Купание с детьми в открытых водоемах: 5 роковых ошибок родителей и советы опытного педиатра по неотложной помощи

Рекомендации для родителей по обучению дошкольников плаванию
консультация на тему

Консультация для родитетей по обучению детей азам плавания

Скачать:

ВложениеРазмер
rekomendatsii_po_plavaniyu.docx21.59 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации для родителей по обучению дошкольников плаванию

Все родители мечтают видеть своих детей здоровыми, физически и духовно красивыми. Об этом необходимо позаботится с первых дней жизни ребенка. Каждый день, купая малыша, необходимо помнить о большом значении водных процедур для человека на протяжении всей его жизни. Очень важны ваши положительные эмоции, хорошее настроение, доброжелательное отношение к ребенку, находящемуся в воде.

Если согласиться с мнением, что вода является неким носителем информации, то ее можно рассматривать как возможность общения на определенном энергетическом уровне. Не случайно воду используют в культовых ритуалах крещения, освещения и т.д. На Руси издавна купание малыша заканчивалось обливанием, приговаривая: «Как с гуся вода, так с моего сыночка худоба». Купая ребенка, обучая его плавать или просто находясь с ним в воде, не забывайте о том, что ваши слова, эмоции, чувства усиливаются в несколько раз! Даже строгий тон должен носить доброжелательный оттенок. Не скупитесь на похвалу и ласковые слова – это залог здоровья и успешного обучения плаванию. Интерес ребенка к физической активности в воде, регулярным занятиям по обучению плаванию зачастую зависит от правильных действий родителей.

Малыш с удовольствием купается в своей детской ванночке, затем он освоит ванну для взрослых, детский бассейн. А знаете ли вы, что с рождения до 6 месяцев ребенок способен плавать под водой, выполняя движения руками, ногами, туловищем? Подарок природы – нырятельный рефлекс (когда малыш на время перестает дышать под водой) – позволяет ему преодолевать расстояние до метра. Ваша помощь нужна для того, чтобы малыш мог подняться ку поверхности для очередного вдоха.

По вопросам оздоровительных занятий в воде с детьми грудного возраста лучше всего проконсультируйтесь с врачом, со специалистом, который проводит занятия в бассейне при детском медицинском учреждении или в спортивном комплексе. Занятия в бассейне с 1 года до 3 лет проходят, как правило, под руководством специалиста, имеющего медицинское образование. Оздоровительный характер занятий предполагает и приобретение начальных навыков общения с водной средой. Начиная самостоятельные посещения бассейна с ребенком этого возраста, необходимо иметь информацию об особенностях орагнизмавашего малыша, его возможностях, консультацию врача-специалиста. В бассейне будьте предельно внимательны, малыш постоянно должен быть под вашим контролем. Доброжелательность, терпение и никакого насилия!

С достижения ребенком возраста 3-5 лет родители могут посещать бассейн вместе с ним, рассматривая это мероприятие как активный семейный отдых. Ребенок нуждается в подготовке к первому посещению бассейна. Заинтересуйте его, постарайтесь вызвать у него желание научиться плавать. Возможно, на это понадобится некоторое время. Можно вместе посмотреть книгу, по которой он будет учиться плавать, пофантазировать на тему плавания в море под водой, вместе с рыбками, дельфинами и т.д. Создайте момент ожидания: «Скоро мы пойдем в бассейн…». Постарайтесь, чтобы первое посещение бассейна вызвало положительные эмоции. Возьмите с собой любимые плавающие игрушки малыша. Пусть все будет так, как захочет ребенок, если у него возникнут какие-то свои взгляды на некоторые моменты.

