Режим дня младенца, ребенка в детском саду, школьника: плюсы и минусы соблюдения распорядка, основы построения и главные правила, пример для двоих детей на один день

Распорядок дня ребенка дошкольника и малыша: тонкости состыковки

  • 28 июля 2015

Когда в семье появляется второй малыш, режим дня ребенка-первенца чаще всего претерпевает изменения. Мама уже не может пускать чередование периодов сна, бодрствования, питания и развивающих занятий на самотек и старается создать такой распорядок дня ребенка, который максимально близко будет к режиму самого младшего члена семьи.

Особенности жизни с двумя детьми таковы, что сначала вам кажется, что состыковать режим дня двоих детей – непосильная задача. Если первые месяцы после родов режим дня мамы двоих детей напоминает хаос, то когда грудничок определяет для себя практически постоянные периоды сна и бодрствования (что происходит примерно к полугоду), уже можно систематизировать день, наметив основные вехи. И вот, со временем вы осознаете, что даже таких разные по возрасту двое детей имеют моменты соприкосновения, удобные для создания вашего семейного режима.

Зачем нужен режим дня в жизни ребенка

Казалось бы, зачем нужен распорядок дня для детей, если они не ходят в детский сад, а вы – сторонник творческого и свободного развития? Но с появлением второго ребенка необходимость в четкой последовательности действий появляется даже у самых несобранных родителей. Именно спокойный, выверенный с индивидуальными особенностями, режим дня ребенка позволяет маме и папе запланировать бытовые дела и освободить немного драгоценного времени для себя и друг друга.

Убеждают нас в том, что ребенку необходим регламентированный режим дня ребенка, Комаровский и Павлов – признанные гуру отечественной педиатрии. Но и западные детские врачи соглашаются с необходимостью четкой последовательности организации дня для детей младшего возраста.

Хороший режим дня в жизни ребенка – это определенный порядок жизни, который предусматривает чередование периодов сна и бодрствования, рациональную организацию его игровой и учебной деятельности. Грамотно составленный режим способствует укреплению нервной системы детей, крепкому здоровью, снижает утомляемость и обеспечивает все потребности ребенка. Необходимо понимание, что распорядок дня для детей это не жесткие рамки, а условие, при котором все потребности детей учитываются и они чувствуют уверенность, зная, что и за чем будет следовать. Как правило, отклонения в последовательности действий не превышают 20-30 минут.

Преимущества режима дня для ребенка

  • Своевременный прием пищи в одно и то же время позволяет избежать любых проблем с пищеварением. Именно это всегда отличало детей благородных кровей – тщательное соблюдение времени завтрака, полдника, обеда и ужина.
  • Соблюдение режима благотворно сказывается на здоровье ребенка. Он получает достаточное количество сна, пищи, свежего воздуха, эмоциональной, физической и умственной нагрузки.
  • Врачи единодушно утверждают, что и иммунитет ребенка, соблюдающего распорядок дня, выше. Подсознание склонно быстро усваивать, что для всего существует свое время, и аппетит просыпается как раз в нужное время, а сон приходит быстрее и становится глубоким.
  • Порядок действий позволяет родителям планировать хоть что-то наперед. Это помогает избегать хаоса, беспорядка, утомленности невозможностью влиять на свою жизнь.
  • Дети, живущие по режиму, спокойнее, увереннее. Они ощущают ежедневную стабильность и уверенность в завтрашнем дне. Ведь малыши – те еще консерваторы, и когда их жизнь вместе с родительской представляет собой хаос, они ощущают беспокойство и беспомощность предугадать ход событий.
  • Если дети привыкли жить, соблюдая примерный режим дня, у них меньше вопросов к родителям, и нет насущной необходимости постоянно командовать и указывать малышам, что им делать.
  • Так как садики и школы придерживаются режима, то соблюдение распорядка весьма способствует быстрой адаптации детей к образовательному учреждению.
  • Режим дня закладывает основы самодисциплины, что будет полезно для детей при вступлении во взрослую жизнь.

Планомерное распределение времени бодрствования, нормализованный режим сна, питания и занятий, строгое соблюдение гигиенических процедур – все это позволяет ребенку быть спокойным, уверенным и веселым. Как правило, нарушение распорядка дня мгновенно сказывается на малышах – они становятся либо гипер активными, возбужденными, либо плаксивыми и вялыми. Могут терять аппетит, капризничать, плохо засыпают.

Таким образом, мы определяем необходимость соблюдения распорядка дня и для мамы и для обоих детей. Осталось только приблизить, состыковать ритмы вашего старшего ребенка и малыша.

Основные моменты организации дня и режима для двоих детей

Чаще всего окончательный режим дня мамы с двумя детьми складывается тогда, когда младший достигает возраста полутора лет. Как ни странно, несколько легче состыковывается распорядок дня мамы погодков или близнецов, так как дети близки по своим потребностям. Но и в этом случае режим дня ребенка может сильно меняться в зависимости от его индивидуальности и темперамента.

В первые годы жизни до трех лет распорядок дня ребенка изменяется не один раз. А вот оставшиеся до школьного времени четыре года почти не затрагивают режим дня. С каждым этапом уменьшается необходимое в сутки количество сна, видоизменяется приемлемая для малыша пища.

Стоит заметить, что пока режим малыша, находящегося на грудном вскармливании, не стабилизируется, совмещать его с распорядком дня старшего ребенка не представляется возможным. Но если постепенно основные события в жизни грудничка, такие как еда, прогулка, купание, сон, будут происходить друг за другом, то ребенок быстро привыкнет, и с удовольствием будет следовать заведенному порядку. Ну а форс-мажор, который всегда имеет место, будет чем-то редким и не страшным.

Самое главное, состыковывая режим дня детей раннего возраста учитывать, чем будет заниматься старший ребенок, а чем – младший. Если стараться следовать последовательности действий хотя бы около месяца, то ритм жизни станет привычным и желанным для всех членов семьи.

Не стоит забывать, что распорядок дня – это понятие очень и очень гибкое. По мере взросления и роста каждого из детей он может, да и должен меняться. Каждый из детей переживает переход на двух, а потом и трехразовый сон, смена качества и количества пищи, количество занятий.

Основными компонентами, на которые следует ориентироваться при составлении распорядка дня для всей семьи, являются:

  • Сон
  • Прогулка
  • Занятия
  • Игровая деятельность
  • Отдых и свободное время
  • Прием пищи
  • Гигиенические процедуры

Именно эти основные моменты следует учитывать, разрабатывая собственный распорядок дня ребенка, мамы и малыша, изменяя длительность и содержание компонентов, в том числе режим сна ребенка, в зависимости от возраста и потребностей детей.

Таблица режим дня по Комаровскому

Примерный режим дня для двоих детей на один день

Планируя распорядок дня для детей, важное внимание уделите тому, сколько периодов сна у младшего ребенка. Если остальные моменты можно легко скорректировать, то сон – это тот фактор, который является основой для создания режима обоих детей.

Лучше всего, если режим дня ребенка дома будет совпадать с его режимом в детском дошкольном учреждении. Мы приведем примерные режимы дня в таблицах для мамы детей дошкольников, которые перешли на одноразовый сон, и режим дня для мамы детей-погодок, младший из которых еще спит два раза в день.

Таблица распорядка дня ребенка дошкольника и малыша

Таблица режим дня для мамы дошкольников старше полутора лет

О том, как одновременно уложить детей спать, или, что сложнее, уложить их по очереди в шахматном порядке, мы еще напишем, а о хитростях, помогающих организовать и сохранить время можно прочитать в статье “Как справиться одной с двумя детьми”.

Если есть возможность совместить сон малыша с первой прогулкой – смело совмещайте. Если дети охотно развиваются вместе – давайте добро, но если младший мешает при творческих и требующих сосредоточенности занятиях первенца, лучше запланировать их на время сна малыша, или самостоятельно занять младшего ребенка на это время интересной игрушкой соответствующей возрасту. Постарайтесь ощутить потребности детей и совместить их графики сна и бодрствования таким образом, чтобы было комфортно всей семье.

