Гигиена детей и подростков: 8 правил гигиены и режима дня детей

Основные правила гигиены детей и подростков в статье практикующего педиатра

Есть специальная наука о сохранении и укреплении здоровья людей – гигиена. Слово «гигиена» в первую очередь означает режим дня, сбалансированное правильное питание, уход за своим телом, отказ от вредных привычек, физические упражнения, предупреждение развития инфекционных заболеваний.

Все мы знаем про режим дня. Но все ли мы ему следуем? Режим дня тренирует волю, организованность, дисциплинированность. Особенно он важен для детей. Ребёнок должен придерживаться примерно такого расписания:

  1. Просыпаться не позднее 7 часов.
  2. В течение 7 — 10 минут заниматься гимнастикой. Выполнять обтирания влажным полотенцем. Мыться под душем.
  3. Приём пищи. Принимать пищу нужно за 1,5 – 2 часа до начала физических упражнений. И через 40 минут после их окончания. Ужинать за 2 — 2,5 часа до сна. Кушать 4 — 5 раз в сутки. Употреблять меньше солёной, жирной и сладкой пищи.
  4. Домашнее задание следует делать в одни и те же часы. Через каждые 45 минут делать перерывы, во время которых нужно вставать из-за стола, походить. Сделать несколько физических упражнений, а не сидеть перед компьютером.
  5. Каждый школьник должен помогать взрослому. Прибирать свою комнату, выбрасывать мусор, мыть посуду.
  6. В свободное время хорошо заниматься чтением, прогулками на улице, любимым делом.
  7. Нельзя во вред сну тратить много времени перед телевизором или компьютером. Постоянный недостаток сна опасен. Он ослабляет нервную систему. Снижается работоспособность, защитные силы организма. Но и слишком долго спать вредно. Продолжительность сна зависит от возраста. Детям с 10 до 11 лет следует спать 10 — 10,5 часов. Когда у детей интенсивные тренировки, учёба, то спать нужно больше. Лучше раньше ложиться и раньше вставать с 22 часов вечера до 6 — 7 часов утра.
  8. Чистота — залог здоровья. Всю свою жизнь каждому человеку следует тщательно заботиться о своём теле. Важен уход за кожей, волосами, ногтями, полостью рта, следует мыть руки перед едой и после посещения туалета, принимать душ утром и вечером, содержать в чистоте одежду и обувь, жилое помещение.

Здоровый климат в доме

Воздух в комнате должен быть прохладным:

  • для раздетого новорождённого 22 — 23 градуса по Цельсию;
  • для детей постарше 20 — 22 градуса;
  • для одетого ребёнка 18 — 19 градусов;
  • во время сна 18 — 19 градусов;

Воздух должен быть влажным на 40 — 60 %:

  • в отопительный сезон используем очиститель-увлажнитель воздуха под контролем гигрометра.

Воздух должен быть свежим:

  • проветривание сквозное. Когда детей нет дома, то каждые 1,5 часа по 10 минут;
  • через одно окно в холодное время года и ночью во время дневного сна;
  • в тёплое время постоянно;
  • воздух должен быть чистый, поменьше пылесборников( ковров и т. д.);
  • регулярная влажная уборка.

Гигиена грудного ребёнка

Начинаться ваш день должен с ежедневного туалета. Его лучше проводить лучше перед первым или вторым кормлением. Он включает в себя уход за глазками, носовой полостью, ушами, кожей. Протираем глазки по направлению от уха к носику. Для каждого глаза смачивается отдельный тампон.

Туалет полости носа проводиться жгутиками, категорически нельзя использовать ватные палочки, потому что они достаточно толстые для маленького ребёнка и нежную слизистую очень легко травмировать. Мы смачиваем жгутики в вазелиновом масле и аккуратными движениями прочищаем носовые ходы от корочек. Ушки тоже чистим ватными жгутиками.

Обязательно нужно ухаживать за складочками малыша, после подмывания мы протираем их детским кремом или маслом. Менять подгузники необходимо часто — минимум 7 раз в сутки, так как частая смена лучшая профилактика пелёночного дерматита и опрелостей. Также профилактикой и лечением опрелостей являются: частые воздушные ванны, мази с содержанием цинка под подгузник.

Массаж и гимнастика

Массаж способствует улучшению кровообращения, движению лимфы, убирает застойные явления в тканях, стимулирует обмен веществ, повышает настроение. Делать его нужно за полчаса до кормления или через минут 40 после. Температура воздуха должна быть примерно 22 — 23 градуса. Весь комплекс упражнений должен длиться 5 — 6 минут. Заниматься им должен профессиональный массажист. Тем не менее, мама может заниматься гимнастикой с ребёнком тоже: разводить ручки, поглаживать по грудной клетке, животик по часовой стрелке, стопы, спинку, кисти. Также эффективны упражнения: велосипед ножками и отведение ножек в стороны.

Гигиена — это в первую очередь купание. Нужно ли ребёнку купание? Есть такое мнение, что ежедневные купания утомляют ребёнка, и он не настолько грязный, чтобы мыть его каждый день. Если вы всерьёз озабочены здоровьем ребёнка, то ежедневное купание необходимо. Не только как очистительная, но и как закаливающая процедура. При этом 3 — 4 раза в неделю детей можно купать с мылом, всё остальное время в воде или в отваре трав.

Купать ребёнка лучше в большой ванне, потому что там много места и ребёнок может спокойно дрыгать руками и ногами, тратить большое количество энергии и, самое главное, в этой ванне он устанет и проголодается. А значит, с аппетитом поест и хорошо будет спать. В воде уходит гипертонус и малыш учится ощущать равновесие, владеть своим телом.

Гимнастика в воде

  • до 3 месяцев выполняется в ванне, далее в бассейне;
  • обычно занимает 10 — 20 мин, длительность определяется настроением малыша;
  • формирует у малыша любовь к воде, позволяет чувствовать себя в ней уверенно.

Техника купания

Голова ребёнка находиться на мамином предплечье, а пальцами обхватывается плечевой сустав. В начале делаются проводки на спине. Затем выполняется рефлекторное отталкивание ножек ребёнком от бортиков бассейна. При проводках ребёнка на животе поддерживаем его под голову. Одна рука поддерживает грудь, прижимает большим пальцем подбородок, вторая контролирует затылок. Подготовка к нырянию. Поливаем ребёнка из кувшина. При попадании воды на лицо ребёнок рефлекторно задерживает дыхание, что тренирует дыхательную систему. В конце обливаем ребёнка водой комнатной температуры – закаливаем малыша.

Правила интимной гигиены детей

Для подмываний используется проточная вода с температурой как у тела. Регулярное частое использование мыла даёт больше проблем, чем отказ от него. Лучше использовать мыло один раз в день максимум. Если подмывать каждый день с мылом, то это изменяет Рh среды, вызывает сухость, аллергию. Гинекологи рекомендуют использовать мыло 2 — 3 раза в неделю. Используете специальное мыло для детей. К нему предъявляют жёсткие требования: минимум красителей, без ароматизаторов. Также высокие требования к Рh. Поэтому рекомендуется покупать жидкие мыла, предназначенные для ребёнка первого года жизни.