Будьте готовы к тому, что ребенок поначалу может отказаться входить в воду. Тогда войдите в воду сами, демонстрируя только положительные эмоции (в это время ребенок должен находится на бортике под контролем). Если постановка будет такой, что посещение бассейна в любом случае не прекратится, вскоре ребенок сам захочет разделить вашу радость и удовольствие от пребывания в воде. Не следует навязывать малышу какую-то конкретную программу обучения плаванию, хотя можно предложить освоить подготовительные упражнения из программы («Задержка дыхания», «Погружение» и т.д.) в той последовательности, в какой они описаны в самой «Программе обучения плаванию в детском саду» Е.К.Вороновой. Если ребенок еще не готов к этому (морально и физически), не настаивайте. Развлекая ребенка в воде (учитывая его предпочтения в играх и игрушках), периодически предлагайте выполнить упражнения из программы. Занятия в этом возрасте предлагают общее оздоровление организма, развития культуры движений. Главное, чтобы ребенок получил положительные эмоции, активно двигаясь и общаясь с родителями. Если вы используете на занятиях поддерживающие средства (круги, нарукавники, доски, ласты), желательно делать это во второй половине занятий.

Случается, что при первом погружении в воду малыш жалуется на холод. Отвлеките его игрушками, разговорами. Продолжительность пребывания ребенка в воде, как правило, составляет 30-45 минут, но первые занятия, безусловно, должны быть значительно короче. НЕ допускайте переохлаждения малыша. Синеющие губы – первый признак того, что занятия следует прервать и согреть ребенка под душем, в сауне или просто растереть руки, ноги, туловище полотенцем.

Неизбежен период привыкания к водным процедурам. Чем регулярнее ваши посещения бассейна, тем быстрее ребенок адаптируется. Оптимальный вариант – 2-3 раза в неделю. Если малыш заболел, подлечите его и обязательно возобновите занятия. Через 6-12 месяцев регулярных посещений бассейна, как правило, наблюдается эффект закаливания, ребенок значительно реже болеет.

Необходимо отметить еще одну важную деталь, о которой нужно помнить всегда! После занятий в воде голову и уши (снаружи и внутри) надо вытирать и сушить до «идеального» состояния! Ребенок не должен «заработать» по вашей вине отит, гайморит и другие простудные заболевания. Завершайте каждое занятие похвалой, даже если у юного пловца пока что-то не очень хорошо получилось. Используйте все то, что вызовет в ребенке желание вновь прийти в бассейн.

Все возникающие трудности при обучении воспринимайте как рабочие моменты, а достижения возводите в ранг олимпийских побед. Радость общения, радость достижения и решения конкретных задач останутся с вами и вашим ребенком на всю жизнь.

Постройтесь не торопить события, ничего не форсируйте, не спугните в дошкольнике желание научиться плавать!

Обратите внимание на то, что если ваши занятия проходят в открытом водоеме, ребенок должен находиться между вами и берегом. Все его передвижения по воде должны быть от вас к берегу. Никогда, ни при каких обстоятельствах не оставляйте ребенка без присмотра в воде и у воды!

Представленная программа обучения плаванию Е.К.Вороновой позволит каждому родителю обучить своего ребенка основам спортивных способов плавания, сформировать устойчивый навык удерживаться на поверхности воды. Возраст 6-7 лет – оптимальный для начала обучения плаванию по данной программе в детском бассейне. Если ваш ребенок старше, программа ему тоже подойдет. Хорошо, если к этому он уже умеет задерживать дыхание, погружаться в воду и плавать под водой с открытыми глазами.

Иногда у родителей возникает вопрос: можно ли научиться плавать, не погружая голову в воду? Можно! Но, во-первых, это значительно сложнее; во-вторых (и это самое главное!), навык погружаться в воду, всплывать, лежать на поверхности воды (этому ребенок научиться, осваивая программу) позволит не растеряться в экстремальных ситуациях, находясь в открытом водоеме!

Прежде чем приступить к занятиям, ознакомьтесь со всеми этапами обучения, чтобы иметь общее представление о том, чему можно обучить ребенка, следуя рекомендациям программы. Прочтите раздел «Плавание в детском саду». Там вы найдете необходимую информацию, описание игр, которые могут преодолеть возможные проблемы на начальном этапе обучения. Детально ознакомьтесь с текстом всех упражнение первого этапа – «Подготовительные упражнения», поскольку вы должны подставлять все движения, которым будете обучать дошкольника.

Первый этап обучения предполагает, что ребенок познакомится со свойствами воды, с возможностью удерживаться на ее поверхности без каких-либо движений. На данном этапе необходимо обратить внимание ребенка на логическую цепочку упражнений – вдох, задержка дыхания, погружение, всплывание, лежание, скольжение. Именно на этом этапе обучения он чувствует, что вода выталкивает тело на поверхность при условии задержки дыхания на вдохе и определенном положении частей тела.