Режим дня: гибкость – залог равновесия

Не стоит забывать о том, что распорядок дня ребенка должен быть гибким, и если вы делаете все в нужной последовательности, но со сбоем в 20-30 минут – ничего криминального в этом нет. А еще режим дня ребенка должен учитывать характер и интересы обоих детей, быть разумным, и главное – он должен выполняться. Как же добиться этого, как приучить своих детишек, а главное – себя, к выполнению установленного распорядка?

  • Дети лучше всего все воспринимают в игровой форме – очень помогают такие мелочи, как картинки, расписания, галочки и флажки, будильники и таймеры, проигрывание ситуации с куклами.
  • Даже форс-мажор, например, приход бабушек или гостей, не должен слишком выбивать вас из графика.
  • Корректируйте режим в зависимости от самочувствия каждого из детей.
  • Не стоит заменять прогулки и активные игры телевизором или цифровыми устройствами – иначе энергия детей окажется нереализованной и это аукнется вам при укладывании на ночь.
  • Начните с себя. Если вы поведете детей от хаоса к режиму – они охотно пойдут за вами, пусть и не сразу.

Распорядок – это не твердые рамки, а примерный план на день. И если вам все удастся, то можно легко выполнять домашние дела либо в период сна детей, либо совместно с малышами, а вечер после половины десятого посвятить себе, мужу и хобби.

Каким должен быть режим дня для детей дошкольного возраста?

Режим дня – это установленная последовательность сна, прогулок, игр, развивающих занятий, питания, гигиены. С началом посещения малышом детского сада встает вопрос подготовки его к занятиям в школе: ребенку необходимо вырабатывать навыки владения ручкой, карандашом, а также усидчивость, способность концентрироваться, выполнять задания педагога (воспитателя, а затем – учителя). Отлаженный режим дня дошкольника помогает в этом – и не только.

Каким должен быть режим?

Значение режима дня для дошкольников сложно переоценить. Установлено, что дети, соблюдающие режим дня, более уравновешены и работоспособны. У них постепенно вырабатываются определенные биоритмы, а также система условных рефлексов. Все это помогает маленькому организму физиологически переключаться между теми или иными видами деятельности, своевременно подготавливаться к каждому этапу: приему пищи, прогулке, занятиям, отдыху.

При отсутствии стабильного режима нервная система дошкольника испытывает большие нагрузки: малыш быстро переутомляется или перевозбуждается, а накопленная усталость мешает полноценному сну. Особенно остро это ощущают на себе дети с особенностями развития, поскольку резервы их организма зачастую снижены.

Как выглядит гармоничный режим дня дошкольника? Он включает в себя следующие периоды.

  • Ночной сон. Для младших дошкольников он должен длиться 13–14 часов в сутки, для старших – примерно на час меньше. Укладывать малышей на ночь нужно между 20 и 21 часами.
  • Дневной сон. До 4 лет его продолжительность составляет около 2 часов, после – примерно 1,5 часа.
  • Приемы пищи. Их должно быть минимум 4, через каждые 3,5–4 часа.
  • Бодрствование в течение 6–6,5 часов.

Что значит – бодрствование?

Это не просто период, когда ребенок не спит. Бодрствование дошкольника, посещающего детсад, наполнено разнообразными полезными занятиями:

  • прогулки (зимой – около 3 часов, летом – до 6);
  • изучение окружающего мира;
  • физическая активность;
  • занятия по развитию речи;
  • трудовая деятельность;
  • занятия или игры по умственному развитию (математические, обучение чтению, логике, развитие внимания, памяти), нравственному воспитанию;
  • творческая деятельность;
  • музыкальные занятия;
  • обучение навыкам письма.

Подобные занятия непосредственно способствуют развитию качеств, которые обязательно понадобятся ребенку в школе: инициативы, усидчивости, концентрации, активности, моторики, любознательности, умения выдерживать определенное время в работе.

У младших школьников в детских садах предусматривается до 10 различных занятий в неделю, у старших – до 14.

При этом деятельность, направленная на обучение детей, планируется между 9 и 12 часами утром, между 16 и 18 часами вечером. Это обусловлено уровнем работоспособности и активности дошкольников в течение дня. Самый неблагоприятный период для обучения – между 12 и 16 часами.

При составлении распорядка занятий учитывается также степень их сложности. К более сложным относят математику, развитие речи, изучение окружающего мира, к простым – рисование, лепку, аппликацию, конструирование. Наиболее сложные планируются в первой половине недели, когда дети обладают большей работоспособностью, простые – во второй. Статические занятия сочетают с динамическими (прогулки, гимнастика, музыкальные занятия).

Обучающая деятельность строится с учетом возрастных возможностей. Длительность одного занятия для младших дошкольников составляет около 15 минут (их должно быть не более 2 в день), для старших – до получаса (ежедневно проводится 2–3 развивающих занятия).

Не переусердствуйте с секциями или кружками. Для детсадовского дошкольника достаточно 1–2 кружков. У него должно оставаться время на отдых, общение с родными. Чрезмерная развивающая загруженность приведет к перенапряжению нервной системы, нарушениям сна, снижению иммунной защиты организма.

Ориентировочный распорядок

Режим дня детей дошкольного возраста, которые ходят в детский сад, подчинен программе работы конкретного учреждения. Он может выглядеть примерно так:

  • 7:00 – 8:00 – подъем, зарядка, утренняя гигиена, дорога в детский сад;
  • 8:00 – 8:30 – завтрак;
  • 8:40 – 10:00 – игровая и обучающая деятельность;
  • 10:10 – 12:10 – прогулка, игры;
  • 12:30 – 13:10 – обед;
  • 13:10 – 13:30 – подготовка к дневному сну;
  • 13:30 – 15:30 – сон;
  • 15:30 – 16:00 – пробуждение, спокойные игры;
  • 16:00 – 16:30 – полдник;
  • 16:30 – 17:30 – развивающие занятия, игры;
  • 17:30 – 19:00 – прогулка, дорога домой, игры на улице;
  • 19:00 – 19:30 – ужин;
  • 19:30 – 20:30 – спокойные игры;
  • 20:30 – 21:00 – купание, подготовка к укладыванию;
  • 21:00 – 7:00 – ночной сон.

Вечернее время ребенок проводит дома. Поэтому родителям важно помнить, что перед сном деятельность ребенка не должна быть слишком шумной или активной. Можно почитать книжки, порисовать, поиграть с кубиками или конструктором, обсудить прошедший день.

Если ваш дошкольник посещает садик, постарайтесь придерживаться режима, установленного в дошкольном учреждении, и на выходных. Это позволит ребенку более продуктивно включиться в деятельность к началу следующей недели. Если же малыш пока не посещает дошкольное учреждение, но вы планируете отдать его туда в обозримом будущем, узнайте распорядок конкретного садика и приучайте ребенка к нему, пока он находится дома. Тогда ему будет намного легче адаптироваться к жизни в детском коллективе.

Режим «домашний»

А что делать, если малыш по какой-то причине детский сад не посещает и не будет? Придерживаться того же режима – однозначно. Правда, с некоторыми нюансами. Первый из них – малышу можно позволить просыпаться немного позже (поскольку время на дорогу к садику не понадобится). Второй — укладывать при этом ребенка также можно попозже.

Еще одна тонкость – родителям придется самим организовывать для своего чада развивающие занятия. Для этого целесообразно ознакомиться с требованиями по подготовке ребенка, предъявляемыми именно в той школе, которую ребенок будет посещать в будущем, и постараться подготовить малыша в соответствии с ними. Конечно, можно привлекать на помощь и специалистов (например, записать чадо в группу раннего развития или к педагогу, который возьмет на себя роль своеобразного репетитора). Но если есть уверенность в собственных силах, то лучше, если обучением дошкольника займутся его родители. Так у них будет возможность лишний раз (который совсем не лишний!) демонстрировать ему свою любовь, заинтересованность его развитием и гордость первыми достижениями.