Часто родители девочек могут столкнуться с такой проблемой, как синехии. Синехии — это срастание, слипание малых половых губ. Почему это случается? Работа половых органов определяется количеством половых гормонов в крови. Женских половых гормонов эстрогенов очень мало в крови у девочек, из-за этого слизистые оболочки могут слипаться.

Синехии малых половых губ — это не болезнь, а физиологическая особенность. В очень редких случаях малые половые губы срастаются полностью, и моча накапливается во влагалище, тогда это состояние нужно лечить. Также, если есть покраснение, боли при мочеиспускании, зуд, выделения. Лечение синехий проводится нанесением мази, содержащей эстрогены, 2 раза в день на зону сращения в течение 2 недель. Категорически нельзя самостоятельно разделять половые губы.

Трусики для девочки не должны сжимать, давить. Они должны быть из белого материала, так как красители могут вызывать аллергию, раздражения, сделаны из хлопка или льна. Бельё должно стираться детским мылом или порошками и обязательно прополаскиваться, проглаживаться. Детское бельё не должно стираться вместе с взрослым. На ночь лучше не надевать трусики, а спать в пижаме или шортах.

Кроме наружного мытья с мылом, для мальчика ничего делать не надо. То есть никто и никогда не рекомендует что- то тренировать и оттягивать. Часто родители сталкиваются с такой ситуацией, как фимоз. Фимоз — это ситуация, когда обнажение головки невозможно. Фимоз бывает двух видов – физиологический или нормальный, и патологический.

Физиологический фимоз — это невозможность обнажить головку до окончания периода полового созревания. То есть фимоз до 15 лет это физиология, или норма. Обратитесь к врачу, если мочеиспускание затруднено или болезненно, имеются признаки воспаления (боль, отёк, покраснение).

Трусы для мальчика также должны быть хлопчатобумажными. Искусственные ткани провоцируют потение, слущивание, что может вызвать неприятный запах и зуд. Мальчики обязательно должны носить трусы в виде боксеров, т. е. на передней части трусов должна быть муфточка для яичек.

Яички должны содержаться при температуре ниже на 5 градусов, чем температура тела, только в этом случае там будут развиваться нормальные сперматозоиды. А когда трусы сильно прижаты к телу (например, плавки), яички нагреваются до температуры тела и могут не выполнять свою функцию.

Уход за зубами

Показывайте на собственном примере, как ребёнку чистить зубки. Начинать ухаживать за зубами нужно после их прорезывания, в 6 месяцев, снимая налёт салфеткой. Приучать ребёнка чистить зубы утром и вечером можно уже с 2 — 3 лет, когда выросли все зубы. С 2 до 4 лет начинать пользоваться пастой без фтора. Не позволяйте детям младшего и среднего возраста пользоваться пастой для взрослых людей. Зубная щётка тоже подбирается соответственно возрасту. После еды лучше полоскать рот. Хорошо для эмали давать погрызть ребёнку огурец или яблоко.

Закаливание

Закаливание — это система процедур, повышающих сопротивляемость организма к условиям окружающей среды. Посредством закаливания тренируются защитные силы организма, они подготавливаются к своевременной мобилизации.

Воздушное: во время массажа, купания, при каждом переодевании, при открытой двери в ванную.

Водное: при купании в ванной с температурой 33 — 32 градуса по Цельсию и бассейне, обливание после него прохладной водой на 2 — 4 градуса ниже, постепенно понижая температуру.

Ходьба босиком: по полу, по земле, по воде (по щиколотку) в ванне или озере.

Основной метод закаливания — это вода. Методы закаливание — обливание, обтирание, купание, контрастный душ. Чтобы повысить эффективность закаливания, сочетайте их с физическими упражнениями.

Правила закаливания

Не начинайте закаливания сразу с обливания холодной водой. Начинать следует с воздушных и солнечных ванн. Прежде, чем начинать закаливание, необходимо избавиться от инфекций: насморка, кашля, кариеса и т. д. Лучше начинать закаливание, проконсультировавшись с лечащим врачом. Первые водные процедуры – ванночки с водой, обтирание прохладной водой. Закаливайтесь регулярно, не пропускайте ни одного дня. Закаливайтесь постепенно, снижая температуру на 1 градус через каждые два дня.

Следуйте режиму труда и отдыха

Но помните, что отдых — это не «ничегонеделание». Это не сидение перед компьютером или телевизором. Это активный вид деятельности, когда ребёнок переключается с одного вида занятия на другое. Это прогулки, спорт, творческая деятельность, походы, путешествия. Движение оказывает благотворное влияние на развитие нервной системы, силы мышц, адаптации к условиям окружающей среды. Мышечные нагрузки увеличивают частоту дыхания, совершенствуют сердечно-сосудистую систему. Дети, имеющие физическую нагрузку, лучше спят, хорошо выглядят, меньше подвержены стрессу.

Кожа защищает нас от вредных условий окружающей среды. В течение дня на коже образуются капельки пота и жировой слой. Если её долго не мыть, на коже накапливаются потожировые выделения, которые задерживают на себе частички пыли. От неё кожа становится грязной и грубой, перестаёт защищать тело. Конечно, вы всё это знаете. Так расскажите это всё своим детям, только сделайте это интересно, эмоционально, с разными приключениями. Например, придумайте историю про добрых человечков, которые защищают наше тело от злых бактерий. Пусть личная гигиена станет для ребёнка веселой процедурой.

Лекция «Правила личной гигиены школьника»

Гульдана
Лекция «Правила личной гигиены школьника»

«Правила личной гигиены школьника»

1 Умывайтесь утром и вечером, используйте средства личной гигиены.

2 Чистите зубы не менее 3 минут. Ваша зубная щетка не должна быть слишком мягкой.

3 Всегда мойте руки перед едой, после прогулки и туалета. При пользовании туалетом

учащиеся должны соблюдать чистоту и порядок, соблюдать правила личной гигиены.

4 Имейте всегда чистый носовой платок или одноразовые салфетки.

5 Для еды пользуйтесь только своей посудой, не берите грязных тарелок, ложек, чашек.

6 Для питья воды используйте одноразовые стаканчики. Не оставляйте использованные

стаканчики, выбрасывайте их в мусорное ведро.

7 Следите за чистотой своей одежды, обуви.

8 Не ходите в одной и той же обуви на улице, в школе и дома. Дома носите мягкую

домашнюю обувь, для спортивных занятий используйте спортивную обувь.

9 Помогайте учителю и дежурным в поддержании порядка в классе, помогайте родным в

10 Важным элементом личной гигиены является правильная организация режима дня. Он определяется чередованием различных видов деятельности и отдыха, способствует

сохранению работоспособности в течение дня и профилактике переутомления. Несоблюдение режима дня приводит к развитию серьезных заболеваний. У подростков, не соблюдающих режим дня, наблюдают отставание в умственном и физическом развитии. Соблюдение режима дня — это не только условие формирования хорошего психического и физического здоровья, но и выработки стереотипа поведения во время работы и отдыха. Соблюдайте режим дня!

Режим дня – это рациональное распределение времени на все виды деятельность и отдыха в течение суток. Основной его целью является обеспечение высокой работоспособности на протяжении всего периода бодрствования.