Всегда имейте в виду, что находящийся в воде ребенок не способен концентрировать внимание столь же успешно, как и на суше. Необычная среда для него отвлекающий фактор, поэтому большую часть информации ребенок должен получать, находясь на бортике или в зале.

Сохраняйте сформировавшийся стиль общения с ребенком, используйте его привычки, привязанности, черты характера в процессе обучения. Постарайтесь не говорить ему: «Не бойся, это же так просто; плохо, неправильно». Пусть ребенок слышит от вас: «Хорошо! Молодец! Уже немного получилось! Делай так!» Перед началом занятия прочитайте еще раз тот раздел программы, которым вы будете пользоваться. Мысленно представьте всю организацию предстоящего занятия, поговорите с ребенком на эту тему, например: «Сегодня мы с тобой будем превращаться в звездочку», – называя те упражнения, с которыми предстоит ему познакомиться.

Каждое занятие начинайте с разминки. На первых порах это будет бег по дну с различным положением рук (руки над водой, руки в воде, руки выполняют гребковые движения) и прыжки в воде (на месте, с продвижением, поворотами и т.д.).

Позднее в разминку включайте упражнение предыдущих уроков в той последовательности, в которой они осваивались. Вся разминка – 5-10 минут, во время которой ребенок осваивает новое упражнение. Одного нового упражнения на каждом занятии первого этапа вполне достаточно. Затем, по мере усложнения упражнений, вы будете руководствоваться степенью обучаемости ребенка. Планируйте урок так, чтобы у него всегда оставалось время поиграть или просто свободно подвигаться в воде, независимо от того, освоил он новое упражнение или нет. Это «свободное купание» необходимо для положительных эмоций, развития координации движений. В конце занятия похвалите дошкольника: «Молодец, ты сегодня старался!» пусть каждое занятие оставит в памяти приятные воспоминания как для вас, так и для ребенка.

Где находится тот, кто обучает? Если малышу 3-5 лет – взрослый в воде с ним, если же старше указанного возраста, то лучше – на бортике. При этом, находясь с ребенком в воде, не следует руками мешать его движениям, поскольку он должен их чувствовать сам. Можете объяснить несколько раз, но ребенок должен сам выполнить конкретное движение, иначе вы усложните (и для себя, и для ребенка) процесс обучения.

Следуйте всем полученным рекомендациям, не нарушайте последовательности освоения упражнений, и вы обязательно добьетесь успеха!

5 роковых ошибок, которые делают родители при купании с детьми в открытых водоёмах

Какое лето без купания в реке, озере или море? Отдых у воды – прекрасная возможность вдоволь накупаться, поплавать и укрепить свое здоровье. Дети в этом отношении не исключение. Редкий ребёнок откажется поплескаться в прохладной водичке в погожий летний денёк. Но зачастую сами родители, совершая определённые действия, своими же руками портят отдых или даже делают шаги, которые угрожают здоровью чада. В нашей статье мы разберём основные ошибки при отдыхе у воды с детьми и расскажем, как их избежать.

Родители не знают правил выбора места и времени для купания с детьми

Отдых начинается с выбора места и времени.

Конечно, если вы отдыхаете с ребёнком, к выбору места следует подойти с особой тщательностью:

  • необходимо заранее узнать, пригоден ли водоём или речка для купания, соответствуют ли показатели воды санитарным нормам;
  • накануне исследуйте пляж и дно в том месте, где будете отдыхать. Берег должен быть чистым, свободным от мусора. Дно лучше с небольшим и плавным уклоном, без резкого обрыва и ямок;
  • идти купаться с ребёнком лучше до 11 часов дня и после 16:00. Этим правилом следует неуклонно руководствоваться в особо жаркие дни. Так меньше вероятности заработать тепловой удар или солнечный ожог.

Также не забудьте взять с собой воду. Ребёнок, захотев пить, запросто попробует воду из озера, что чревато кишечными расстройствами.