Читайте также:  Профилактика рахита: 5 эффективных способов предупреждения болезни

Заниматься придется тем же, чем и в саду: учить писать, читать, рисовать, лепить, танцевать, давать элементарные математические представления, развивать речь, изучать природу, играть, развивать малыша физически (самостоятельно или в спортивной секции), обязательно приучать к труду. Кроме прочего, мамы целиком отвечают и за рацион своего чада.

Учим учиться

Здесь родителей поджидает самая большая сложность. Дети привыкли и любят играть. А вот обучение для них является чем-то непонятным в принципе, а потому – скучным и ненужным. В коллективе ровесников дети занимаются вместе, что является дополнительным стимулом. К тому же, опытные педагоги умеют находить подход к детям и заинтересовывать их предстоящей работой. А вот как объяснить ребенку дома, какой смысл в обучении?

Большинство из нас начнет пугать малыша тем, что «неучи, когда вырастают, работают дворниками или грузчиками». Ребенку такая перспектива кажется весьма далекой и туманной. И кроме того, что он обесценит для себя труд грузчика или дворника, толку от таких внушений не будет.

Вариант второй, и тоже не лучший, – подкуп: прочитаешь – получишь игрушку, сладости или поиграешь за компьютером. Такой подход лишь породит между дошкольником и взрослыми товарно-денежные отношения. Малыш не будет заинтересован в результате своего труда. Ему будет важно побыстрее закончить то, что мешает ему развлекаться, и получить желаемое вознаграждение.

Как же помочь ребенку принять необходимость занятий?

  • Цените все достижения своего чада: и уже имеющиеся, и предстоящие. Учите его, чтобы научить, а не чтобы удовлетворить свои нереализованные амбиции.
  • Не впихивайте в него максимум знаний – всего не знает никто. Учитывайте прежде всего то, что интересно самому малышу, сопоставляя с требованиями по готовности к школе.
  • Не сравнивайте собственного ребенка с чужими, более успешными – это занизит самооценку малыша и отобьет желание учиться. Сравнивайте с тем, как прогрессирует он сам.
  • Нельзя покупать старания дошкольника какими-то благами, как и заставлять учиться в качестве наказания за провинность.
  • Нельзя наказывать за допущенные ошибки или неумение. Родители – помощники, наставники и советчики.
  • Всегда хвалите свое чадо за любые успехи, поддерживайте, выказывайте свою гордость его успехами и веру в его силы.
  • Сложные задания исключать нельзя. Они максимально полезны для развития малыша. Просто показывайте ему, что вы всегда готовы помочь.
  • Придерживайтесь установленного времени занятий, соблюдайте возрастные нормы по их количеству в день и продолжительности.
  • Разнообразьте уроки веселыми физкульт-перерывами, чтобы малыш не засиживался и не утомлялся.

Режим дня дошкольника направлен, прежде всего, на его развитие и подготовку к обучению. Поэтому так важно составить его правильно и непреклонно придерживаться. Ребенку эта привычка будет помогать всю жизнь. Она сделает его более уверенным, организованным и трудоспособным.

Режим дня ребенка в разном возрасте: нужен или нет?

Каждый взрослый сам решает, жить ему по режиму или «вне» его. Мы подстраиваем распорядок дня под жизненные обстоятельства и биологические часы, привычки и необходимость. Так, офисный сотрудник вынужден просыпаться рано, а фрилансеру можно поспать подольше.

Но это взрослые. А свободны ли дети в выборе вариантов? Точнее, свободны ли мы, родители, в выборе вариантов для детей? Современное поколение родителей выросло «по режиму», но подходит ли такой подход современному поколению детей?

Режим дня – это распределение времени на различные виды деятельности в течение суток. Он призван сбалансировать периоды работы и отдыха, сна и приемов пищи. Распорядок дня традиционно является неотъемлемой частью воспитания детей. Впрочем, с этой точкой зрения согласны не все родители.

Аргументы против распорядка дня:

Практический: распорядок не подходит самым маленьким детям, и он невыполним в старшем возрасте;

Физиологический: организм ребенка интуитивно понимает собственные потребности, в режиме нет необходимости;

Психологический: идеи режима являются наследием советского прошлого (аналогично тесному пеленанию грудничков), а значит, неверны и устарели;

Идейный: ребенок – личность творческая, открытая, он индивидуален и неповторим, а распорядок дня устанавливает рамки и приучает жить по стандарту.

Несмотря на то, что и педиатры, и психологи в последние годы отошли от жестких методик ухода за ребенком, описанных Беджамином Споком полвека назад, специалисты все же единодушны во мнении, что режим детям абсолютно необходим.

Преимущества соблюдения режима дня:

1) соблюдение режима ребенком – залог его здоровья (своевременный прием пищи, обязательные прогулки, необходимое количество сна и т.д.);

2) по мнению врачей, режим укрепляет иммунитет – подсознание усваивает, что всему свое время: еде, сну, прогулкам, и организм подстраивается – сон становится глубоким, аппетит хорошим;

3) увязка дел со временем рождает предсказуемость, режим помогает избегать хаоса, суеты, беспомощности, неожиданностей, что, в свою очередь, делает детей спокойнее и увереннее;

4) если ребенок привык жить согласно режиму, то у родителей нет необходимости постоянно давать указания;

5) режим помогает детям адаптироваться в новой обстановке (детский сад, школа);

6) распорядок дня способствует развитию навыка самодисциплины, что, безусловно, поможет ребенку во взрослой жизни;

7) благодаря режиму больше времени уделяется нерегулируемым занятиям, так как необходимые и обязательные выполняются «на автомате» (аналогично подходу «флай-леди»).

Таким образом, режим дня – это не строгий график выполнения определенных заданий, а простой способ удовлетворения всех главных потребностей ребенка.

Режим новорожденного выстраивается не сразу. Для ребенка, находящегося на грудном вскармливании, особенно трудно выстраивать режим, поскольку мама не может проконтролировать, сколько молока он съедает в каждое кормление. Иногда малыш будет просыпаться раньше и чаще просить грудь, в другие дни может проспать дольше обычного. Но если изо дня в день стараться, хотя бы в общих чертах, следовать одному и тому же графику, то постепенно режим установится и ваша жизнь станет более предсказуемой.

Распорядок – понятие гибкое. По мере взросления ребенка он может и должен меняться. Переход на двух-, а затем на одноразовый дневной сон, введение прикорма, позднее – поступление в детский сад и в школу являются этапами, значительно влияющими режим дня. Естественно, у каждой семьи режим будет собственный, но все-таки многим молодым мамам хотелось бы на что-то ориентироваться.

Ниже мы предлагаем примерные схемы распорядка для детей разного возраста. Однако не следует расстраиваться, если соблюдать режим вам не удается. Значит, ваш ребенок просто еще не готов жить по распорядку, и нужно подождать, пока он немного подрастет.

Примерный распорядок дня ребенка до 3-х месяцев

6.00 – Пробуждение после ночного сна и первое кормление
6.00-7.00 – Бодрствование
7.00-9.00 – Сон
9.00 – Второе кормление
9.00-10.00 – Бодрствование
10.00-12.00 – Сон (можно совместить с прогулкой)
12.00 – Третье кормление
12.00-13.00 – Бодрствование
13.00-15.00 – Сон
15.00 – Четвертое кормление
15.00-16.00 – Бодрствование
16.00-18.00 – Сон (можно совместить с прогулкой)
18.00 – Пятое кормление
18.00-19.00 – Бодрствование
19.00-20.45 – Сон
20.45 – Проведение гигиенических процедур перед сном (купание)
21.00 – Шестое кормление
21.00-6.00 – Ночной сон
24.00 или 3.00 – Седьмое кормление

Приведенная схема кормления по часам подходит в основном детям, находящимся на искусственном вскармливании. При естественном вскармливании не следует избегать ночных кормлений, т.к. они очень важны для стимуляции лактации. Число кормлений грудным молоком в этом возрасте может быть значительно больше семи, и этого не стоит пугаться.