Строится режим на основе биологического ритма функционирования организма.

Так, например, подъём работоспособности отмечается с 11 до13 часов.

Второй подъём в 16-18 часов более низкой интенсивности и продолжительности.

Читайте также:  Занятия на фитболе для новорожденных до 2, 4 и 6 месяцев: 8 важных советов и 5 упражнений

Основными элементами режима дня школьника являются: учебные занятия в школе и дома, активный отдых с максимальным пребыванием на свежем воздухе, регулярное и достаточное питание, физиологически полноценный сон, свободная деятельность по индивидуальному выбору.

В школьный период у ребенка наблюдаются процессы роста, сложная перестройка

обмена веществ, деятельности эндокринной системы, головного мозга, эти процессы связаны с окончательным созреванием и формированием взрослого человека.

Режим питания школьников зависит от особенностей обучения в школе, нагрузки школьника, занятий спортом, общественной работой и других моментов.

Неотъемлемой частью режима питания школьников является горячее питание, поэтому не следует замещать горячее питание буфетной продукцией.

В недельный режим школьникадолжны быть включены:

приём ванны или посещение бани, обрезание ногтей на руках и ногах и очистка ногтевого ложа, стрижка и мытьё волос.

Каждый ребёнок должен иметь личные принадлежности: полотенца, зубную щётку, мочалку, губку, носовые платки и т. д.

После купания надо менять нательное и пастельное бельё, ежедневно менять носки.

Одежда школьника должна быть чистой, опрятной, лёгкой, соответствовать размерам тела, времени года, погоде, типу занятий, предохранять от переохлаждения и перегревания, обувь -мягкой, чистой, отдельной для помещения и улицы, соответствовать размеру стопы.

Личная гигиена — это уход за своим телом и содержание его в чистоте.

Кожа защищает тело человека от болезней. Когда ребенок бегает, прыгает и ему становится жарко, то на его коже появляются капельки пота. Кроме того, на коже есть тонкий слой жира, кожного сала. Если кожу долго не мыть, то на ней накапливается жир и пот, на которых задерживаются частицы пыли. От этого кожа становится грязной, грубой и перестает защищать тело. Грязная кожа может принести вред здоровью и, кроме того, грязные, неряшливые люди всегда неприятны всем окружающим. Поэтому кожу нужно мыть и за ней необходимо ухаживать.

Каждое утро все дети должны умываться: мыть лицо, руки, шею, уши. Умываться также нужно после прогулок и вечером. К умыванию нужно подготовить мыло, полотенце и если нет крана и умывальника, то кувшин с водой и таз;

• Полотенце следует повесить на вешалку или гвоздик, а не накидывать себе на шею

или плечи, т. к. на полотенце при умывании попадут брызги, и оно будет мокрым и

• Умываться лучше всего раздетым до пояса или в трусиках и майке;

• Сначала надо хорошо вымыть руки с мылом под струей воды из-под крана или

кувшина, но не в тазу. Руки следует намыливать один-два раза с обеих сторон и

между пальцами, хорошо смыть мыльную пену, проверить чистоту ногтей;

Затем уже чистыми руками мыть лицо, шею, уши;

• После умывания следует вытереться насухо чистым, сухим полотенцем. У каждого

ребенка должно быть свое полотенце.

Перед сном необходимо мыть ноги потому, что на ногах особенно сильно потеет кожа и накапливается грязь. Редкое мытье ног, ношение грязных носков, чулок способствует

появлению опрелостей и потертостей, а также предрасполагает к грибковым заболеваниям. По этой причине не рекомендуется надевать и мерить чужую обувь. В бане, бассейне, на пляже нужно надевать специальные тапочки.

После мытья ноги нужно тщательно вытирать специальным полотенцем. Чулки и носки

менять не реже, чем через день. Дома переодевать домашние туфли или тапочки.

Водные процедуры утром и вечером перед сном имеют не только гигиеническое, но и

закаливающее значение, хорошо влияют на нервную систему, способствуют быстрому

Все тело необходимо мыть не реже одного раза в неделю дома в ванне, под душем или в бане. Для того чтобы снять с кожи жир и грязь, мыться нужно обязательно теплой водой, натирать тело мочалкой с мылом. После мытья следует одеть чистое белье.

Очень тщательно нужно промывать волосы, т. к. на них и между ними накапливается

много кожного жира, грязи и пыли.Легче ухаживать за короткими волосами: они лучше

промываются. Поэтому желательно, чтобы мальчики стриглись коротко, особенно в летнее время. Девочкам, у которых длинные волосы, нужно мыть голову не реже одного раза в неделю, после мытья их тщательно расчесывать только своей и обязательно чистой расческой.

Требуют также ухода ногти на пальцах рук и ног. Один раз в 2 недели их необходимо

аккуратно подстригать потому, что под длинными ногтями обычно скапливается грязь,

удалить которую трудно. Кроме того, такими ногтями можно поцарапать кожу себе и

окружающим. Грязные ногти — признак неаккуратного, неряшливого человека, который

не соблюдает правил личной гигиены. Ни в коем случае ногти нельзя грызть!

Особенно важно следить за чистотой рук. (Ребенку нужно объяснить, что) руками он берет различные предметы: карандаши, ручки, книги, тетради, мячи, игрушки, гладит животных (кошек, собак, берется за дверные ручки, притрагивается к различным предметам (ручкам, цепочкам, крючкам и т. д.) в туалетных комнатах. На всех этих предметах есть грязь, часто невидимая глазом и она остается на коже пальцев. Если брать немытыми руками продукты питания (хлеб, яблоки, конфеты и т. д., то эта грязь попадает сначала в рот, а потом в организм. С грязью передаются различные болезни от больного человека здоровому. Поэтому нужно мыть руки перед едой, после посещения туалета, после всякого загрязнения (уборка комнаты, работа в огороде, игра с животными и т. д.) и перед сном. Совершенно недопустимо брать пальцы в рот.

Каждый ребенок должен следить за чистотой зубов и ухаживать за ними, ибо зубывлияют на здоровье, настроение, мимику и поведение человека. Приятно видеть, как

преображают человека красивые зубы и, наоборот, неприятное впечатление оставляет

человек с гнилыми зубами.

Самой распространенной болезнью зубов является кариес — разрушение зуба с

образованием в нем полости. При этом возникает сильная боль от приема холодной или

горячей, кислой или соленой пищи. Если такой зуб не запломбировать вначале

заболевания, то внутри зуба развивается сложный воспалительный процесс с поражением зубного нерва, корня и надкостницы. Кариозные зубы, как и другие очаги хронического воспаления могут быть причиной гайморита, тонзиллита, отита, менингита, а также ревматизма, бронхиальной астмы, болезней почек. При наличии кариозных зубов пища попадает в желудок плохо пережеванная и мало пропитанная слюной. Такая пища механически раздражает стенки кишечника, желудка и медленнее переваривается. Возникают хронические гастриты, спастические колиты, боли в животе, запоры и др.