Пренебрегают медицинскими противопоказаниями и возрастным цензом

  • купаться в открытых водоёмах можно только малышам, достигшим 2 лет;
  • если ребёнок болен простудным заболеванием, ни в коем случае нельзя купаться. Даже лёгкое переохлаждение вызовет ухудшение состояния;
  • только после консультации доктора можно купаться детям, у которых есть хронические заболевания уха, горла, носа, хронический тонзиллит, частые или рецидивирующие бронхиты и пневмонии.

Не следят за детьми при их самостоятельном купании

Следить за детьми во время купания просто необходимо. Неотрывно. С ребёнком до 7 лет заходить в воду надо вместе. Совсем малышей лучше держать на руках и так постепенно заходить в воду. Особенно, если это первая подобная процедура. Так у детей меньше шансов испугаться.

Ребёнок старше 7 лет уже в состоянии купаться самостоятельно, но только под присмотром взрослых.

Не имеют понятия, как помочь утопающему и оказать первую медицинскую помощь при утоплении

Родители должны знать, что делать в экстренных ситуациях, будь то ожог, травма, отравление или утопление.

    во-первых, как только вы заметили, что ребёнок подает сигналы бедствия, немедленно вытащите его из воды. Чем раньше это сделаете, тем наиболее благополучным будет прогноз. Параллельно следует вызвать скорую помощь или позвать спасателей.

Если у ребёнка уже произошла остановка дыхания, и пропало сердцебиение, следует немедленно начинать сердечно-легочную реанимацию;

как только достанете ребёнка из воды, уложите его на твёрдую поверхность (идеально – деревянный щит).

Не нажимайте на живот с целью освободить тело от излишков воды. Жидкость из желудка может попасть в лёгкие, а не наружу, что только усугубит положение вещей;

освободите рот от рвотных масс и инородных тел, если таковые имеются. И незамедлительно начинайте искусственное дыхание «рот в рот» или «рот в нос».

Когда выдыхаете в рот, закрывайте ребёнку нос. И наоборот. Когда дышите в нос, плотно прикрывайте рукой рот. Так воздух не выйдет обратно, а попадет в лёгкие.

В идеале искусственное дыхание следует начинать ещё в воде, до того, как пострадавший окажется на берегу;

  • во время искусственного дыхания из лёгких будет выходить вода. В этой ситуации следует повернуть голову набок и приподнять противоположное плечо;
  • если ребёнок начал дышать, но ещё не пришел в сознание, следует продолжать;
  • если дыхание не восстанавливается, необходимо подключать непрямой массаж сердца. Для этого следует установить руки на границе нижней и средней трети грудины. Одна ладонь поверх другой, перпендикулярно друг другу. Нажатия на грудную клетку следует производить сильные, ритмичные, так, чтобы вы чувствовали экскурсию на 3 — 4 сантиметра. Рекомендуемая частота – 100 в минуту;
  • если помощь оказывает один человек, что сложнее, на каждые 15 нажатий приходиться 2 вдоха. Если реанимацию проводят двое – на один вдох 5 нажатий;
  • во время проведения сердечно-легочной реанимации следует контролировать наличие пульса на сонных артериях (на шее) и возникновение дыхания. Это признаки того, что вы на верном пути;
  • после восстановления дыхания, сердцебиения и прояснения сознания пострадавшего ребёнка надо укрыть одеялом и произвести лёгкий массаж конечностей по направлению от пальцев к центру тела.
  • Плохо представляют, какие манипуляции необходимы ребёнку по приходу домой

    По приходу домой обязательно помойте ребёнка под душем с мылом. Уделите внимание гигиене половых органов. Проверьте, не попала ли вода в уши.

    Следуя простым правилам и вооружившись необходимыми знаниями, вы прекрасно проведёте время у водоёма!


    Безопасность ребенка в воде: 10 советов опытного инструктора

    Пора отпусков в самом разгаре, и в жаркие дни дети готовы проводить в воде все дни напролет. Чтобы летний отдых был радостным и беззаботным, соблюдайте правила поведения на водных объектах и в бассейнах.

