как ребенок будет проживать контакт с водой в этом мире – результат стечения множества обстоятельств.

Одна из самых важных задач, которую способны помочь решить водные занятия детям после кесарева сечения, – это проживание того естественного опыта рождения, которого у него не было возможности пройти. Прохождение перинатальных матриц (по С. Грофу). Популярная теория имеет вполне доказательную базу, с точки зрения которой необходимо дать малышу шанс компенсировать и «отработать» процесс рождения, запустить те механизмы, которые не были запущены при рождении.

5. Дисплазия тазобедренных суставов.

Сами по себе занятия с новорожденными детьми в воде оказывают профилактическое действие на суставы и связки, которые получают мягкую, естественную тренировку в водной среде. В ситуации, когда имеется действительно дисплазия тазобедренных суставов, основная цель занятий в воде – стимуляция самостоятельных движений ребенком.

6. Вальгус, варус, плоскостопие.

Эти патологии разной степени тяжести, чаще всего, являются следствием слабости связочно-мышечного аппарата. А если смотреть глубже, первопричиной мышечной гипотонией профессор Ратнер А.Ю. в своей книге “Неврология новорожденных” называл натальную травму шейного отдела позвоночника у детей. За исключением явных клинических случаев, как правило, данные проблемы становятся очевидны, когда ребенок начинает ходить. Стопы формируются икро-ножными мышцами. Так как сами по себе мышцы стоп слабые, основная нагрузка приходится на мышцы икр. Когда ребенок встает на ножки, нагрузка на икры резко возрастает. Если мышцы слабые, происходят изменения в коленном суставе и неправильное формирование стоп. Однако, поставленный диагноз – не есть факт. Зачастую, диагноз ставится слишком рано.

Плавание очень полезно в качестве профилактики заболеваний опорно двигательного-аппарата, особенно если есть наследственная предрасположенность и можно отметить другие сопутствующие факторы, влияющие на физическое развитие ребенка. Плавать в данном случае нужно много и часто, уделяя особое внимание усилиям, которые совершает ребенок ногами – толчки, прыжки, работа ступнями, в том числе в ластах. Основная задача – укрепление связок и мышц естественным способом, при помощи собственных усилий ребенка. Пассивные способы коррекции (ортопедическая обувь, физиопроцедуры и пр.) сами по себе не дадут стабильного результата. Пока аппарат ребенка не заработает за счет собственных усилий, истинной коррекции не произойдет. Физически активное развитие дает развитие мышечной силы. Только за счет развития мышц можно компенсировать их слабость.

7. Кривошея.

Обычно различают кривошею как установочную залеженность (в утробе, при родах и пр.). И истинную кривошею, когда у ребенка диагностируются более глубокие изменения на уровне костей и мышц, которые не дают возможность свободно держать и поворачивать голову.

При установочной залеженности плавание – отличный способ коррекции. Основная задача: расслабить зажатые мышцы шеи. Упражнения с поддержками за шею с различными вариантами растяжения позволяют решить этот вопрос.

При истинной кривошее ситуация рассматривается в индивидуальном порядке.

8. ДЦП.

Детский церебральный паралич – это тяжелое заболевание головного мозга, проявляющееся в различных психомоторных нарушениях при ведущем двигательном дефекте. Термин ДЦП обозначает группу двигательных расстройств, возникающих при поражении двигательных систем головного мозга и проявляющихся в недостатке или отсутствии контроля со стороны нервной системы за функциями мышц.

Симптомы ДЦП могут быть выявлены сразу после рождения ребенка, а могут проявляться постепенно. Многое зависит от степени тяжести заболевания и от образа жизни, который создают родители для ребенка с первых дней рождения. Нередки случаи постановки диагноза ДЦП в 3-4 года, то есть достаточно поздно.

Плавание – уникальный способ профилактики и коррекции ДЦП. Так как основной задачей физического воспитания детей с ДЦП является развитие и нормализация движений. Ребенок не должен долго оставаться в статичном, однообразном положении, что как раз часто происходит в подобных случаях. Необходимо постоянное смена поз, сгибание и разгибание конечностей, чередование расслабления и напряжения для формирования нужных двигательных ощущений в мышцах. На занятиях в воде происходит активное стимулирование двигательных функций организма. Кроме того, дополнительным эффектом является сенсорное стимулирование – вода, как особая среда, дает возможность ощутить иные зрительные, тактильные, звуковые ощущения. Чем младше ребенок, тем большее значение для стимулирования его нервно-психической деятельности имеет тактильный раздражитель.

В воде нормализуются процессы возбуждения и торможения, снижается мышечный тонус, улучшается кровоснабжение органов и тканей, замедляется атрофия мышц. Гипоксические тренировки при нырянии оказывают неоценимый лечебный эффект для стимулирования развития клеток головного мозга.