Как правило, кариес наблюдается у детей старше 2 – 3 лет. Непосредственной причиной

кариеса зубов является гниение остатков пищи, застревающей между зубами. В результате гнилостного брожения остатков пищи у детей возникает неприятный запах изо рта и начинается разрушение зубов. Развитию кариеса зубов благоприятствует деформация прикуса и нарушение зубного ряда.

Деформация прикуса часто развивается из-за привычки сосать пальцы или является

следствием врожденной предрасположенности.

Личная гигиена включает вопросы гигиены быта, в первую очередь — поддержание чистоты воздуха в жилище, уход за одеждой и постельными принадлежностями, создание нормальных условий для сна и отдыха.

Воздух жилого помещения легко подвергается загрязнению, при котором увеличивается содержание в нем микробов. Проветривание позволяет снизить загрязненность воздуха в 3- 5 раз. Оно должно производиться зимой не менее 3-х раз в день (утром, во время уборки и перед сном) продолжительностью не менее 30 минут.

Наиболее эффективно сквозное проветривание. При наличии печного отопления целесообразно сочетать топку печей с одновременным проветриванием. Наиболее благоприятная температура в жилых помещениях 18 – 20 и относительная влажность 30 – 60%.

Во избежание сырости следует избегать сушки белья в жилых помещениях. Уборка должна проводиться влажным способом (влажной тряпкой, щеткой) или с помощью пылесоса.

Сухое подметание приводит к подъему в воздух большого количества пыли и микробов.С раннего возраста детей необходимо приучать:

• всегда вытирать ноги при входе в помещение, и дома переодевать сменную обувь;

• проветривать свою комнату в течение дня и перед сном, а в школе на перемене проветривать класс;

• систематически вытирать пыль и убирать свою

• содержать в порядке свое рабочее место, книги, тетради, игрушки;

• аккуратно и быстро стелить постель и ежедневно ее проветривать.

Совершенно недопустимо садиться и тем более ложиться на кровать в верхней одежде,

не сняв обувь и класть домашних животных на постель. Для животных, содержащихся в

доме, необходимо отводить специальное место, выделять посуду, расческу, подстилку.

В городах выгуливать собак в специально отведенных для этой цели местах. В сельской

местности не заносить в дом новорожденных животных (теленка, ягненка, жеребенка и

др.)Не гладить и не трогать бездомных и чужих кошек и собак. При укусе животных срочно обращаться к врачу или к взрослому.

Во многих городах и поселках люди пользуются водопроводной водой, которая

очищается от примесей при помощи специальных очистительных сооружений и устройств. Кроме того, водопроводная вода хлорируется, и болезнетворные микробы в ней погибают. Но прежде, чем употреблять эту воду некипяченой, нужно, чтобы она отстоялась несколько часов в графине, бачке, ведре. Весной, во время таяния снега, вода загрязняется, и водопроводная вода загрязняется также, изменяются ее цвет, вкус. В это время вода может представлять опасность для здоровья человека. Вот почему нельзя забывать, что каждую весну сырую воду пить нельзя, а только кипяченную. Кипячение обезвреживает воду, делает ее безопасной для здоровья.

Совершенно недопустимо купаться в загрязненных водоемах, в заросших прудах, в местах стока канализации, в местах водопоя скота.

Поэтому необходимо использовать эти гигиенические навыки

своевременное мытье рук, чистка зубов, бережное хранение своей одежды и т. п.).

Традиции народной культуры как основа формирования духовно-нравственной личности школьника «Традиции народной культуры как основа формирования духовно-нравственной личности» Бессоновка – село, богатое культурными традициями. В.

Нравственное воспитание младшего школьника в учебно-воспитательном процессе Государственное казенное общеобразовательное Учреждение Республики Мордовия «Ширингушская школа-интернат для детей, нуждающихся в длительном.

Игра как средство воспитания младшего школьника Игра — это ведущий вид деятельности младших школьников. Именно в игре происходит тренировка многих важных жизненных навыков, формирующихся.

Игра-занятие с детьми второй младшей группы по правилам личной гигиены Правила личной гигиены. Цель: продолжать приобщать детей к здоровому образу жизни через культурно-гигиенические навыки. Задачи: – воспитывать.

Гигиена детей и подростков: 8 правил гигиены и режима дня детей

ГИГИЕНА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ — отрасль гигиены , изучающая вопросы сохранения и укрепления здоровья детей и подростков от рождения до 18-20 лет.

Научно-практическая деятельность в области гигиены детей и подростков в СССР направлена на все детские и подростковые коллективы, объединенные в учреждениях различного типа (дошкольных, школьных и внешкольных).

Гигиена детей и подростков возникла в 19 в. как школьная гигиена , когда выявился ряд вредных влияний школы на развитие и здоровье детей (большой процент нарушении зрения, искривлений позвоночника, расстройств пищеварения, нервных заболеваний).

Отечественные ученые внесли большой вклад в разработку вопросов школьной гигиены.

В Советском Союзе в связи с ростом сети детских и подростковых учреждений определились и расширились содержание и задачи гигиены детей и подростков, получившей принципиально новое направление: от констатации отрицательных явлений и разработки частных мероприятий для их устранения она перешла к активному участию в организации всего учебно-воспитательного школьного процесса, превратившись в самостоятельную научную дисциплину.

В задачи гигиены детей и подростков входят изучение влияния факторов внешней среды на организм детей и подростков, разработка гигиенических нормативов детских учреждений, режима учебно-воспитательной и производственной работы, физического воспитания различных возрастных групп, вопросов питания.

Вскрывая сущность явлений и процессов, происходящих в организме детей и подростков под влиянием разных условий (состояния воздушного, теплового, светового режимов помещений, учебной и трудовой нагрузки, занятий спортом, физическими упражнениями, закаливания и пр.), гигиена детей и подростков не только объясняет их причины, но разрабатывает мероприятия по улучшению условий в интересах воспитания здоровых людей.

Изучение физического развития, состояния здоровья и заболеваемости позволяет устанавливать возрастные особенности детского организма, закономерности его развития, выявлять факторы, положительно и отрицательно влияющие на развитие и здоровье ребенка, анализировать причины часто встречающихся заболеваний в разных возрастных группах и разрабатывать мероприятия по их предупреждению.

Организатором оздоровительных мероприятий для детей и подростков является в первую очередь врач; в задачи которого входит контроль: за физическим состоянием и развитием детей и подростков, за правильной организацией физкультурных занятий, закаливания, школьной нагрузкой, за санитарным режимом школы и др.

Проведение гигиенических мероприятий в школе и в детских учреждениях возлагается на директора и педагогов.

Воспитательная работа с родителями, санитарное просвещение по вопросам гигиены детей и подростков также занимают большое место в медицинской и педагогической работе детских учреждений.

Борьба с болезнями детей

Борьба с болезнями детей проводится прежде всего путем укрепления детского организма, чему способствуют санитарное благоустройство школ, квартир, а также правильный режим и питание ребенка.

Для создания необходимых санитарных условий используется и самодеятельность самих детей и подростков, для чего в школах под руководством врачей создаются кружки БГСО («Будь готов к санитарной оборонен), а также привлекаются широкие круги общественности.