    О том, как действовать, если в воде свело ногу судорогой, куда плыть при отбойном течении и как избежать других опасных моментов во время купания, «Летидору» рассказал Роман Цап, мастер спорта по плаванию, инструктор школы плавания семейного курорта Alean Family Resort & Spa Doville 5*.

    1. Самое первое правило — детям рекомендуется заходить в воду только под присмотром взрослых. Родителям и законным представителям желательно ни на минуту не выпускать ребенка из поля зрения.

    Не стоит разрешать ему купаться в незнакомом водоеме и подавать пример плавания в необорудованных местах!

    1. Выбирая курорт, желательно убедиться, что возле бассейна будут присутствовать инструкторы, а на пляже — дежурить спасатели. Ведь даже взрослые люди, которые хорошо держатся на воде, в непредвиденных ситуациях могут запаниковать и не суметь оказать первую помощь тонущим.

    Для многих родителей именно безопасность детей является главным критерием при выборе отеля. Поэтому рекомендую обратить внимание на то, что во многих, особенно недорогих турецких и европейских отелях, как правило, такой штатной единицы, как спасатель или инструктор, не предусмотрено.

    1. Перед тем, как отпускать ребенка в воде, важно убедиться, что он полностью здоров, не имеет противопоказаний для купания (по этому поводу лучше заблаговременно проконсультироваться с врачом) и хорошо себя чувствует.

    Можно брать малыша в бассейн, где воду очищают безопасным способом (ионизация, ультразвук, озонирование, активный кислород).

    Идеальный вариант — если ребенок будет плескаться в специально предназначенном для него бассейне, возможно, даже с подогреваемой водой.

    1. Если ребенок неуверенно держится на воде, не очень хорошо плавает самостоятельно, важно использовать нарукавники, жилеты или плавательные круги. Но даже в этом случае при купании в море или реке нужно следить, чтобы малыша не унесло течением или ветром.

    Перед спуском на воду необходимо проверить все застежки, клапаны и целостность снаряжения.

    Его лучше использовать для отдыха на берегу или для плавания в бассейне.

    1. Чтобы по максимуму исключить чрезвычайную ситуацию, разрешайте маленькому ребенку плескаться в открытом водоеме только в специально отведенном месте.

    Ни в коем случае не позволяйте детям заплывать на глубину, тем более за буйки, где заканчивается акватория с проверенным дном. Кстати, это правило распространяется и на взрослых купальщиков.

    Лучше не залезать в воду, чтобы не искушать судьбу!

    1. Об отбойном течении, которое также называют «тягун» или «рип», следует знать не только тем, кто едет отдыхать в экзотические страны. Оно может возникнуть также на Черном и Азовском морях.

    Сильное прибрежное течение, направленное перпендикулярно от берега к морю, возникает внезапно и может оказаться смертоносным, если человек не знает, как себя вести.

    Вероятность возникновения «тягуна» – еще один повод для того, чтобы выбирать для отдыха с детьми пляжи, оборудованные спасательными постами и медицинскими пунктами.

    Знайте, что оно не затянет вас на дно, это не водоворот. Не стоит тратить силы и изо всех сил грести к берегу. Нужно успокоиться и постараться плыть перпендикулярно течению.

    «Тягун» не бывает очень длинным. В конце концов, он ослабнет. Ваша задача — держаться на воде и не терять из виду береговую линию. Постарайтесь отплыть от полосы «тягуна» на 50-100 метров и после этого направляйтесь к берегу.

    Спокойно оценивайте ситуацию, если есть возможность, зовите на помощь.

    1. Отдельно хочется предупредить любителей ныряния. Это можно делать только в специально предназначенных местах. Предупредите ребенка, что не стоит с разбега прыгать даже в бассейн, если он не оборудован соответствующим образом. Это развлечение запросто может окончиться, как минимум, разбитым носом.

    Категорически запрещено нырять в воду с мостов или крутых берегов, даже если вы знаете, что кто-то нырял в этом месте без последствий.

    1. Чтобы выяснить, можно ли нырять конкретно вашему ребенку, желательно получить консультацию врача. Противопоказаниями могут служить повышенное внутричерепное давление, воспалительные процессы в носоглотке и другие симптомы.

    В любом случае, выбирая место для летнего отдыха, предпочтение лучше отдать курорту, где можно получить консультации медицинских специалистов и/или врачебную помощь.