Дети с церебральным параличом отличаются повышенной восприимчивостью к простудным и инфекционным заболеваниям, особенно к болезням верхних дыхательных путей. Это связано как с общим снижением реактивности организма в связи с поражением ЦНС, так и с малой двигательной активностью, а также с частыми нарушениями дыхательной функции. Для укрепления здоровья важное значение имеет закаливание, которое необходимо начинать с самого раннего возраста. В этом случае плавание только в плюс.

Все те полезные факторы, которые приносит грудничковое плавание, особенно важны в период начального формирования активных движений ребенка с ДЦП.

Плавание в бассейне для детей – чем полезно и с какого возраста можно?

Доказано, что систематические занятия плаванием с раннего возраста отлично закаливают ребенка, делают его менее подверженным заболеваниям, стимулируют правильное физическое развитие.

Первые результаты заметны уже спустя несколько недель, а преимущество занятий в бассейне очевидно – это можно делать вне зависимости от сезона.

Что дает ребенку регулярное плавание?

Некоторые положительные эффекты очевидны, о других родители даже не догадываются. Например, занятия плаванием предупреждают развитие плоскостопия при предрасположенности к нему.

Польза от плавания:

  • улучшение аппетита, сна и обменных процессов в организме
  • профилактика острых респираторных, простудных заболеваний
  • укрепление иммунитета и общее закаливание
  • формирование осанки, укрепление мышц и связок
  • активное развитие физических способностей, выносливости, координации, силы
  • наличие положительных эмоций

Противопоказания:

  • вирусные, кишечные, кожные инфекции
  • аллергические кожные проявления
  • пневмония, лихорадочные состояния
  • острые воспаления, гнойные процессы
  • судорожный синдром, эпилепсия
  • тяжелые пороки сердца, острая недостаточность печени или почек

Плавание в бассейне позволяет укрепить нервную систему, пригасить повышенную возбудимость, положительно воздействует на сосуды и сердце малыша. Несомненная польза упражнений в воде для опорно-двигательной системы подтверждена положительной динамикой у детей, страдающих ДЦП.

Кроме того, ваш ребенок быстро научится плавать, и вам не придется переживать за него в процессе купания на открытых водоемах.

Кому и с какого возраста можно начинать занятия?

Если у ребенка нет противопоказаний к плаванию, оздоровительные занятия можно проводить с самого раннего возраста. Поэтому на первые занятия можно приводить любого здорового грудничка.

Некоторые врожденные аномалии организма могут также стать противопоказанием к плаванию, но встречаются они чрезвычайно редко. Гораздо больше существует показаний к началу занятий. Помимо общего оздоровления плавание резко стимулирует не только физическое, но и умственное развитие малыша, делает его более коммуникабельным.

В некоторых случаях, например, при восстановлении после травм или реабилитации после ряда заболеваний, врачи настоятельно рекомендуют регулярное плавание.

Плавание для детей до 1 года

Родители быстро убеждаются, что груднички практически не болеют, отлично спят и прекрасно кушают, как только начинают активно заниматься плаванием. Физические нагрузки нужны для ребенка каждый день, а для проблемного малыша в большинстве случаев просто обязательны. Это не только специальный массаж, снимающий дисплазию суставов, но и специальные упражнения в бассейне.

Крайне важны занятия плаванием для малышей с диагнозом:

  • мышечный гипер- или гипотонус;
  • наличие кривошеи;
  • недоразвитие опорно-двигательного аппарата;
  • избыточный вес или гипотрофия;
  • недоношенность, рахит;
  • церебральный паралич (ДЦП);
  • синдром повышенной возбудимости, миатонический или гипертензионный синдромы.

В большинстве случаев ранние занятия плаванием позволяют минимизировать проблемы со здоровьем у ребенка либо полностью избавиться от них. Единственное отличие грудничкового плавания от обычного в том, что навык самостоятельного плавания не является основной целью занятий. Главное, что это эффективный способ закаливания, укрепления иммунитета и здоровья, исправления выявленных отклонений и стимулирование правильного развития.

Плавательные рефлексы у грудничков имеются, их нужно просто развивать. Чтобы навык закрепился на всю жизнь, регулярные занятия необходимы минимум до 3-х лет. Разумеется, для грудничков должен быть подготовлен отдельный от других детей бассейн с чистой водой оптимальной температуры, должна обеспечиваться дезинфекция воды и обеззараживание воздуха.

Порядок проведения занятия

Малыши с удовольствием будут плавать в любое время. Поэтому расписание по дням и время посещения бассейна подбирают взрослые. Каждое занятие должно длиться порядка 30 минут, включать в себя предварительный разогрев ребенка. Дети не должны быть уставшими, перекормленными или голодными, перевозбужденными.