Специфические мероприятиями по борьбе с инфекционными заболеваниями являются: строго проводимая система немедленного выяснения причин неявки в дошкольное учреждение, на занятия, изоляция заболевших; письменное разрешение врача для выздоровевших детей и детей, находившихся в контакте с инфекционным больным; осуществление своевременной целесообразной дезинфекции и прививок предохранительных .

Читайте также:  Аллергия у новорожденных и у детей постарше: признаки и факторы риска, виды заболевания и медикаментозная терапия

При изучении гигиенических основ учебно-производственной и учебно-воспитательной работы ставятся следующие задачи: профилактика утомления и переутомления, разработка наиболее рациональных с гигиенической точки зрения режимов учебных и производственных занятий для учащихся разного профиля школ, разных возрастов, состояния здоровья, характера выполняемой работы, обобщение опыта, гигиеническое обоснование содержания, форм и организации самообслуживания в школах.

Режим дня

Дети с раннего возраста должны быть приучены к определенному режиму дня, т. е. в одно и то же время вставать, есть, гулять, играть, учиться, ложиться спать.

Регулярный режим дня способствует выработке у ребенка ряда условных рефлексов на время; так, если ребенок приучен получать пищу в определенные часы, у него появляется аппетит, как только наступает время очередной еды.

Определенный порядок привычных действий благоприятно влияет на функции и развитие нервной системы.

В жизни ребенка громадное значение имеет сон. Сон обеспечивает нормальную работу центральной нервной системы и всего организма в целом. Потребность детей в сне тем больше, чем меньше ребенок.

Продолжительность ночного сна здоровых детей в возрасте 2-5 лет должна быть не менее 12 часов, 6-8-летнего возраста — не менее 11 часов: кроме того, детям до 7-летнего возраста необходимы 1½-2 часа дневного сна, детям в возрасте 7 лет после учебных занятий в школе желателен 1 час дневного сна.

Для детей 9-12 лет продолжительность ночного сна должна быть не меньше 10½-10 часов; 13-15 лет — 9½-9 часов; 16 лет — 9-8½ часов; 17-18 лет — 8½-8 часов.

При этом необходимо строго соблюдать время отхода ко сиу и пробуждения.

Для сна ребенку необходимо выделить предназначенную только для него кровать.

Перед сном нельзя давать ребенку есть — ужин он должен получать за 1-2 часа до отхода ко сну, т. к. переполненный желудок (как и мочевой пузырь) мешает сну.

Для глубокого, покойного сна имеет большое значение свежий воздух.

Поэтому необходимо проветривать комнату перед сном, не допускать курения в комнате, где спит ребенок; желательно, чтобы он спал при открытой форточке.

Для правильного развития детского организма нужен чистый воздух; поэтому необходимы ежедневные прогулки и игры детей на свежем воздухе независимо от погоды.

Сильные морозы не должны прерывать ежедневных прогулок; надо только сократить их продолжительность до 15-20 мин., повторяя несколько раз в день.

С раннего возраста детям должны прививаться правила личной гигиены: дети должны привыкнуть обязательно мыть руки, шею и лицо, чистить зубы утром или перед сном, мыть руки перед едой и после посещения уборной, не реже раза в неделю мыть все тело.

Для мытья рук и лица надо пользоваться текучей водой (из водопровода, умывальника и т. п.).

С первых дней жизни надо приступить к закаливанию организма ребенка, повышающему устойчивость к простудным заболеваниям и способствующему его приспособляемости к изменениям внешней среды.

Закаливание организма детей достигается применением воздушных и солнечных ванн и водных процедур (обтирания и обливания, которые можно начинать с 2-3-месячного возраста).

Режим дня в детском саду включает питание, игры, прогулки (5-6 часов), организованные занятия, сон.

Режим школьника

Режим школьника включает организацию учебного года (его длительность, продолжительность учебных четвертей, каникул), недели, дня, в зависимости от учебного плана школы и каждого класса.

В школе, как правило, занятия начинаются не позднее 9 часов утра в односменной школе и 8 часов 30 мин. — в двухсменной.

Занятия второй смены должны кончаться не позднее 19 часов.

Школьный режим регламентирует также продолжительность занятий в школьных мастерских, на производстве, внеклассных занятий (учебных, работы в кружках, выполнение общественных поручении) и отдых (прогулки, игры, спорт).

Работа на производстве 15-16-летних школьников не должна превышать 4 часа, а 17-18-летних — 6 часов.

Наиболее эффективная продолжительность приготовления домашних заданий для учащихся 1-го класса — 1 час; для 2-го класса — 1-1½ часа; для 3-4-х классов — 1½-2 часа: для 5-6-х классов — 2 часа; для 7-го класса — 2½-3 часа; для 8-10-х классов — 3-4 часа.

При приготовлении домашних заданий нужно делать перерывы по 10-20 мин. через каждые 45 мин. — 1 час.

Одним из важнейших оздоровительных мероприятий является пребывание на свежем воздухе, длительность которого должна быть для учащихся 1-4-х классов не менее 3,5 часа в сутки, для 5-6-х классов — 3 часов, 7-10-х классов — 2,5-2 часов.

Кроме того, помещения, в которых проводятся занятия (классные комнаты, лаборатории, мастерские) должны тщательно проветриваться до занятии и во время перемен.

В каникулы и выходные дни режим дня школьника должен организовываться с учетом длительного пребывания на воздухе.

Правильно организованный режим детей повышает их работоспособность, способствует успеваемости в учебе, создает бодрое настроение и интерес к развлечениям, играм, творческой деятельности; вместе с тем он способствует нормальному физическому развитию и укреплению здоровья.

Для детей, нуждающихся в особом режиме, создаются специальные условия, при которых они могут продолжать учение и улучшать здоровье; это осуществляется в санаторно-лесных школах, школах-санаториях и пр.

В этих учреждениях, наряду с учебными занятиями, дети с ослабленным здоровьем получают соответствующее питание, отдых (сон) на открытом воздухе и медицинскую помощь.

Большую помощь в разрешении задач физического воспитания в школе оказывают различные мероприятия в режиме учебного дня: гимнастика до занятий, физкультминутки на уроках (в младших классах), подвижные игры на больших переменах, организация спортивных кружков, занятия учащихся в спортивных секциях и пр.

Все мероприятия по физическому воспитанию учащихся проводятся под контролем врача.

Питание

В сохранении здоровья детей и подростков большое значите имеет правильное питание.

Пища должна быть питательной, вкусной, разнообразной, содержать достаточное количество белков, жиров, углеводов, витаминов и минеральных веществ.

В суточный рацион ребенка должны входить белки как животного (яйца, творог, молоко, мясо, рыба), так и растительного происхождения (содержатся в крупах, картофеле, капусте); суточная норма белка для детей от 1 года до 11 лет колеблется в зависимости от возраста от 25 до 80 г, в возрасте от 11 до 18 лет — от 98 до 120 г.

Углеводы, основным источником которых являются растительные продукты, в суточной норме ребенка в зависимости от возраста составляют от 100 до 470 г.

Жиры, из которых весьма ценны жиры молочных продуктов (сливочного масла, сметаны, молока), содержащие витамины А и D, входят в суточный рацион в количестве 50-80 г для детей от 1 года до 11 лет и 86-100 г — для подростков от 11 до 18 лет (включая растительное масло, которое должно составлять 10-15% жиров).