    1. Очень важно заранее предупредить ребенка о том, что в воде у него может возникнуть судорога, подробно объяснить, что это такое, и научить, как действовать в этой ситуации. Покажите ему, что делать, еще на суше.

    Например, если судорогой свело икроножную мышцу, то необходимо захватить стопу рукой и сильно потянуть на себя, одновременно массируя стопу. Или потянуть большой палец ноги на себя, при этом стараясь выпрямить ногу, голову в этом случае придется погрузить под воду.

    1. Не рекомендуется учить малышей технике плавания буквально «с пеленок». В возрасте 2-3 лет вполне достаточно, если ребенок вместе с родителями с удовольствием плескается и барахтается в воде, отталкиваясь от дна.

    Воспитание профессионального пловца лучше начинать в 6-8 лет.

    Комментирует Игорь Киселев, мастер спорта по плаванию, профессиональный тренер, исполнитель онлайн-сервиса бытовых и бизнес-услуг YouDo.com

    Перед тем, как учить ребенка плавать, следует объяснить ему технику дыхания. Расскажите, например, о том, что, находясь в воде необходимо прикрывать рот, чтобы жидкость не попадала в дыхательные пути, а выпускать воздух можно под водой. Это очень важный момент, так как во время плавания дети не учитывают эти особенности, из-за чего могут начать захлебываться.

    Поэтому обучение следует проводить только после того, как будет освоена дыхательная техника.

    Иногда родители думают, что для того, чтобы научить ребенка плавать, нужно дать ему возможность сделать все самостоятельно и не вмешиваться.

    Грудничковое плавание: за и против

    Занятия плаванием с детьми грудного возраста уже далеко не является новостью для большинства родителей. Однако до сих пор многие относятся к нему очень настороженно. Ведь это так необычно – совсем меленький ребенок и вдруг спокойно ведет себя в воде, абсолютно не свойственной среде для жизни человека. Попробуем разобраться, являются ли водные занятия с малышами полезными или вредными. Стоит ли заниматься таким необычным для грудничка занятием?

    Вспомним, что весь свой «исторический промежуток» беременности развивающийся малыш проводит в полости матки, окруженный со всех сторон амниотической жидкостью, которая выполняет ряд важных функций для его роста. Околоплодные воды служат естественной защитой младенца от воздействий внешней среды, а также принимают активное участие в обмене веществ.

    Родившийся ребенок попадает на воздух как в чужеродную для него среду, вызывающую необходимость самостоятельного дыхания. А вот плавательные рефлексы остаются еще несколько недель. Поэтому с давних пор известно, что новорожденный ребенок прекрасно держится в воде, может плавать и правильно дышать при этом.

    Этот факт не прошел незамеченным для некоторых родителей и врачей. Перед ними возник вопрос: а нельзя ли применять этот «феномен» с пользой для ребенка? Если продолжать заниматься с младенцем в воде, то плавательные рефлексы не угаснут. Более того, малыш будет неординарно развиваться, получать определенные необычные стимулы и укреплять здоровье. Ведь всем известно – вода уникальное средство лечения и профилактики болезней.

    Энтузиасты этой идеи спонтанно возникали в разных местах, но популярности у метода не было. Разве что на экспериментаторов смотрели как на людей чудаковатых. Иногда их просто называли вредителями здоровья своих детей.

    Чтобы увидеть, как детки могут плавать в обычной ванне и какое удовольствие доставляет им плавание, вам достаточно посмотреть данный видео-обзор:

    Как все начиналось

    В 60-х годах прошлого века инструктор-спасатель Чарковский в специально сконструированной емкости пытался выхаживать свою недоношенную дочь и добился потрясающих успехов. Его ребенок плавал как морское млекопитающее. В три месяца жизни по развитию девочка стала опережать детей ее возраста на физическом и интеллектуальном уровне. Через несколько месяцев дочь уже плавала в бассейне для взрослых, обладая прекрасным ночным видением, и могла погружаться на глубину несколько метров.