Тренировочное занятие делится на три этапа. Это подготовка, основная и заключительная части.

Подготовка

Длится до 15% общего времени занятия. Подготовка состоит из разогрева, постепенного входа ребенка в воду и адаптации малыша в бассейне. Для этого используется ряд приемов: качания, проводки, полоскания и пр.

Основная тренировка

Длится 80% всего времени и включает комплекс упражнений, которые развивают навыки ныряния и плавания, являются общеукрепляющими или специальными (для малышей с отклонениями в развитии). Упражнения проводятся в игровой форме, вначале принудительно, руками тренера. После усвоения ребенком основных навыков большую часть упражнений он начинает выполнять самостоятельно.

Читайте также:  Подростковый возраст: психологические и физиологические аспекты, 6 важных советов родителям

Завершение тренировки

Занимает около 5% общего времени занятия. Малыша постепенно успокаивают, делают с ним любимые упражнения для поднятия настроения и выводят из воды.

Обязательно нужно следить, чтобы малыш не устал, не испугался бассейна. Лучше раньше прервать тренировку или заменить упражнения игрой. Наверстать пропущенное можно будет позже, главное – чтобы малыш получал удовольствие и с радостью приходил в бассейн.

Совместное плавание в бассейне с родителями

Самым маленьким наиболее комфортно, когда занятия проводятся с мамой или папой. Некоторые малыши начинают ходить в бассейн в 4-6 месяцев, когда тесное общение с посторонним человеком, которым для него вначале является инструктор, может стать стрессом. Совместное плавание такой стресс снимает, что особенно важно при первом знакомстве с «большой» водой.

Впечатления от бассейна и готовность к занятиям очень зависят от настроя родителей, которые спокойны, являются для малыша надежной опорой и подбадривают его. После первого успешного контакта с водой страхи (если они были) у ребенка быстро пропадают, он активно включается в новую игру и начинает получать удовольствие.

При занятиях с грудничками нельзя ставить обязательной целью учебу его плаванию. Ребенок естественно чувствует себя в водной среде, ведь совсем недавно он находился в утробе. Часто малыши плавают вертикально, но переучивать их сразу не стоит, на этом этапе важны не спортивные результаты и правильные движения, а здоровье, закаливание водой, развивающие или лечебные упражнения.

Ребенок научится держаться на воде, адаптируется в бассейне – это главное. Совместное плавание в бассейне под контролем грамотного инструктора позволит и родителям усвоить нужные упражнения, чтобы проводить их самостоятельно. Постепенно эти упражнения будут усложняться, доставляя удовольствие обоим и принося заметную пользу. Стоит знать, что плавательные навыки у грудничков постепенно теряются. Закрепить их можно только регулярными посещениями бассейна.

Как научить ребенка плавать?

Начальные навыки специалисты рекомендуют развивать у малышей возрастом от года-полутора лет, в зависимости от их физического состояния. Вначале упражнения выполняются в игровой форме. Ребенок учится держаться на поверхности, нырять, открывать глаза под водой, доставать предметы, проплывать несколько метров самостоятельно.

Обучение плаванию и правильным стилям рекомендуется начинать после 3-х лет. Именно в этот период активно формируется опорно-двигательная система. Необходимо придерживаться нескольких обязательных правил.

Никаких вспомогательных средств, кроме плавательной доски. Нарукавники, жилеты, плавательные круги, ласты и прочее только мешают обучению и закрепляют вредные навыки. Это мешает держаться на воде самостоятельно.

Правильный подбор бассейна. На первых занятиях нужно, чтобы бассейн был неглубоким, с уровнем воды до середины груди. Небольшая ширина позволит выполнять упражнение «скольжение» без опаски – а это основное упражнение при обучении. Учиться сразу на глубокой воде неправильно.

Выполнять эффективные упражнения. Главные навыки начинающего пловца – лежание на поверхности воды, освоение плавучести. Для этого идеально подходят следующие упражнения: «звездочка» (горизонтальное положение с раскинутыми в стороны конечностями), «стрелочка» (скольжение по поверхности), «поплавок» (вис на поверхности, обхватив колени руками). Эти упражнения позволяют прочувствовать плавучесть, разгружают мышцы.

Навык правильного дыхания. В процессе плавания выполняется быстрое вдыхание ртом с постепенным выдыханием через нос в воду. Постепенно ребенок научится выдыхать исключительно в воде, не задерживать дыхание. Правильно поставленное дыхание пригодится не только в бассейне. В дальнейшем можно будет бегать без устали, легко преодолевать лестницы, не запыхавшись.

Выполнять правильную последовательность упражнений от простых до усложненных. Вначале закрепляется навык скольжения, затем – работа ног, рук, дыхание. И только после их закрепления переходят к осваиванию отдельных стилей. Автоматизм и правильность движений отрабатывают на суше, и только затем в воде.