Примерный распорядок дня ребенка от 3 до 6 месяцев

6.00 – Пробуждение после ночного сна и первое кормление
6.00-7.30 – Бодрствование
7.30-9.30 – Сон
9.30 – Второе кормление
9.30-11.00 – Бодрствование
11.00-13.00 – Сон (можно совместить с прогулкой)
13.00 – Третье кормление
13.00-14.30 – Бодрствование
14.30-16.30 – Сон
16.30 – Четвертое кормление
16.30-18.00 – Бодрствование
18.00-19.00 – Сон (можно совместить с прогулкой)
19.00 – Пятое кормление
19.00-20.45 – Бодрствование
20.45 – Проведение гигиенических процедур перед сном (купание)
21.00-6.00 – Ночной сон
23.00 – Шестое кормление

В возрасте полугода малыш спит обычно три раза в день, а промежутки между кормлениями увеличиваются до 4-х часов. Обычно в период до года педиатры говорят еще не о режиме дня, а о так называемом «дневном ритме», с учетом потребностей ребенка в сне и еде. В интервалах между сном и приемами пищи необходимо заниматься с ребенком гимнастикой и массажем (спустя хотя бы полчаса после еды и за 1 час до сна), играми (активными и спокойными). Обязательны прогулки (4-5 часов в сутки): в зависимости от «пристрастий» ребенка – во время дневного сна или в периоды бодрствования.

Примерный распорядок дня ребенка от 6 до 9 месяцев

7:00 – пробуждение, утренний туалет, первое кормление
7.00-9.00 – Бодрствование
9.00 – 11.00 – Сон
11.00 – Второе кормление
11.00-13.00 – Бодрствование (можно совместить с прогулкой)
13.00 – 15.00 – Сон
15.00 – Третье кормление
15.00-17.00 – Бодрствование (можно совместить с прогулкой)
17.00-19.00 – Сон
19.00 – Четвертое кормление
19.00-21.00 – Бодрствование (спокойные игры)
20.30 – Купание
21.00-7.00 – Ночной сон
23.00 – Пятое кормление

Примерно к году большинство детей переходят на однократный дневной сон. Педиатры советуют учесть биоритмы ребенка и подкорректировать режим.

Примерный распорядок дня ребенка в 1 год

8:30 – пробуждение
9:00 – завтрак
9:30-11:00 – игры, общение, гимнастика
11:00-12:30 – прогулка
12:30-13:00 – обед
13:30-15:30 – дневной сон
16:00 – полдник
16:30-18:00 – прогулка
19:00 – ужин
21:00 – поздний ужин
21:30 – ночной сон

Такой режим с незначительными изменениями сохраняется примерно до трех лет – возраста поступления в детское дошкольное учреждение. За несколько месяцев до начала посещения сада следует откорректировать режим, максимально приблизив его к «садиковскому», чтобы ребенку легче было адаптироваться. Педиатры советуют соблюдать режим не только в будние, но и в выходные дни.

Примерный распорядок дня ребенка в 3 года

7:30 – пробуждение, утренний туалет
8:00 – завтрак
8:30 – 9:30 – занятия, игры, гимнастика
10:00 – второй завтрак
10:30-12:30 – прогулка
12:30 – обед
13:00-15:00 – дневной сон
15:30 – полдник
16:00-16:30 – игры, занятия
16:30-18:00 – прогулка
18:30 – ужин
19:00- 20:00 – спокойные игры, занятия
20:00 – подготовка ко сну, купание
20:30 – ночной сон

Следующий важнейший рубеж жизни ребенка – поступление в школу. Распорядок дня первоклассника напрямую зависит от школьного распорядка и расписания дополнительных занятий: большинство школьников посещают творческие кружки и спортивные секции. Важно следить за тем, чтобы ребенок высыпался; проводил достаточно времени на свежем воздухе; выполнял домашние задания не «на ночь глядя», а заблаговременно; успевал не только учиться, но и играть, и уделять время хобби и любимым занятиям.

Примерный распорядок дня ребенка в 7 лет

7:00- подъем, зарядка, завтрак, дорога в школу
8:00-12:00 – занятия в школе
13:00 – обед, отдых, свободное время
14:00-15:00 – выполнение домашнего задания
15:30 – полдник
16:00-18:00 – прогулка, посещение спортивных секций
19:00 – ужин
19:30-20:00 – игры, и свободное время
20:00-20:30 – подготовка ко сну, водные процедуры
20:30-21:00 – чтение на ночь
21:00 – сон

При составлении распорядка дня важно помнить, что:

  • он должен быть гибким,
  • он должен быть разумным,
  • он должен учитывать интересы и потребности конкретного ребенка.

Как приучить ребенка к режиму или распорядку

(если по каким-либо причинам приучение не произошло в раннем возрасте, или если распорядок изменился)?

1. Дети есть дети, поэтому в процессе приучения очень помогают игровые и соревновательные моменты – плакаты, расписания, флажки, галочки в графах, таймеры, оригинальные будильники и т.д.

2. Старайтесь не отклоняться от режима даже ради обстоятельств (например, из-за прихода гостей).

3. Учитывайте самочувствие ребенка (если оно плохое, то нужна корректировка режима).

4. Не допускайте замены игр и прогулок компьютером, планшетом или телевизором.

5. Начните с себя – если родители режим не соблюдают, то приучать к нему детей бесполезно.

Мнение эксперта

Ирина Кузьмина, психолог: «Как мне кажется, родители, отрицающие режим дня, просто заблуждаются относительно его отсутствия, а сомнения в его необходимости чаще основываются на стереотипах. Распорядок – это «плохо», это жизнь «в рамках», «отсутствие креативности» и т.д. А так как сейчас каждый второй растит своего ребенка как творческую личность, распорядок дня, по их мнению, – не способствует этому. Однако поясню: те родители, которые утверждают, что они не придерживаются режима, и что он не нужен, чаще всего не замечают, что на самом деле ребенок у них почти в одно и тоже время просыпается и засыпает, в определённое время любит играть и гулять и т.д. Родители отрицают «стандартный» режим и выстраивают на неосознанном уровне «свой» режим дня, который чаще всего совпадает с их распорядком.

Режим, несомненно, нужен. Во-первых, любой педиатр скажет, что распорядок дня – основа здоровья ребенка, это не просто временные моменты «что и когда делать нужно», это то, что помогает развиваться и расти ребенку здоровым. Со своей стороны скажу, что и психологическое здоровье напрямую зависит от постоянства. Представьте, что ваш ребенок (старше года) засыпает и просыпается в разное время, соответственно и количество часов бодрствования у него разное, в итоге – утомляемость, ребенок раздражительный, агрессивный и подвержен заболеваниям. Во-вторых, распорядок дисциплинирует и помогает достигать поставленных целей. Например, ребенку необходимо научиться играть на скрипке, в его распорядке появляется время для занятий, соответственно «маленькими шагами» он приходит к цели.

Кстати, распорядок нужен как взрослому, так и ребенку одинаково. Сначала он немного нужнее родителям, так как те из них, чьи детки живут «по режиму», более свободны во времени. Затем распорядок нужнее уже детям, особенно когда они идут в садик и в школу.

Основное правило составления распорядка дня – он должен подходить и нравиться ребенку и вам! В формировании распорядка важно также учитывать биологические часы ребенка, не «ломать» его. Нет «правильного» распорядка, есть примерный план. Например, мы с мужем относимся к категории людей, про которых говорят, что они живут без распорядка, хотя он есть. Наш режим выстроен таким образом, что все мы высыпаемся, успеваем с детками несколько раз за день гулять, заниматься, играть и параллельно работать. У нас свой «осознанный режим».