    Заинтересованные люди стали приглашать Игоря Чарковского в родильные дома, в Дом Ребенка, где он проводил свою методику с недоношенными детьми в водоемах собственных конструкций. Результаты превзошли все ожидания. Способ был прост, безопасен и эффективен, но крайне необычен. Он шел вразрез с основными медицинскими доктринами того времени. Поэтому разрешения на внедрение повсеместной практики плавания детей грудного возраста получено не было. Метод был признан опасным.

    Более прогрессивно развитие грудничкового плавания шло в других странах. И совсем скоро в них возникли специальные исследовательские институты, занимающиеся вопросами развития детей в водной среде. Пионерами в этой области выступила австралийская семья Тиммерманс, которая занималась плаванием со своей дочкой с 16-ти дневного возраста. Им также удалось добиться потрясающих результатов и открыть свою школу, в которую начали ездить родители с детьми из самых разных стран. Методика очень быстро стала распространяться в Америке, странах Европы, Японии.

    Министерство здравоохранения СССР одобрило подобные начинания лишь с конца 70-х годов. Больше содействие этому нововведению оказал председатель федерации плавания Фирсов, выпустивший книгу о детском плавании. Вскоре практически во всех детских лечебных учреждениях открылись отделения, в которых дети вместе с мамами проходили специальные плавательно-оздоровительные курсы.

    В чем смысл грудничкового плавания

    Обучение детей грудного возраста плаванию позволяет им развиваться более гармонично. Прежде всего, речь идет о физическом развитии.

    Плавание способствует улучшению дыхательных характеристик легких, укреплению сердечнососудистой системы, развивает костно-мышечный аппарат, функции печени и почек. Особо благоприятно раннее плавание действует на центральную и периферическую нервную систему.

    Водные занятия вызывают активизацию иммунных реакций, стабилизируют обмен веществ, способствуют активной работе органов кроветворения. Дети, занимающиеся плаванием с грудного возраста, редко болеют патологией желудочно-кишечного тракта.

    Психический фон маленьких пловцов тоже выглядит более стабильно, чем у остальных малышей. Активнее развиваются все виды памяти, наблюдается ровный эмоциональный фон, реже случаются аффективные вспышки. Дети быстрее и продуктивнее учатся.

    Как плавание действует на отдельные органы и системы

    Нахождение и движения в воде оказывают специфическое воздействие на организм младенца. Рассмотрим, как же влияет плавание на ребенка.

    Во время плавательных движений активизируется кровообращение, укрепляются стенки сосудов и мышца сердца. Дополнительное воздействие воды вызывает более активное движение крови по сосудам.

    Плавание углубляет дыхательные движения, делает их более редкими. Усиливается дренажная функция легких, что способствует профилактике инфекционных заболеваний. Продувание носоглотки более активно ее очищает. Насморк и простуды у таких детей – редкость.

    1. Центральная нервная система.

    Плавание активизирует кровообращение в сосудах мозга, улучшая его питание и выведение продуктов метаболизма. Сама вода как фактор среды позитивно сказывается на работе психических реакций, улучшая настроение, повышая жизнерадостность.

    Вода равномерно распределяет нагрузку на костные структуры, мышцы, связки и суставы, способствует их гармоничному развитию, предотвращая чрезмерное развитие отдельных звеньев этой системы. Двигательный аппарат укрепляется за счет преодоления сопротивления воды.

    Активные движения мышц вызывают усиленную работу сердца, ускоряют кровоток, способствуют продуктивной работе почек, выводящих шлаки и вредные вещества.

    Контакт кожи с водой приводит к усиленной функции потовых и сальных желез, открывает дополнительные поры, улучшает кожное дыхание. Большее количество крови, в том числе вышедшей из «депо», проходит по мелким кожным капиллярам, одновременно стимулируя процесс кроветворения.

    Обратите внимание: как видим, плавание является универсальным стимулятором всех жизненно важных функций организма ребенка и положительно сказывается на деятельности практически всех органов.

    Какие существуют показания к грудничковому плаванию

    Плавание полезно всем детям, кроме случаев противопоказаний. Но есть болезненные состояния, при которых оно просто необходимо. Что же это за заболевания и патологические процессы?