Некоторые родители отмечают, что после начала занятий в бассейне у некоторых детей возникают простуды. Это свидетельствует о несоблюдении еще одного правила – правильного ухода из бассейна. Ребенок должен быть полностью высушен, одет по погоде, защищен от сквозняков, особенно в холодный сезон.

Плавание – польза и вред, показания и противопоказания

С раннего детства родители учат детей плавать. Обучения проходят в открытых водоемах. Что делать, если рядом с домом нет реки или озера? В этом случае помогает бассейн. Сегодня в каждом городе есть бассейны, которые позволяют не только учить детей плавать, но и взрослым заняться своим здоровьем. Плавание в бассейне является профилактикой и лечением различных заболеваний. О правилах посещения бассейна смотрите статью по ссылке.

Плавание в бассейне — это вид спорта, который дает возможность улучшить состояние здоровья, исправить осанку, улучшить работу сердечно-сосудистой и дыхательной системы, а также снять нервное напряжение и лишний вес.

Плавание – польза

Регулярное посещение бассейна позволяет решить многие вопросы со здоровьем, а для тех кто не умеет плавать — научиться.

Укрепление мышц. Плавание положительно влияет на человеческий организм и хорошо заменяет занятие любым видом спорта. Если при занятиях спортом тренируется определенная группа мышц, то во время плавания задействованы все мышцы. При этом нет сильной нагрузки на мышцы, во время движений одна группа мышц напрягается, а другая расслабляется и так поочередно.

В воде человек активно задействует ноги, что положительно влияет на уменьшение объема бедер, а также укрепляет мускулы ног.

При плавании работают бицепс, трицепс, дельтовидные мускулы плеча, сгибатели пальцев рук, мускулы шеи, грудные, передние зубчатые мышцы, широчайшие и так далее – то есть в работу вовлекается все тело.

Однако, нагрузка на разные группы мышц разная, все зависит от того, какой стиль плаванья вы применяете. Например, при брассе основная нагрузка приходится на большие круглые мышцы спины. При баттерфляй развиваются мышцы ног, а именно: мышцы тазового пояса, мышцы бедра, мышцы голени и мышцы стопы, а также на руки.

Во время плавания создается невидимый корсет, который закрепляет позвоночник в прямом положении, что дает возможность сформировать красивую осанку. Благодаря тому, что вода плавно обтекает тело, создается стройная фигура с подтянутыми мышцами.

Во время плавания на суставы не оказывается высокой нагрузки, поэтому занятие в бассейне позволяет улучшить работу опорно-двигательного аппарата и быстро восстановить после тяжелых травм.

Сердечно-сосудистая система также оказывается в положительной среде для ее работы. Горизонтальное положение, в котором находиться человек в бассейне, позволяет сердцу пропускать кровь через артериальную систему к периферии по горизонтали. Это облегчает ее работу нежели, когда человек находится в вертикальном положении. Занятие в бассейне улучшает кровообращение, оптимизирует сердечный ритм и нормализует артериальное давление. Люди, которые часто занимаются плаванием не жалуются на работу сердечно-сосудистой системы и меньше склонные к развитию инфаркта и других заболеваний сердца и сосудов.

Дыхательная система также поддается положительному воздействию от занятий в бассейне. Во время занятий человек делает полный вдох благодаря давлению воды и выдох. В результате такая дыхательная гимнастика позволяет укрепить легкие, тренирует бронхи и альвеолы, повышает эластичность легких, увеличивается размер грудной клетки и жизненная емкость легких. Люди, которые часто занимаются в бассейне, не имеют одышки во время ходьбы и поднятии по лестницы.

Регулярные занятия в бассейне укрепляют иммунную систему . Это означает, что организм легко будет переносить изменения внешней среды и меньше поддаваться вирусным инфекциям в зимний период.

Плавание развивает выносливость, как у ребенка, так и у взрослого человека. На первых занятиях дистанция не большая и преодолевается за длинный промежуток времени. С каждым разом дистанция увеличивается, а время ее преодоления уменьшается. Таким образом, вырабатывается выносливость и человек не боится подняться в горы, заняться бегом или преодолеть длинные маршруты пешком.

Для тех кто хочет сбросить лишний вес следует знать, что занятия в бассейне равноценно бегу или аэробики. За два часа плаванья в бассейне можно сжечь до 2 кг жира. Сегодня можно встретить набор в группы для занятий аквааэробикой. Тренировки проходят вместе с тренером и занятия дают ощутимый результат.

О том как правильно плавать, чтобы похудеть смотрите видео ниже.

Для того, чтобы плавание приносило пользу, необходимо плавать правильно. Об особенностях плавания при заболеваниях в спине смотрите видео ниже.