Читайте также:  Игрушки Монтессори своими руками: мастер-класс по изготовлению дома, фото и подробная инструкция, советы мастериц

Значение режима дня в жизни ребенка-дошкольника

Правильный режим –

основа жизни ребенка,

главное условие

сохранения его здоровья.

Большое значение для здоровья и физического развития детей имеет режим дня. Постоянное время для еды, сна, прогулок, игр и занятий – то, что И. П. Павлов называл внешним стереотипом, – обязательное условие правильного воспитания ребенка.

Режим дня – это система распределения периодов сна и бодрствования, приемов пищи, гигиенических и оздоровительных процедур, занятий и самостоятельной деятельности детей.

Бодрое, жизнерадостное и в то же время уравновешенное настроение детей в большой мере зависит от строгого выполнения режима.

Запаздывание еды, сна, прогулок отрицательно сказывается на нервной системе детей: они становятся вялыми или, наоборот, возбужденными, начинают капризничать, теряют аппетит, плохо засыпают и спят беспокойно.

Один из немаловажных отличительных признаков воспитания в детском саду от домашнего – это режим в детском саду. В детском саду все подчинено заранее установленному распорядку. И это несомненный плюс. Ведь такая системность приучает даже самого взбалмошного карапуза к аккуратности, точности, порядку. Что уж говорить о питании. Любой диетолог подтвердит , что правильный прием пищи в одно и то же время способствует росту здорового организма.

Режим дня – это четкий распорядок жизни в течение суток, предусматривающий чередование бодрствования и сна, а также рациональную организацию различных видов деятельности. Правильный, соответствующий возрастным возможностям ребенка режим укрепляет здоровье, обеспечивает работоспособность, успешное осуществление разнообразной деятельности, предохраняет от переутомления.

Любая деятельность – это ответная реакция на внешний раздражитель, осуществляемая рефлектор но. Она является результатом сложных процессов в коре головного мозга, сопровождается огромной тратой нервной энергии и приводит к утомлению.

У ребенка, приученного к строгому распорядку, потребность в еде, сне, отдыхе наступает через определенные промежутки времени и сопровождается ритмическими изменениями в деятельности всех внутренних органов. Организм как бы заблаговременно настраивается на предстоящую деятельность, поэтому она осуществляется достаточно эффективно, без лишней траты нервной энергии и не вызывает выраженного утомления.

В первые три года жизни режим дня меняется несколько раз. Он должен быть подчинен основным задачам воспитания детей преддошкольного возраста: способствовать правильному росту и развитию, укреплению здоровья, развитию основных движений, становлению речевой функции.

Режим дня детей дошкольного возраста должен строиться также с учетом особенностей их высшей нервной деятельности, которая характеризуется все еще легкой истощаемостью клеток коры головного мозга, определенной неустойчивостью нервных процессов.

Хорошая работоспособность в течение дня обеспечивается разнообразием видов деятельности и их чередованием. С физиологических позиций это объясняется способностью коры головного мозга одновременно работать и отдыхать. В каждый отдельный момент работает не вся ее поверхность, а отдельные участки, именно те, которые ведают данной деятельностью (поле оптимальной возбудимости). Остальные области коры в это время находятся в состоянии покоя. При изменении характера занятий поле оптимальной возбудимости перемещается и создаются условия для отдыха ранее функционировавших участков коры головного мозга.

Все физиологические процессы в организме, имея свой биологический ритм, подчиняются единому суточному ритму – смене дня и ночи. В течение суток активность и работоспособность ребенка не одинаковы. Их подъем отмечается от 8 00 до 12 00 ч и от 16 00 до 18 00 ч, а период минимальной работоспособности приходится на 14 00 -16 00 ч. Не случайно поэтому занятия, вызывающие выраженное утомление детей, планируются в первую половину дня, в часы оптимальной работоспособности.

Работоспособность неоднозначна и на протяжении недели. В понедельник она невысока. Это можно объяснить адаптацией ребенка к режиму детского сада после двухдневного пребывания в домашних условиях, когда в большинстве случаев привычный режим существенно нарушается. Наилучшие показатели работоспособности отмечаются во вторник и среду, а начиная с четверга она вновь ухудшается, достигая самых низких характеристик в пятницу и субботу. Следовательно, к концу недели происходит постепенное и неуклонное нарастание утомления.

Продолжительность отрезков бодрствования у дошкольников ограничивается 5-6 ч. Отсюда вытекает необходимость чередования бодрствования и сна.

Ребенок, с раннего детства привыкший жить по режиму, охотно его выполняет. Ему не приходит в голову, что можно отказываться идти спать, когда наступило время.

Если он в 9 часов вечера лег и не позднее чем через полчаса крепко уснул, то утром его не приходится будить – он сам просыпается бодрым, веселым.

У ребенка имеется достаточно времени, чтобы спокойно одеться, и родителям не приходится поторапливать его и выказывать недовольство по поводу его медлительности.

Днем они не тратят время на многократные приглашения, уговоры сесть за стол или пойти погулять. День в семье начинается и кончается спокойно, все конфликтные ситуации, связанные с соблюдением режима, исключены. Вечерние часы родители полностью используют для своих дел.

Если изо дня в день повторяется ритм в часах приема пищи, сна, прогулок, разных видов деятельности, то это благоприятно влияет на состояние нервной системы и на то, как протекают все физиологические процессы в организме.

В детских дошкольных учреждениях режим осуществляется полностью.

Но дома (у детей как не посещающих, так и посещающих детские сады) он далеко не всегда соблюдается.

Замечено, что отсутствие правильного режима дня в выходные дни отражается на состоянии ребенка в детском саду в понедельник: чувствуется некоторая утомленность, вялость (или, напротив, повышенная возбудимость), малыш склонен значительно больше поспать днем, чем в остальные дни.

На протяжении 4 дошкольных лет режим меняется незначительно. Несколько уменьшается суточное количество сна, преимущественно за счет дневного. Но нельзя забывать, что ребенок все еще нуждается в более продолжительном сне, чем взрослый человек.

Ребенку до 5 лет положено спать в сутки 12,5-12 часов, в 5-6 лет – 11,5-12 часов (из них примерно 10-11 часов ночью и 1,5-2,5 часа днем).

Для ночного сна отводится время с 9-9 часов 30 минут вечера до 7-7 часов 30 минут утра. Дети-дошкольники спят днем один раз. Укладывают их так, чтобы они просыпались в 15—15 часов 30 минут. Организовывать дневной сон позже нецелесообразно — это неизбежно вызывало бы более позднее укладывание на ночной сон. Шестичасовое бодрствование во второй половине дня — это как раз тот промежуток времени, в течение которого ребенок достаточно наиграется, чтобы почувствовать потребность в отдыхе.

Особенности сна ребенка в большой мере определяются условиями воспитания. Необходимость идти спать порою воспринимается как неприятность, ребенок просит разрешения еще поиграть, посмотреть телевизор. Получив отказ, он в плохом настроении идет умываться, раздеваться, долго возится, не засыпает, а утром его приходится’ будить, лишая части необходимого отдыха.

Систематическое недосыпание отрицательно сказывается на настроении ребенка, приводит к возникновению у него капризов, вредно отражается на состоянии центральной нервной системы. Поэтому столь важно, используя соответствующие педагогические и гигиенические средства, укреплять потребность ребенка во сне, вызывать чувство удовольствия при укладывании, приучать быстро засыпать без всяких дополнительных воздействий.

Какие же средства способствуют решению этих задач?

Прежде всего, воспитанная еще в раннем детстве привычка выполнять режим. Обычно ребенку хочется как-то завершить то, что он делает (и это можно только приветствовать). Поэтому следует заранее, минут за 10-15, предупредить малыша о том, что скоро нужно ложиться спасть. А когда это время наступит, настаивайте, чтобы ребенок не задерживался.

Постепенному переключению от игры ко сну способствует привычка ребенка раздеваться самостоятельно. Уже к трем годам малыш может почти самостоятельно раздеться и аккуратно сложить одежду. На протяжении последующих лет эти навыки совершенствуются.