Вместе с пищей и питьем ребенок должен получать в сутки 1,5-2 л жидкости.

Приемы пищи должны проводиться 4-5 раз в сутки (каждые 3-4 часа), всегда в одно и то же время.

Суточный прием пищи следует распределять так: 20-25% пищи съедается за завтраком, 40-50% — за обедом, 10-15% — в полдник, 20-25% — за ужином (см. Питание ).

Еда должна происходить в культурной обстановке с соблюдением строжайшей чистоты (посуда, скатерти или клеенки; обязательное мытье рук перед едой).

Гигиена детей и подростков разрабатывает гигиенические вопросы строительства школ, школ-интернатов, детских садов и других учреждений для детей и подростков, размещения их на территории городов и поселков, учебного и производственного инвентаря, инструментария, учебных пособий, игрушек.

Типы школьных зданий варьируют в зависимости от сроков обучения (8- или 11-летние школы) или количества учащихся в школе.

Классные помещения должны быть удобными и просторными; они строятся из расчета 1,25 м 2 площади на каждого ученика.

Дневное освещение должно быть левосторонним (по отношению к ученикам) и должно обеспечивать достаточную освещенность всех рабочих мест.

Это достигается таким устройством окон, при котором соотношение их застекленной площади к площади пола комнаты составляет 1:4 и не менее 1:5 (принято считать, что класс освещен достаточно,если каждый ученик видит со своего места хоть кусочек неба).

Наиболее употребительная окраска стен помещений светло-серая, светло-желтая; предпочтительна масляная краска, чтобы стены можно было легко мыть.

В учебных помещениях должна поддерживаться постоянная температура (16-18°).

Для хорошего проветривания комнаты должны быть оснащены фрамугами, а лаборатории — вытяжными шкафами.

Важным является обеспечение коллектива учащихся доброкачественной водой как для питья, так и для поддержания чистоты; необходимо иметь достаточное количество умывальников.

Желательна организация душевых установок и плавательного бассейна.

Школьная мебель

Школьная мебель должна быть прочной, устойчивой и легко поддаваться чистке.

Размеры и конструкции парт, столов, верстаков должны способствовать во время занятий правильному положению: прямое положение туловища (при котором исключены затруднения дыхания и кровообращения); слегка наклоненная вперед голова (с сохранением расстояния глаз от предметов на столе в 30-35 см); выпрямленное положение голеней и стоп; свободное положение предплечий и кистей рук на столе, обеспечивающее разгрузку позвоночника без напряжения мышц верхнего плечевого пояса.

Размеры парт и оборудования лабораторий и мастерских определяются размерами и пропорциями тела учащихся с учетом изменения их за время пребывания в школе.

Каждой группе учащихся с разницей роста в 10 см нужны парты другого размера; в соответствии с этим установлены точные размеры и конструкции парт.

Медико-санитарное обслуживание

Медико-санитарное обслуживание детей и подростков проводится врачами и сестрами школ, школ-интернатов, дошкольных учреждении и системы трудовых резервов.

Особого внимания заслуживают кабинеты профессиональной консультации, в функции которых входит оказание помощи учащейся молодежи при выборе профессии в соответствии с состоянием здоровья, физическими возможностями, интересами и способностями.

В связи с законом об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР проводится огромное строительство детских учреждений и перед гигиенической наукой ставятся большие задачи, решение которых возложено на научно-исследовательские институты гигиены детей и подростков Академии медицинских наук СССР, физического воспитания и школьной гигиены Академии педагогических наук РСФСР, кафедры гигиены детей и подростков медицинских институтов, областные, городские, районные санитарно-эпидемиологические станции.

Преподавание гигиены детей и подростков как учебной дисциплины ведется на специальных кафедрах медицинских и педагогических институтов.

Родительский клуб >>>

«12 шагов в будущее». По просьбам молодых мам и пап, а также тех, кто только готовится стать родителями, в течение всего года мы постараемся провести их через нелегкие и ответственные первые 12 месяцев жизни ребенка. Чему-то научим, от чего-то предостережем. Ведет рубрику врач-педиатр, кандидат медицинских наук Валентина Ивановна ШИЛЕНКИНА.

ВРАЧ РАЗЪЯСНЯЕТ, ПРЕДОСТЕРЕГАЕТ, РЕКОМЕНДУЕТ: «ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ»

Рекомендации врачей по материалам журнала “Здоровье” Подробнее >>>

Сексуальное воспитание подростков: Руководство для родителей
“Мамины «почему?»” >>>

По вашей просьбе, дорогие читательницы, мы вводим новую рубрику “Мамины «почему?»”, где на вопросы, связанные с воспитанием самых маленьких, будут отвечать опытные специалисты. Будем печатать также советы мам и пап, почерпнутые из копилки их семейного опыта.

ВРАЧ РАЗЪЯСНЯЕТ, ПРЕДОСТЕРЕГАЕТ, РЕКОМЕНДУЕТ: «ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ»

Рекомендации врачей по материалам журнала “Работница” Подробнее >>>

Гигиена детей и подростков

Гигиена детей и подростков – совокупность гигиенических правил, направленных на сохранение и укрепление здоровья. Основы гигиены детей и подростков включают нормы надлежащего содержания тела, полости рта, половых органов, а также правильное использование средств личной гигиены, одежды и обуви. Как важные компоненты понятия гигиены рассматриваются вопросы труда и отдыха, режима дня и питания. Соблюдение правил личной гигиены – одно из условий нормальной и здоровой жизнедеятельности.

Правила личной гигиены подростка

В подростковом возрасте происходят резкие изменения функции эндокринных желез, поэтому следует морально подготовить подростка к тем изменениям, которые будут происходить в его организме. Стоит рассказать, что в подростковом возрасте на лице может появиться угревая сыпь (которая часто является причиной комплексов), поэтому соблюдение гигиены кожи становится очень важным для подростка. Для правильно ухода за кожей можно проконсультироваться у косметолога, или же прибегнуть к противоугревым косметическим средствам. Также в подростковом возрасте начинают усиленно работать потовые железы, поэтому следует придавать особого значения поддержанию кожи в области груди и подмышечных впадин в чистоте и использовать дезодорирующие средства.

Интимная гигиена подростков

В подростковом возрасте большое значение приобретает интимная гигиена и правильное половое воспитание. С подростком следует проводить беседы о тех физиологических изменениях, которые сопровождают наступление половой зрелости. Важно, чтобы подросток получил максимум необходимой информации в стенах дома, а не от старших товарищей. Таким образом, подросток, будет знать, что с любой проблемой он может обратиться к родителям.

Гигиена мальчиков подростков

У мальчиков в подростковом возрасте на лице начинают расти волосы, поэтому папа должен научить сына пользоваться бритвенным прибором. Кроме того, следует рассказать мальчику, что подростковый возраст характеризуется началом поллюций и появлением первых эрекций. Научите мальчика вовремя менять нижнее белье, смывать остатки спермы с полового органа. Подросток должен знать, что этих изменений не стоит стесняться, благодаря ним, он из мальчика превращается в мужчину.