Стоит также помнить, что вода успокаивает человека. Это означает, что плаванье в бассейне положительно влияет на нервную систему, приводит ее в норму и позволяет снять раздражительность и усталость.

Плаванье в бассейне дисциплинирует, развивает настойчивость, выносливость, решительность, помогает перенести стрессовые ситуации и закаляет человека.

Вот поэтому стоит ходить в бассейн и заниматься плаваньем, как взрослым, так и детям. Если прийти всей семьей, то время пройдет не только с пользой, но и весело.

Смотрите видео о пользе плавания.

Показания для занятий плаванием

Сейчас много людей болеет различными заболеваниями и каждый из них найдет болезнь, из-за которой ему в бассейн ходить нельзя. Если честно, то это простое нежелание человека заняться своим здоровьем. В действительности существуют заболевания, которые не позволяют человеку посещать бассейн (о них немного позже), но их не так много. Во всех остальных случаях плавание оказывает благоприятное воздействие на организм.

Во-первых, плавание в бассейне рекомендуют людям с проблемами позвоночника. Чтобы позвоночник чувствовал себя хорошо, вокруг него должен быть крепкий корсет из мышц. Когда мышцы расслабляются, позвоночник начинает искривляться и появляются боли. Плаванье в бассейне укрепляет корсет из мышц для позвоночника. Занятие в бассейне положительно влияет на позвонки, что позволяет предотвратить появление межпозвоночной грыжи.

Грыжу позвоночника можно вылечить без операции – только занимаясь плаванием.

Во-вторых, для людей с заболеванием сердечно-сосудистой системы занятия в бассейне позволяют улучшить кровообращение и снизить артериальное давление. Систематические занятия в бассейне снижают уровень холестерина в крови.

В-третьих, плавать в бассейне разрешено людям с различными заболеваниями суставов. В бассейне во время занятий создается более высокая амплитуда, чем на суше. В результате улучшает подвижность суставов.

В-четвертых, плавание полезно людям с варикозом или предрасположенностью к нему. Вода снимает усталость с ног, а циркуляция крови в венах улучшается. Поэтому самое эффективное лечение болезни — это плавание в бассейне.

В-пятых, проблемы с дыхательной системой также можно решить с помощью занятий в бассейне.

В-шестых, людям с повышенной нервной возбудимостью также рекомендуется посещать бассейн.

Вода – это лучшее лекарство для решения всех вышеперечисленных заболеваний. Она действует как обезболивающее и успокаивающее лекарство.

Не стоит забывать, что все-таки имеются заболевания, с которыми плавать в бассейне категорически запрещено или необходимо иметь разрешение врача и проводить занятия только под его присмотром.

Противопоказания к плаванию

Теперь остановимся на вреде от плавания и расскажем кому запрещено плавать в бассейне.

Запрещено посещать бассейн людям с:

  • сердечной, почечной и печеночной недостаточностью;
  • туберкулезом или сифилисом;
  • пневмонией, гриппом, ангиной и другими вирусными инфекциями;
  • кишечными расстройствами или инфекциями;
  • аллергией или эпилепсией;
  • кровотечениями в брюшной полости;
  • после травмы головного мозга;
  • лихорадкой.

В бассейне вода обеззараживается при помощи хлора, который не является безопасным для человека. Хлорка высушивает кожу и вызывает аллергические реакции, а ее испарения пагубно влияют на органы дыхания. Поэтому людям, которые имеют серьезные проблемы с легкими, бронхами и т. д. необходимо с осторожностью относится к посещениям бассейна.

Постоянные занятия в бассейне в одном и том же направлении могут сказаться на женской фигуре. Вспомните женщин-пловчих — у них у всех сформировалась достаточно мужская фигура, когда верхняя часть тела больше, чем нижняя.

Прежде чем идти в бассейн, необходимо проконсультироваться с врачом, чтобы не ухудшить свое состояние здоровья или заниматься с тренером, который правильно распределит нагрузку на организм.

Виды занятий плаванием

Все виды плавания можно разделить на тренировочный и любительский. К тренировочным видам относят — спортивный, прикладной, игровой и фигурный.

  1. Под спортивным видом плавания понимают преодоление дистанции за определенный промежуток времени. В основном человеку удается преодолеть 15 метров вплавь до бортика, оттолкнутся и плыть назад. Этот вид плавания часто относят к подводному виду спорта.
  2. Прикладным видом плавания обучаются люди, чья профессия связана с работой на воде, например спасатели. Этим людям необходимо знать, какие мероприятия проводить для спасения человека на воде.
  3. Игровой вид плавания связан с проведением различных игр на воде, например водного поло, которое сейчас вошло в список олимпийских игр.
  4. Фигурный вид плаванья позволяет создавать красивые танцы на воде. Этот вид еще называют художественным или синхронным.
  5. К любительским видам относят оздоровительный и лечебный вид плавания.
  6. Оздоровительный вид плавания это простое плаванье на воде, которым занимаются все люди с целью улучшения своего самочувствия.