Что нужно знать о соблюдении режима дня ребенка

Четкое соблюдение режима – способствует защите ребенка от различных болезней.

Дети очень любят порядок, в том числе, и в собственной жизни. И нарушение привычного распорядка дня приводит к ухудшению настроения, капризам, пониженному эмоциональному фону и, как следствие, – к ослаблению иммунитета.

Особенно важно соблюдение режима дня для здоровья ребенка младшего возраста. В это время идет не только формирование хороших привычек, но и закладка основ здорового образа жизни в дальнейшем. И роль родителей в установлении правильного режима дня, конечно, первостепенна.

Что же нужно знать для того, чтобы выполнить эту задачу? Главное – понимать, что правильный режим строится в зависимости от ритмичности физиологических процессов организма. Известно, что в течение суток с определенной закономерностью изменяются температура тела, деятельность внутренних органов и систем человека. Вот почему так важно выстраивать режим с учетом биологических ритмов – это непременное условие для сохранения энергии, сил, роста, развития и здоровья ребенка в целом.

Так, например, режим питания. При правильно организованном питании вырабатывается рефлекс на выделение пищеварительных соков, способствующих наиболее полному перевариванию пищи. При нарушении ритма питания происходит срыв сокоотделения, что сначала приводит к развитию дискинезий желудочно-кишечного тракта, а затем и хронических заболеваний.

Показателями правильно организованного режима дня являются хороший аппетит, спокойный сон, бодрое настроение, активное поведение ребенка и, как следствие, устойчивость к простудным и другим заболеваниям. И еще один немаловажный момент: как бы правильно не был выстроен распорядок дня, по мере взросления ребенка режим необходимо корректировать. И делать это нужно постепенно, внимательно наблюдая за состоянием здоровья и настроем малыша.

Особенности режима дня для детей 1-2 лет

2-й год имеет особое значение в жизни ребенка. Чем же он характерен? В этот период дети активно овладевают ходьбой, закрепляют навыки, полученные на первом году жизни, учатся говорить, становятся все более самостоятельными. И тем не менее, до 1,5 лет дети остаются физически очень ранимы, быстро устают, легко заболевают, что во многом объясняется физиологическими особенностями возраста. Одна из них – высокая двигательная активность при недостаточной координации движений.

В этот же период у детей резко повышается работоспособность нервной системы, расширяются возможности умственного развития и разнообразной деятельности. Появляются и развиваются подражательные действия, которым их обучают взрослые. И как следствие – построение режима дня в этом возрасте имеет ряд особенностей. Привычная схема: сон – кормление – бодрствование – немного изменяется, поскольку эмоциональная и физическая насыщенность периода бодрствования возрастает. Вместо 2,5–3 часов ребенок может бодрствовать до 3,5–4 часов, но днем, как и в годовалом возрасте, спит два раза.

Такого режима сна важно придерживаться как минимум до 1,5 лет. Более ранний перевод на один дневной сон может привести к переутомлению, что отразится не только на поведении ребенка – он может стать капризным, раздражительным, – плохо спать ночью. Повышенная возбудимость, а затем и хроническое переутомление малыша приводят к снижению иммунологической защищенности, повышению восприимчивости к вирусно-бактериальным инфекциям.

Вывод о том, что ребенок готов спать только 1 раз в день, можно сделать, если он активно себя ведет до самого конца бодрствования, не утомляется, не болеет. Переведя малыша на однократный дневной сон, необходимо понаблюдать, как он себя чувствует, подходит ли ему этот режим, готов ли он к нему. Первые признаки утомления, связанные с ранним отказом от второго сна, такие, как вялость, снижение аппетита, неустойчивость настроения, повышенная капризность, появляются у ребенка на второй-третьей неделе после перевода на новый режим. В этом случае целесообразно пощадить его нервную систему и вновь укладывать ребенка спать днем дважды в течение 2–3 недель.

Важно правильно организовать период бодрствования ребенка, в это время происходит максимально насыщенное общение малыша с окружающим миром, его активное познание, развитие сенсорных и моторных навыков. Как уже отмечалось, дети на втором году жизни очень подвижны, они с восторгом осваивают новые территории, преодолевают относительно большие расстояния. В это время очень важно, чтобы ребенок носил свободную одежду, которая бы не сковывала его движений.

Ограничение подвижности, в том числе обилие запретов, которыми мы нередко стараемся оградить его от опасностей, ведет к понижению эмоционального тонуса ребенка, он хуже развивается, быстрее утомляется, становится плаксивым, раздражительным. При этом по отношению к движению недостаток не так заметен, не всегда удовлетворяется сразу, что может привести вначале к формированию у ребенка хронически плохого настроения, недовольства окружающим миром, а затем и к развитию различных заболеваний. Это и нарушения работы опорно-двигательного аппарата, и работы внутренних органов (типичный пример – запоры у малоподвижных, ленивых малышей, которые приводят к постоянной интоксикации и, в конечном итоге, срыву всех адаптационных возможностей организма).

Промежутки между кормлениями на втором году жизни колеблются от 3 до 4 часов. Первый завтрак обычно организуется не позже чем через час после пробуждения, последнее кормление – не позднее чем за час до укладывания, что обеспечивает более спокойное засыпание. Общее количество приемов пищи – 5 до 1,5 лет, затем – 4. Наиболее питательная часть рациона должна приходиться на завтрак и обед. При этом дети не могут долго ждать, когда голодны, у них наступает голодное возбуждение. Если его не удовлетворить, то малыш совсем откажется от еды. Несмотря на голод, у него сформируется отрицательное отношение к процессу.

Важнейшим режимным моментом в этом возрасте становится обучение ребенка определенным, последовательным действиям, которые очень быстро становятся хорошими привычками.

Например, полуторагодовалого малыша мама может научить мыть руки перед приемом пищи, пользоваться салфеткой, столовыми приборами. Дети в этом возрасте очень радуются возможности сделать что-либо самостоятельно, «как взрослые». Необходимо поощрять это стремление, создавать благоприятные условия для формирования правильных привычек у ребенка. Повторим, что соблюдение режима питания способствует полноценному перевариванию пищи, нормализации работы пищеварительных желез, повышает аппетит, является профилактикой заболеваний органов желудочно-кишечного тракта.

Важность прогулок на свежем воздухе для детей

Полезны и регулярные прогулки на свежем воздухе. Возросшая двигательная активность ребенка повышает его потребность в кислороде. В это время необходимо гулять не реже двух раз в день, в общей сложности не менее 2,5–3 часов. Поводом для отказа от прогулки может служить лишь очень холодная ветреная погода (ниже 15°С) и нездоровье малыша.

Для улучшения состояния защитных возможностей ребенка, его закаливания, важно не укутывать малыша, гулять он должен с открытым лицом. Ориентировочное количество одежды для улицы – на 1 слой больше, чем носите вы сами. Большое количество одежды делает его неповоротливым, ограничивает подвижность. Ребенок, лишенный возможности передвигаться, не только не получает удовольствия от прогулки, но и не может полноценно насыщать свой организм кислородом. Если есть возможность, оба дневных сна малыш также может проводить на улице.

Купание ребенка второго года жизни проводится перед ночным сном. Так он будет постепенно привыкать к проведению гигиенических процедур, успокаиваться перед сном. Ванна является хорошей расслабляющей процедурой, помогает снять накопившееся за день напряжение. Малыш лучше спит ночью, восстанавливает силы.

Читайте также:  Как понять что у ребенка режутся зубы: 7 оновных симптомов

Ну а перед сном ему нужно напомнить о том, что следует почистить зубы, поскольку большое количество сладостей, которое нередко потребляют дети младшего возраста, приводит к раннему кариесу, воспалительным заболеваниям полости рта. А в целом чистить зубы можно приучать с момента их появления. Тогда на втором году жизни эта процедура войдет в привычку.