Гигиена девочки подростка

Девочкам нужно рассказать о начале менструации, и тех изменениях, которые связаны с этим процессом. Подростковый возраст – хорошее время для визита к гинекологу, который возьмет мазок, расскажет о менструальном цикле. Научите девочку поддерживать наружные половые органы в чистоте, пользоваться средствами личной гигиены. Также у девочек в области подмышек и бикини начинают активно расти волосы, которые следует аккуратно сбривать.

Читайте также:  Бронхомунал для детей: показания и противопоказания, 10 возможных побочных эффектов и особенности применения

Режим дня – важная составляющая гигиены подростка

Для нормальной жизнедеятельности подростка необходимо четкое установление режима труда и отдыха. Гигиена труда подростков включает распределение умственных и физических нагрузок согласно возрастным особенностям. Особенно это касается производственной деятельности и прохождению практики на производстве для учащихся училищ. Соблюдая гигиену труда, подросток должен чередовать работу с активным отдыхом, чтобы не переутомляться. Учитывая расширение объема учебной работы, следует особое внимание уделять гигиене зрения детей и подростков.

Гигиена питания подростков

Питание имеет большое значение для развития растущего организма. В связи с перестройкой всего организма и интенсивными процессами роста подросток нуждается в правильно построенном режиме питания. Рацион подростка должен содержать все пищевые вещества в сбалансированном соотношении. Белки являются главным строительным материалом. Именно белок необходим для роста и формирования иммунной системы, развития мышечных тканей. Жиры и углеводы – источник энергии, «топливо» для организма. Особая роль возлагается на минеральные соли, которые предотвращают возникновение нарушений функции щитовидной железы. Витамины делают организм более выносливым и устойчивым к различным заболеваниям. Недостаток любого из питательных веществ может привести к замедлению роста и ослаблению организма.

О гигиенических требованиях к режиму дня школьников

1 сентября традиционно начался новый учебный год. Перед родителями школьников встал вопрос о правильности организации режима дня своих детей, поскольку от этого напрямую зависит их здоровье, физическое развитие, успеваемость в школе. Режим дня школьника заключается в рациональном распределении времени суток на виды деятельности, отдыха и сна с учетом биологических ритмов растущего организма.

Требования к режиму образовательной деятельности обучающихся регламентируются санитарными правилами и нормами СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

Основными компонентами режима дня являются учебные занятия в школе и дома, отдых с максимальным пребыванием на открытом воздухе, регулярное и полноценное питание, полноценный сон. Обязательно должно быть отведено время для свободных занятий по собственному выбору: чтение, занятия музыкой, рисованием и другой творческой деятельностью, спорт и спортивные развлечения, общественная работа, самообслуживание, помощь в семье.

Учебные занятия в школе регламентируются расписанием уроков и учебным планом. Домашние учебные занятия – важная часть самостоятельной работы в ходе обучения ребенка в школе.

Важно правильно организовать выполнение домашних заданий. С гигиенической точки зрения приступать к выполнению домашнего задания нужно после обеда и достаточного отдыха, что совпадает с интенсивностью функциональной деятельности всех систем организма и с физиологическими особенностями работоспособности детей.

Объем домашних заданий (по всем предметам) должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали: для детей, обучающихся во 2 – 3 классах – 1,5 ч, в 4 – 5 классах – 2 ч, в 6 – 8 классах – 2,5 ч, в 9 – 11 классах – до 3,5 ч.

Также необходимы и перерывы во время выполнения домашней работы.

Важно обращать внимание на расстояние от глаз до тетради или книги, которое должно составлять не менее 25 – 35 см у обучающихся 1 – 4 классов и не менее 30 – 45 см – у обучающихся 5 – 11 классов.

Необходимо правильно организовать рабочее место школьника: естественное освещение должно быть левосторонним (для правшей), искусственное освещение достаточным, возможно использование дополнительного источника света (настольная лампа) с защитным козырьком, чтоб свет не бил в глаза. Необходимо правильно подобрать, соответственно росту ребенка стол и стул. Проверить правильность подбора мебели можно так: сидя прямо, опершись локтем о стол и подняв предплечье вертикально, ребенок должен доставать кончиками пальцев до наружного угла глаза.

В современном мире дети используют компьютеры каждый день для обучения и досуга, как в школе, так и дома. Согласно СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы» продолжительность непрерывного использования компьютера с жидкокристаллическим монитором составляет: для учащихся 1 – 2-х классов – не более 20 минут, для учащихся 3 – 4 классов – не более 25 минут, для учащихся 5 – 6 классов – не более 30 минут, для учащихся 7 – 11 классов – 35 минут. При работе на ПЭВМ для профилактики развития утомления необходимо осуществлять комплекс профилактических мероприятий (упражнения для глаз) и проводить сквозное проветривание помещения.

Активный отдых на воздухе очень полезен для здоровья. Общая продолжительность пребывания на воздухе должна составлять в младшем школьном возрасте не менее 3-3,5 часов, в среднем – 2,5-3 часа, в старшем – 2-2,5 часа.

Особое внимание необходимо уделять ночному сну ребенка. Важно всегда ложиться и вставать в одно и то же время, тогда будет обеспечено и быстрое засыпание и легкое пробуждение. Кровать у ребёнка должна быть ровной, не провисающей, с невысокой подушкой. Комнату нужно хорошо проветривать Примерные нормы ночного сна для школьников: в 1–4 классе — 10–10,5 часа, 5–7 классы — 10,5 часа, 6–9 классы — 9–9,5 часа, 10–11 классы — 8–9 часов. Первоклассникам рекомендуется организовывать дневной сон продолжительностью до 2 часов.

Наряду с полноценным отдыхом крайне важное значение имеет и регулярное сбалансированное питание. Необходимо соблюдать определенное время, кратность приема пищи ( 4-5 раз в день) и интервалы между ними (3,5-4 час.). Важно, чтобы горячее питание ребенок получал в школе (завтрак, обед).

Все эти несложные советы помогут вашим детям быть здоровыми и хорошо адаптированными к школьной жизни.

(c) Управление федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ростовской области, 2006—2017 г.

Если Вы не нашли необходимую информацию, попробуйте зайти на старую версию сайта

Адрес: 344019, г. Ростов-на-Дону, ул. 18 линия, 17

Гигиена детей и подростков

Гигиена детей и подростков — научная дисциплина об охране и укреплении здоровья подрастающего поколения, о воспитании физически крепкого человека с гармоническим развитием физических и духовных сил.

В настоящее время актуальными проблемами гигиены детей и подростков остаются «школьные» заболевания, которые широко распространены среди учащихся. Их частота закономерно возрастает от младших классов к старшим (близорукость, нарушение осанки, неврастения, анемия и др.).

У детей и подростков с возрастом увеличивается количество хронических заболеваний. Это болезни нервной системы и органов чувств, нарушения функций системы пищеварения и обмена веществ, патология органов дыхания, кровообращения, пищеварения, мочеполовой системы и др. Формируясь в детском возрасте, эти заболевания в дальнейшем оказываются в числе ведущих причин временной нетрудоспособности, инвалидности и смертности взрослого населения.