Лечебный вид плавания проводят с целью восстановления человека после тяжелых трав, но делают это в специализированных учреждениях и под присмотром врачей, например в санаториях или больницах.

Читайте также:  Звуки и голоса животных для детей: 4 варианта обучения от детского психолога и советы родителям

С какого возраста начинать заниматься плаванием

Плавать в бассейне можно в любом возрасте! Посещать бассейн можно в любом возрасте. Он полезен для новорожденного и для человека преклонного возраста. Разница заключается только в температурном режиме воды, времени и способа тренировок.

В первые недели жизни с младенцем можно заниматься в бассейне, который часто заменяет ванна. Делать это поначалу стоит со специалистом, который расскажет, как правильно держать малыша. Температура воды составляет +35 – + 36 градусов. При этом к первому году жизни она уже должны быть +28 градусов. Занятия длятся не больше 15 минут. Вода для малышей это их знакомая среда обитания. Поэтому чувствовать они себя будут в ней хорошо. Водные занятия помогают ребенку лучше адаптироваться к окружающей среде, снизить риск заболеваний, успокоить нервную систему и даже уменьшить боли.

Детей в возрасте от 2 до 6 лет также рекомендуется водить в бассейн один или два раза в неделю. Эти занятия позволяют укрепить позвоночник, развить сердечно-сосудистую систему, укрепить мышечные ткани. Температура воды должна быть +28 градусов.

Занятие в бассейне для школьников может быть не просто оздоровительными процедурами, но и стать для них выбором их будущей профессии. Тренировки стоит проводить 1-2 раза в неделю при температуре воды +28 градусов. Занятия несут оздоровительное воздействие на организм школьника.

Для взрослого человека занятия в бассейне позволяют поддерживать себя в форме. Лучше всего проводить их 2-3 раза в неделю по 60-90 минут.

Не стоит забывать о плавании людям преклонного возраста. Поход в бассейн один или два раза в неделю по 30-60 минут позволит забыть о многих болезнях. Здесь очень важно всегда следить за пульсом и артериальным давлением.

Занятия в бассейне лучше всего проводить в средине дня, когда организм находится в бодром состоянии.

Очень важно за 3 часа до занятий покушать, а если не получается, то перед занятиями съесть что-то легкое, например яблоко или йогурт.

Что необходимо взять с собой в бассейн

Для занятий в бассейне необходимо взять следующие вещи: сплошной купальник для женщин и плавки для мужчин, купальную шапочку, которая будет защищать волосы от хлорки, очки для плавания, для защиты глаз все от той же хлорки, шлепанцы, мыло, мочалку и полотенце.

Плавание в бассейне является лечебной физкультурой. Регулярные занятия в бассейне позволяют забыть о многих болезнях и чувствовать себя молодым.

Плавание для грудничков: ликбез для родителей

Раннее обучение плаванию грудничка способствует укреплению важных систем организма – сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной, опорно-двигательного аппарата.

Двигаясь в воде и преодолевая ее сопротивление, малыш тренирует мышцы, движение жидкости осуществляет своеобразный массаж, снимая гипертонус, стимулируя крово- и лимфообращение.

Плавание оказывает положительное действие на иммунитет – дети, регулярно им занимающиеся, болеют значительно реже сверстников.

Плавание для грудничков: в каком возрасте начинать

Плавать с грудничком нужно начинать с двухнедельного возраста, как только полностью заживет пупочная ранка. Дело в том, что до трех месяцев у ребенка сохраняются врожденные рефлексы, благодаря которым он способен удерживаться на воде.

После достижения трех месяцев они угасают, поэтому позже начинать уроки не имеет смысла – отложить обучение придется до 3-4-летнего возраста, когда ребенок сможет сознательно повторять команды инструктора.

Также у маленьких детей есть рефлекс задержки дыхания при погружении в воду — именно до трех месяцев идеальное время, чтобы научить ребенка нырять.

Более взрослый малыш неизбежно наглотается воды и может сильно испугаться. Но это не значит, что не стоит с ребенком старше трех месяцев посещать бассейн – даже обычные совместные упражнения мамы с малышом в воде приносят пользу детскому организму.

Противопоказания к занятиям плаванием для грудничков

Если вы решили научить грудничка плаванию, предварительно нужно проконсультироваться с лечащим врачом – он подскажет, насколько это необходимо ребенку, и выявит наличие противопоказаний.

Плавать с маленьким ребенком нельзя при следующих патологиях:

  • врожденные пороки сердца;
  • острые инфекционные заболевания до выздоровления;
  • неврологические расстройства, сопровождающиеся судорогами;
  • гнойные заболевания кожи;
  • патологии опорно-двигательного аппарата, требующие фиксации конечностей.