Ежедневная, не менее двух раз в день, чистка зубов профилактическими зубными пастами имеет доказанную эффективность для предупреждения заболеваний полости рта и десен.

Режим дня для ребенка 2-3 лет

Для ребенка третьего года жизни характерна высокая двигательная и познавательная активность. Малыш становится физически более вынослив. При этом иммунитет уже довольно неплохо защищает его. В возрасте от 2 до 3 лет (конечно, если ребенок не посещает ясли) он болеет все реже. При этом он по-прежнему легко возбуждается и утомляется от однообразной деятельности. Все особенности данного возрастного периода предполагают большие возможности в организации режима дня, максимально благоприятного для физического и умственного развития ребенка.

На протяжении третьего года жизни происходят дальнейшие изменения в длительности активного бодрствования и сна детей. Активное бодрствование в этом возрасте составляет 6–6,5 часов. Общее время сна – 11,5–12 часов, из которых 10 часов – ночной сон и 2–2,5 дневной. Однако если ребенок физически ослаблен, недавно переболел или быстро утомляется, время его сна можно увеличить. Более продолжительный сон восстанавливает силы ребенка после болезни, повышает его защитные возможности, бережет нервную систему. По сравнению с детьми второго года, малыш на третьем году значительно быстрее ест, затрачивает меньше времени на одевание и умывание, поэтому периоды его бодрствования можно заполнить самыми разнообразными занятиями. При этом в силу особенностей развития нервной системы ребенок пока не может длительное время заниматься одним и тем же: однообразные действия и движения утомляют его.

Правильное распределение занятий в течение дня, с учетом его пожеланий и склонностей, а также своевременная смена видов деятельности позволят добиться положительного результата: большую часть дня ребенок будет пребывать в хорошем настроении, испытывать положительные эмоции. Такое состояние послужит для него прекрасной защитой от заболеваний, а иммунитет станет менее уязвимым. И, наоборот, доказано, что постоянный пониженный эмоциональный фон ребенка приводит к быстрой утомляемости, снижению защитных сил организма, частым простудным и другим заболеваниям.

Питание ребенка третьего года жизни становится все более разнообразным. Режим дня для этого возраста предусматривает 4-разовое кормление. Во время еды нужно следить, чтобы ребенок не отвлекался, кушал аккуратно, учился пользоваться столовыми приборами, салфеткой, благодарил после еды. Практически все дети к этому возрасту могут съедать самостоятельно всю порцию. Важно формировать правильное, уважительное отношение к еде. А вот кормление вопреки желанию ребенка приводит к закреплению негативного отношения к ней.

Прогулки совершаются по-прежнему два раза в день, причем вечерняя прогулка особенно важна в связи с возрастающим к концу дня утомлением малыша. Его пребывание на свежем воздухе, смена обстановки, впечатлений положительно сказываются и на поведении. После вечерней прогулки ребенок обычно быстрее засыпает, его сон более спокойный и продолжительный, что очень важно и для нервной системы, и для здоровья в целом. Длительность каждой прогулки зимой – около 1,5 часов, летом – до 2–2,5 часов. Одежда для прогулок должна быть достаточно свободной и удобной, чтобы ребенок мог активно играть на улице.

В режиме дня обязательно должно быть выделено время для закаливающих процедур.

На третьем году жизни умения и навыки правильного поведения, которые сформировались у ребенка, очень непрочны и, если нет постоянства в требованиях взрослых, ребенок быстро все забывает. При этом очень важно, чтобы родители и старшие члены семьи не противоречили друг другу, выступали «единым фронтом» во время приучения малыша к режимным моментам. Разнобой требований ведет к разрушению устойчивых условных связей. Ребенок не может приспособиться к меняющимся правилам и просьбам взрослых, становится капризным и агрессивным.

Необходимо учитывать состояние ребенка перед началом проведения режимных мероприятий, так как, например, настроение малыша перед едой или сном сильно влияют на его аппетит или засыпание и последующий сон. Не следует перед сном или едой проводить веселые подвижные игры, которые возбуждают ребенка, после них трудно сосредоточиться или заснуть. Если ребенок плачет или недоволен, его надо сначала успокоить, а потом начинать кормить.

Большинство родителей к концу третьего года жизни ребенка устраивают его в детский сад. Доказано, что смена окружения – приход даже здорового ребенка в детский сад – сопровождается нагрузкой на нервную систему. Не каждый малыш спокойно переносит разлуку с семьей и резко изменившиеся условия жизни. Дополнительной нагрузкой становится «знакомство» с большим количеством новых вирусов и бактерий. Поэтому перед поступлением в дошкольное учреждение, помимо психологической подготовки, формирующей положительное отношение к предстоящему событию, необходимо еще и выполнять определенные действия, благоприятные для его адаптации в новой среде. Рекомендуется соблюдать режим дня детского сада как минимум за 1–2 месяца до начала его посещения. Это часы кормления, прогулки, дневной сон, бодрствование. Максимально щадящее отношение к ребенку в это время поможет ему без излишней психологической нагрузки приспособиться к новому образу жизни и, соответственно, меньше болеть.

Режим дня ребёнка-дошкольника: образец и советы родителям

Режим дня дошкольника — это комплекс мероприятий, направленный на укрепление иммунитета, нервной системы и пищеварительного тракта ребёнка. Правильно составленный распорядок поможет снизить утомляемость и обеспечить все потребности малыша. Однако во всём следует знать меру, поэтому не следует ставить дошкольника в жёсткие рамки, которые только навредят ему.

Общие сведения для составления распорядка дня ребенка

Перед тем как составлять режим дня для детей дошкольного возраста, необходимо определиться с его назначением и подробно изучить основные преимущества. Вся эта информация поможет создать оптимальный распорядок, который будет полезен ребёнку и не станет причиной каких-либо проблем.

Значение дневного режима

Для того чтобы ребёнок рос здоровым и правильно развивался, необходимо правильно составить режим дня дошкольника. Для дома достаточно немного модернизировать распорядок, предусмотренный в детском садике. Это поможет малышу быстро адаптироваться к новым условиям, что значительно снизит вероятность негативной реакции. Детские психологи утверждают, что дневной режим:

  • повышает работоспособность;
  • улучшает сон;
  • повышает аппетит;
  • делает ребёнка более ответственным;
  • улучшает дисциплину;
  • повышает самооценку;
  • увеличивает умственные способности.

Основные преимущества

Распорядок дня дошкольника дома имеет большое количество преимуществ. Их обязательно нужно брать во внимание перед началом составления дневного режима. Это поможет подготовить идеальный вариант для ребёнка, который станет неотъемлемой частью его жизни. Главными достоинствами дневного распорядка считаются следующие:

  1. Соблюдение предусмотренных правил положительно сказывается на здоровье и общем состоянии малыша. Он ежедневно в одно и то же время получает необходимое количество сна, пищи, свежего воздуха, а также физической, умственной и эмоциональной нагрузки.
  2. Тщательное соблюдение времени приёма пищи приводит к улучшению работы пищеварительной системы и снижению вероятности развития проблем с желудочно-кишечным трактом.
  3. Сбалансированный режим дня укрепляет иммунитет ребёнка. На подсознательном уровне организм привыкает к нему и подстраивается к определённым действиям. Как только приходит время обеда, появляется аппетит, наступает момент сна — возникает сонливость.
  4. Правильный распорядок помогает не только детям, но и их родителям. Взрослые могут запланировать какое-либо мероприятие, зная, что в это время их ребёнок будет заниматься определённым делом.
  5. Дети, соблюдающие режим, считаются более уверенными в себе и спокойными. Распорядок вносит в их жизнь определённость и устраняет беспокойство, связанное с неизвестностью.
  6. Малыши, привыкшие к установленному режиму, быстро становятся самостоятельными, так как точно знают, что нужно делать в тот или иной момент времени.
  7. Все учебные учреждения функционируют по определённым правилам, поэтому дети, соблюдающие режим дня, намного быстрее адаптируются к ним. Это позволяет улучшить способность к обучению и запоминанию информации.
  8. Распорядок дня становится основой самодисциплины. Это очень важное качество, которое поможет ребёнку проще перейти из детского возраста во взрослую жизнь.