Согласно существующей в настоящее время возрастной (биологической) периодизации, основанной на оценке особенностей роста и развития организма детей и подростков до достижения зрелого возраста в индивидуальном развитии человека (онтогенезе), выделено 7 периодов созревания (табл. 10).

Основу гигиенической оценки состояния здоровья детей и подростков составляют следующие показатели:
— отсутствие или наличие хронических заболеваний в момент обследования;
— уровень достигнутого физического и психического развития и степень его гармоничности;
— степень сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям;
— особенности функционирования основных физиологических систем организма.

Изучение состояния здоровья детского населения включает учет хронических заболеваний, функционального состояния ведущих систем организма, уровня и характера морфологического, функционального и психического развития, а также текущей заболеваемости.

В соответствии с вышеперечисленными критериями в настоящее время в Научно-исследовательском институте гигиены детей и подростков разработаны следующие группы здоровья детей и подростков:
— 1-я группа — здоровые с нормальными развитием и уровнем функций;
— 2-я группа — здоровые, но имеющие функциональные и некоторые морфологические отклонения, а также сниженную иммунобиологическую сопротивляемость острым и хроническим заболеваниям;
— 3-я группа — больные с хроническими заболеваниями в состоянии компенсации со сниженными функциональными возможностями организма;
— 4-я группа — больные с хроническими заболеваниями в состоянии субкомпенсации со сниженными функциональными возможностями;
— 5-я группа — больные с хроническими заболеваниями в состоянии декомпенсации со значительно сниженными функциональными возможностями организма. Дети этой группы, как правило, не посещают детских учреждений, в связи с чем они часто не охвачены массовыми профилактическими медицинскими осмотрами.

Одним из важнейших показателей состояния здоровья растущего поколения является физическое развитие. Под термином «физическое развитие» детей и подростков понимается состояние морфологических и функциональных свойств и качеств, а также уровень биологического развития. Физическое развитие отражает общий уровень социальных и гигиенических условий жизни. Изучение физического развития включается в любую программу оценки.

Физическое развитие детей и подростков характеризуется сложным и многообразным комплексом следующих показателей:
— соматометрических (длина и масса тела, окружность грудной клетки);
— соматоскопических (форма грудной клетки, спины, стоп, осанка, состояние мускулатуры, жироотложения, эластичность кожи, половое созревание);
— физиометрических, или функциональных (жизненная емкость легких, сила сжатия кисти рук).

Обычно на практике измерение тела сводится к определению трех основных признаков: роста, массы тела и окружности грудной клетки.

Полученные результаты измерения показателей сравнивают со специально разработанными средними показателями этих признаков для групп детей различного пола и возраста — возрастными стандартами физического развития. Понятно, что единых стандартов физического развития детей и подростков быть не может, поскольку в разных климатических поясах, в городах и сельской местности имеются свои особенности. Именно поэтому сотрудник детских и подростковых учреждений для индивидуальной оценки физического развития отдельных детей используют региональные стандарты.

Для индивидуальной оценки физического развития детей и подростков применяют методы сигмальных отклонений (профиля физического развития), центильный, регрессионный (оценочных таблиц), комплексный и др. Характеристика и способы применения данных методов подробно рассматриваются в соответствующих справочниках и руководствах к практическим занятиям по гигиене.

К сожалению, оценка физического развития только по соматометрическим показателям не дает достаточной надежности в точности этой оценки. Именно поэтому для более точной индивидуальной оценки физического развития целесообразно использовать ряд других показателей, характеризующих уровень биологического развития детей и подростков. Среди них погодовые прибавки роста, сроки прорезывания постоянных зубов, степень полового созревания и др.

Под акселерацией понимают ускорение темпа роста и развития организма детей и подростков по сравнению с темпом прошлых поколений (от лат. acceleratio – ускорение). Суть ее состоит в том, что у современного поколения этап биологического созревания завершается раньше по сравнению с предыдущим.

В настоящее время в результате акселерации возрастные границы показателей физического развития в составленных ранее таблицах, используемых при оценке физического развития, оказались смещены. На каждом возрастном этапе современные дети и подростки выше и крупнее сверстников прежних лет.

Ускорение физического развития ставит много практических вопросов. Прежде всего, важно установить, насколько акселерация соответствует психическому и умственному развитию. От этого зависят возрастная готовность ребенка к школьному обучению, создание учебных программ, соответствующих возрастным возможностям детей.

Следует отметить, что наряду с ускорением роста и развития детей произошло и укрупнение размеров тела взрослых людей, и позднее наступление климакса, увеличились продолжительность жизни, репродуктивный период, изменилась структура заболеваемости.

В то же время в ряде районов земного шара имеются группы населения, у которых процессы роста и развития стабилизировались. В странах Европы, Америки и России в настоящее время проявляется тенденция к снижению темпов физического развития. Этот противоположный процесс называется децелерацией, т.е. происходит замедление процессов роста и развития.

Воспитание и обучение детей и подростков осуществляется в дошкольных и общеобразовательных учреждениях, учебных заведениях начального, среднего и высшего профессионального образования, учреждениях дополнительного образования детей. В РФ принята 3-ступенчатая система общеобразовательных учреждений:
— первая — начальное общее образование (4 года);
— вторая — основное общее образование (5 лет);
— третья — среднее (полное) общее образование (2 года).

Задача гигиенической оптимизации учебных занятий состоит в том, чтобы отодвинуть наступление утомления у основной массы детей и предупредить быстрое снижение работоспособности и развитие переутомления. С этой целью рационально организуют каждое занятие, регламентируют их количество на протяжении дня, недели, года, учебные занятия чередуют с отдыхом. До недавнего времени многолетней практикой во всех классах школы были установлены 45-минутные уроки.

Однако гигиенические наблюдения показали, что для учеников 1 -го класса такая продолжительность урока велика. В возрасте 5—7 лет дети могут сохранять активное внимание не более 15 мин, поэтому в 1-м классе продолжительность урока сокращена до 35 мин. По рекомендации гигиенистов, для учеников 1-го класса введены обязательные динамические занятия после второго урока. Для детей, начинающих учиться в 1-м классе с 6 лет, разработаны медицинские показания к отсрочке поступления в школу. Эти мероприятия уменьшают отсев шестилетних детей из первых классов и количество часто болеющих детей.

Предупреждение утомления — важная профилактическая задача в организованных коллективах детей всех возрастных групп. На начало учебного дня надо ставить предметы, основанные на словесном преподавании; русский язык, литературу, математику. К концу учебного дня, когда работоспособность снижена, целесообразно включать уроки, основанные на предметном восприятии: аппликацию, лепку, рисование, черчение. Уроки труда и физического воспитания следует проводить в середине учебного дня, используя их для переключения преимущественно с умственной на физическую работу.

Главным условием предупреждения утомления является строгое соблюдение рационального режима дня. Правильно организованный режим дня создает ровное, бодрое настроение, способствует интересу к учебной и творческой деятельности и нормальному развитию ребенка. При построении режима предусматриваются различные виды деятельности, их регулярность, оптимальная продолжительность, рациональное чередование с отдыхом, пребывание на открытом воздухе, регулярное питание и полноценный сон.

Ссылка на основную публикацию