Также не стоит заставлять ребенка плавать, если он сильно напуган или сопротивляется.

Показания к занятиям плаванием для грудничков

Очень полезно плавание для грудничков с расстройствами неврологического характера без судорожных синдромов, особенно при гипер- и гипотонусах мышц.

Также полезны занятия при гипотрофии, анемии, заболеваниях опорно-двигательной системы легкой степени. Незаменимо плавание для грудничков с ДЦП – оно облегчает адаптацию и способствует развитию двигательных функций.

Естественно, плаванием нужно заниматься со здоровыми детьми для укрепления и улучшения их физического состояния.

Как начать занятия

Учить грудничка плавать сначала лучше в ванной в воде комфортной температуры, но не горячей. Первое время она должна быть не холоднее температуры тела – 37-38°. В дальнейшем ее можно постепенно снижать, однако не превышая порог в 30°C.

Первые уроки продолжаются не более 15 минут, чтобы не утомить ребенка. Плавать можно утром и вечером, в любое время, но не раньше 1,5 часов после кормления.

Заканчивать занятие стоит при первых признаках утомления малыша.

Не занимайтесь с уставшим не выспавшимся ребенком. Не стоит обливать малыша холодной водой после купания – это сильный стресс, который может стать причиной боязни воды и отказа от плавания.

Когда малыш привыкнет, можно переходить к занятиям в бассейне. Если родители планируют занятия с инструктором, необходимо обязательно проверить наличие у него специального медицинского образования. Ведь он должен уметь оказать первую помощь малышу в случае непредвиденной ситуации и знать основные физиологические особенности детского организма.

Техника плавания

Занимаясь с малышом, мама может поддерживать его под подбородок или под затылок и двигать руку вместе с ребенком. Очень скоро он привыкнет и будет активно участвовать в процессе – шевелить ручками и ножками, отталкиваться от края ванной. Для удобства можно использовать в качестве поддержки не мамину руку, а специальные устройства – шапочки или круги.

Следующий этап – обучение нырянию, удобнее всего это делать в положении на животе. Мама должна громко сказать: «Ныряем» и плеснуть водой в личико малышу. Как только он зажмурится и задержит дыхание, нужно полностью опустить голову ребенка под воду и удерживать там несколько секунд.

Через некоторое время ребенок станет сам задерживать дыхание при словах мамы. Ныряние очень полезно для тренировки дыхательной системы грудничка.

Самое главное правило для родителей – обучение нужно проводить очень осторожно, желательно взять несколько уроков у специалиста. Ни в коем случае нельзя оставлять малыша одного в ванной, он должен всегда находиться под присмотром родителей.

Грудничковое плавание с 3-х до 6 месяцев

Радилицкая Маргарита
Грудничковое плавание с 3-х до 6 месяцев

Конспект занятия по грудничковому плаванию с 3-х до 6 месяцев.

Цель: Развивать движения, тренировать все группы мышц, снизить мышечный тонус (у детей с повышенным тонусом, создать у малыша хорошее настроение, и получить удовольствие от общения со взрослым, закаливание (t воды 36-37 градусов).

Ход занятия: Берём малыша на руки, ласково заговариваем с ним, несём в ванную и сообщаем, что сейчас мы будем делать зарядку, а потом купаться и плавать. Во время занятия малыш должен быть спокоен в бодром настроении, не голоден, но с момента последнего кормления должно пройти не менее часа.

Кладём малыша на пеленальник на спинку, ласково разговаривая, хваля и ободряя его, раздеваем и приступаем к разминке.

Упражнение 1: Сгибание разгибание ног. Сгибаем ноги малыша коленями к груди и вытягиваем (5-6 раз).

Упражнение 2: «Лягушка», раскрываем тазобедренный сустав разводя ноги в коленях до положения «лягушки», затем выпрямляем (5-6 раз).

Упражнение 3: Разминаем ручки «потягушечки». Тянем ручки малыша вверх затем опускаем,разводим в стороны и встряхиваем при этом читаем потешку:

Упражнение 4: «Обнимашки». Скрещивание рук на груди в одну и другую сторону.

Упражнение 5: Вращение руками. Вытягиваем руки малыша вверх и через стороны вниз (5-6 раз).

Если при выполнение упражнений мышцы рук ребёнка в тонусе, тогда сочетаем все упражнения с потряхивающими и постукивающими движениями, делаем в той амплитуде, в которой позволяют мышцы ребёнка. Это упражнение делается в одну и другую сторону.

Упражнение 6: Присаживание. Большие пальцы своих рук даём малышу для захвата, остальные фиксируем запястья ребёнка, потягиваем его на себя, при этом он должен вести голову за телом (5-6 раз).