Оптимальный вариант распорядка

В большинстве случаев образец распорядка дня дошкольника представляет собой сбалансированное сочетание всех видов деятельности и отдыха. Составлять его могут только родители, которые знают все особенности малыша, его предпочтения и способности.

Рекомендуется придерживаться основных правил и вносить коррективы, соответствующие индивидуальным особенностям дошкольника. Пример рационального распределения времени:

  1. С 7 утра. В течение ближайшего получаса следует постепенно проснуться (запрещается резкое пробуждение) и выполнить простую утреннюю гимнастику. Кроме этого, нужно умыться и почистить зубы.
  2. С 8.00 до 8.30. Эти 30 минут отводятся для полноценного первого завтрака.
  3. До 10 часов дня. В этот период необходимо проводить обучающие занятия с ребёнком. Считается, что именно в это время он способен запомнить бо́льшую часть полученной информации.
  4. С 10.00 до 10.20. После умственной работы рекомендуется накормить ребёнка вторым завтраком.
  5. До полудня. Это время отведено для прогулок на улице. Ребёнку разрешается играть на свежем воздухе под наблюдением родителей, бегать и заниматься своими делами.
  6. С 12.30 до 13.00. После физических нагрузок следует пополнить запасы энергии. Для этого устраивается обед.
  7. До 3 часов дня. По завершении приёма пищи предусмотрен дневной отдых.
  8. В 15.30. Для того чтобы ребёнок целый день оставался энергичным и жизнерадостным, ему необходимо регулярно и правильно питаться. После дневного сна следует накормить его лёгким полдником.
  9. До 6 вечера. В этот период разрешается проводить те мероприятия, которые больше всего нравятся малышу. Сюда можно отнести дополнительную прогулку, разучивание стихов или песен, игровую активность.
  10. С 18.30 до 19.00. Это время отводится для ужина.
  11. В семь часов вечера. После окончания приёма пищи нужно дать дошкольнику 2 часа на самостоятельную деятельность или игры.
  12. В 21.00. Подготовка ко сну и полноценный отдых.

Нюансы процесса

Каждый вид деятельности (игры, еда, прогулки, обучение) должен проводиться с соблюдением некоторых нюансов. С их помощью можно сделать ребёнка более энергичным и жизнерадостным.

Правила питания

Для того чтобы ребёнок рос здоровым и получал все необходимые витамины, ему нужно обеспечить правильное и сбалансированное питание. Оптимальным вариантом станет равномерное распределение пищи на весь период бодрствования. Врачи рекомендуют соблюдать такую периодичность:

  1. Дети до 3 лет. В этом возрасте достаточно обеспечить четырёхразовое питание (завтрак, обед, полдник, ужин).
  2. От 3 до 5 лет. Малышам, относящимся к этой возрастной категории, рекомендуется также принимать пищу 4 раза в сутки. При этом в перерывах между трапезами разрешаются лёгкие перекусы (фрукты, мороженое, конфеты, десерты).
  3. От 5 лет до поступления в школу. Детям в этом возрасте следует обеспечить пятиразовое питание, так как им нужно больше энергии для обучения и подготовки к школе.

Основные моменты, которые следует учитывать при выборе продуктов:

  1. Повседневный рацион обязательно должен включать в себя следующие ингредиенты: сливочное масло, молоко, тушёное или приготовленное на пару мясо, каши (рисовую, гречневую, овсяную), картофель, хлеб, а также свежие овощи и фрукты.
  2. Примерно 2 или 3 раза в неделю нужно баловать своего ребёнка тушёными рыбными блюдами, творогом, твёрдым сыром и яйцами.
  3. Меню дошкольника должно постоянно меняться. При этом важно, чтобы употребляемые продукты повторялись как можно реже.
  4. Мясо необходимо комбинировать с крупами или овощами.
  5. Перед приёмом пищи рекомендуется давать ребёнку небольшую порцию салата. С помощью этого блюда будет стимулироваться выделение желудочного сока, которое положительно повлияет на аппетит.
  6. Сладкие и сочные фрукты лучше всего есть вечером.

Организация сна

Для того чтобы малыш полноценно отдохнул, необходимо обеспечить ему соответствующие условия. Оптимальная продолжительность сна зависит от возраста и индивидуальных особенностей организма. Детям младше 5 лет рекомендуется отдыхать не менее 12 часов в день (9 часов ночью и 3 — днём). Более старшим мальчикам и девочкам следует спать на 1 час меньше.

Чтобы ребёнок быстро заснул, рекомендуется за 1—2 часа до отдыха избегать занятий, которые возбуждают нервную систему. К ним относятся:

Прогулка и физическая активность

Для укрепления здоровья необходимо включать регулярные прогулки на свежем воздухе и подвижные игры в режим дня дошкольника. Врачи рекомендуют гулять регулярно, кроме дождливых и очень холодных дней. Ежедневные прогулки помогут улучшить:

  • скорость обмена веществ;
  • работу сердечно-сосудистой системы;
  • устойчивость к различным заболеваниям;
  • состояние органов дыхания.

Полезным будет для малыша сочетание свежего воздуха и физической активности. Допускается выполнение любых действий, которые помогут укрепить здоровье и иммунитет. Лучше всего заниматься:

  • беговой разминкой;
  • спортивными играми (футболом, баскетболом, бадминтоном);
  • упражнениями, направленными на укрепление мышечной системы (подтягиваниями на турнике, отжиманиями);
  • развлекательными играми.

Советы профессионалов

При составлении и соблюдении распорядка дня следует не только основываться на своём опыте, но и прислушиваться к рекомендациям специалистов. Это поможет избежать большинства ошибок и снизить негативное воздействие на дошкольника. Родителям необходимо придерживаться следующих советов:

  1. Важно избегать нарушений продолжительности сна, иначе ребёнок плохо отдохнёт и будет менее активен на протяжении всего дня.
  2. Рекомендуется соблюдать длительность и периодичность прогулок. Это поможет укрепить иммунитет и избежать вирусных заболеваний.
  3. Необходимо будить ребёнка в одно и то же время. При этом запрещается делать так, чтобы он резко поднимался с кровати, поскольку это способно привести к ухудшению состояния его здоровья. Оптимальным вариантом будет медленное пробуждение в течение 3—5 минут.
  4. Кормить малыша следует не менее 4 раз в день. Если этого не делать, то растущий организм будет недополучать полезные витамины и микроэлементы.
  5. Завтрак следует давать на протяжении одного часа после пробуждения, а ужин — за полтора часа до ночного сна.
  6. Интервалы между приёмами пищи не должны быть меньше 3 часов, иначе ребёнок будет переедать, а это негативно скажется на состоянии его пищеварительной системы.
  7. Следует выделять достаточное количество времени на приём пищи. Это поможет ребёнку тщательно пережёвывать еду, что ускорит процесс пищеварения и усвоения полезных веществ.
  8. Во время составления распорядка дня необходимо предусматривать ежедневные прогулки в течение 6 часов. В зимнее время продолжительность нахождения на свежем воздухе следует сократить до 4 часов.
  9. Важно учитывать возрастные особенности и способности ребёнка перед тем, как предлагать ему выполнить то или иное действие.
  10. С ребёнком нужно заниматься несколько часов в день. Этого времени будет достаточно, чтобы он до поступления в школу научился писать, читать и считать. Такая подготовка поможет ему быстрей адаптироваться к учебному процессу и получать хорошие оценки.

Режим дня дошкольника — это составленный комплекс мероприятий, которые должны быть выполнены в определённый период суток. С его помощью можно правильно организовать учебный процесс, а также оставить достаточное количество времени для игр и прочих детских увлечений.

Ссылка на основную публикацию