Упражнение 7: Раскрытие ладошек. Переворачиваем ребёнка на живот если он умеет стоять, опираясь на предплечье, ставим его в это положение и раскрываем ладошку, давая ему опираться. Подводим свои руки под грудь и таз, приподнимаем ребёнка и раскачиваем вперёд-назад. Со временем руки от груди можно будет убирать, и ребёнок будет опираться на свои руки, как в упражнении «тачка».

Упражнение 8: Качаем пресс. Берём малыша и прижимаем спиной к своей груди, фиксируем при этом бёдра малыша, прижимая одной рукой к себе, другую подводим под грудь и опускаем корпус малыша. Если он не может самостоятельно подняться в исходное положение, помогаем ему это сделать. Число повторения упражнения не столь важно, главное, чтобы ребёнок получал удовольствие.

Плавание.

Ребёнка опускаем в ванную держа под ягодицы и грудь, сначала опуская ножки и приговаривая «Водичка водичка, тёплая водичка». Раскачивающими движениями вперёд-назад вправо-влево и по кругу опускаем сначала ножки, затем полностью погружаем малыша в воду.

Упражнение 1: «Змейка». Держим ребёнка двумя руками подмышки и под грудь и имитируем движение змейки (на животе). Во время этого упражнения ребёнок получает хороший массаж за счёт противотока воды.

Упражнение 2: Перекаты со спины на живот. Держим ребёнка так же и ведём его вдоль ванной то на животе, то на спине, либо одной рукой поддерживаем спину другой грудь и выполняем те же движения. Это упражнение развивает вестибулярный аппарат и укрепляет мышцы.

Упражнение 3: Боковые перекаты. Держим малыша двумя руками подмышки и под грудь и выполняем качающие движения из стороны в сторону, а затем ведём малыша вдоль ванной то в правый то в левый бок.

Во время всех упражнений подбадриваем и хвалим малыша: «Ой, Алёша молодец, ой, Алёша наш пловец!»

Упражнение 4: Ходьба по дну ванной. Держим малыша так же и имитируя ходьбу по дну поём песенку:

«Топ, топ, топает малыш

Прямо по дорожке милый стриж

маленькие ножки не спешат

только про себя твердят:

топ топ-топ-топ очень нелегки

топ топ-топ-топ первые шаги»

Упражнение 5: Прыжки и шлепки по водичке. Держа малыша под спину и грудь имитируем прыжки и показываем, как весло можно хлопать по водичке.

При этом читаем потешку:

По водичке хлопики,

Да босыми ножками!»

В конце занятия можно несколько раз повторить перекаты со спины на живот (упражнение 2) и в отличном настроении закончить занятие, растерев малыша полотенцем и напоить травяным успокоительным чаем.

Новогодняя сказка «Двенадцать месяцев» «Новогодняя Сказка» (Старшая, подготовительная группа) Звучит пьеса П. И. Чайковского «Декабрь» (фрагмент)Дети заходят, рассматривает елку,.

«Сухое плавание» как важный элемент в проведении занятий по плаванию Плавание – одно из важнейших средств в воспитании детей, способствующее разностороннему физическому развитию ребёнка, стимулирующее укрепление.

Фотоотчёт «Плавание — залог здоровья!» Большое значение для физического развития приобретают занятия детей плаванием в бассейнах. Воспитанники подготовительной к школе группы,.

Информационно-рекламная презентация для родителей «Плавание и его влияние на приобщение детей к здоровому образу жизни» Читая и просматривая материал на сайте МААМ, вижу много вариантов на одну и ту же тему. Предлагаю коллегам необычную собственную презентацию.

Конспект НОД «12 месяцев» Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной к школе группе «В гости к 12 месяцам» Цель: обобщить и систематизировать знания детей о свойствах.

Консультация для педагогов и родителей «Плавание-крепость здоровья» «КАК НАУЧИТЬ РЕБЁНКА НЕ БОЯТЬСЯ ВОДЫ» Не всем детям дошкольного возраста общение с водой доставляет радость. Некоторые боятся погружения.

Консультация для родителей «Плавание в детском саду, как средство здоровьесбережения детей дошкольного возраста» «Плавание в детском саду, как средство здоровьесбережения детей дошкольного возраста». Плавание, как средство передвижения в воде человек.

Мастер-класс «Сухое плавание» — как эффективный метод формирования правильного дыхания» МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД № 121 ГОРОДА ТЮМЕНИ Мастер-класс.

Оздоровительное плавание Оздоровительное плавание Оздоровительное плавание — использование особенностей плавательных движений и нахождения тела в воде в лечебных,.

Стенд «12 месяцев». СТЕНД «12 месяцев». ФИО автора: Мазунина Оксана Борисовна Цель: развивать познавательные способности детей через ознакомление с окружающим.

Ссылка на основную публикацию