    Плавание рекомендовано для помощи в лечении:

    • состояния напряжения мышц (гипертонуса);
    • мышечной вялости (гипотонуса);
    • низкого веса при рождении (менее 2,5 кг);
    • детей, рожденных после кесарева сечения;
    • заболеваний суставов (дисплазий, артрозов);
    • врожденных костно-мышечных дефектов;
    • кривошеи;
    • детского церебрального паралича.

    В каких случаях не следует заниматься плаванием детям грудного возраста

    Важно: противопоказания к грудничковому плаванию определяет врач индивидуально для каждого малыша.

    Следует воздержаться от водных процедур, если у ребенка имеются:

    • острые воспалительные процессы с повышенной температурой;
    • кожные заболевания с выделениями;
    • раны;
    • гнойные процессы;
    • психические заболевания с судорожными припадками;
    • патология сердца с наличием сердечнососудистой недостаточности;
    • прогрессирующая почечно-печеночная недостаточность;
    • инфекционные заболевания, в том числе туберкулез, сифилис, вирусные гепатиты.

    Более детально о показаниях и противопоказаниях к проведению водных процедур рассказывает педиатр, доктор Комаровский:

    Практические рекомендации по грудничковому плаванию

    Самым оптимальным сроком начала занятий считаются три недели после рождения младенца. Через 2.5-3 месяца рефлексы утрачиваются. Ребенка научить плавать будет очень тяжело. В этом случае придется откладывать занятия до 3-4 лет, когда малыш будет способен понимать и выполнять команды.

    Начинать грудничковое плавание можно как в домашней ванне, так и в общем большом бассейне. Главное – с родителями.

    Если вы хотите узнать, как научить ребенка плавать и нырять в бассейне, посмотрите данный видео-обзор:

    Важно: для первого занятия необходима помощь опытного инструктора.

    Температура воды в начале процедур должна составлять 35-36 градусов. Затем ее постепенно надо понижать. При этом ребенок должен чувствовать себя комфортно. Некоторые родители плавают с детьми и при низких температурах воды. Эффект закаливания при этом очень высокий. Но тут важно понимать цели процедуры и не переусердствовать

    Обратите внимание: Во время купания ребенок должен быть полностью в воде. Если он погружен частично, то может просто замерзнуть, даже при активных движениях.

    Продолжительность плавания подбирается индивидуально. В некоторых случаях дети находятся в воде около часа. Но обычно до 30 минут.

    Разработаны специальные упражнения во время занятий. Каждое из них учитывает особенности ребенка, вероятные болезни. Выполнять упражнения необходимо после советов врача и инструктажа специалиста.

    Имеется множество авторских методик плавания.

    Есть ли вред от грудничкового плавания

    Об этом споры не утихают уже не один десяток лет. Однозначного ответа на поставленный вопрос на данный момент нет, так как ни у нас в стране, ни за рубежом не проводилось масштабных многофакторных исследований этого вопроса.

    Мы даже не будем поднимать проблему детской смертности в результате неумелых действий взрослых и захлебывании ребёнка. Давайте отбросим эмоции и посмотрим на саму суть плавательного рефлекса у новорожденного. Этот защитный рефлекс, необходим младенцу для спасения жизни в критической ситуации; он помогает удержаться на воде несколько секунд, пока кто-то из взрослых не выхватит ребёнка из воды.

    Что происходит при обучении плаванью в первые недели жизни? Искусственное стимулирование этого рефлекса, т.е. мы своими руками специально и регулярно создаём для ребёнка стрессовую ситуацию, ставим его в условия, которые малышом воспринимаются, как угроза жизни. Как это может повлиять на его развитие с течением времени – не знает никто.

    Более того, природа сочла необходимым, чтобы плавательный рефлекс у ребёнка спустя некоторое время угас. Во что выльется противостояние естественным процессам у конкретно вашего малыша? Вряд ли нам кто-то когда-то об этом расскажет. Ко всему, если человек научился плавать в более зрелом детстве или уже будучи взрослым, он будет это уметь делать до конца своих дней. А вот развитое умение плавать грудничка всё равно исчезнет с течением времени, и потом уже повзрослевшего ребёнка вновь придётся обучать азам.

    О вреде грудничкового плаванья говорит и ряд детских врачей, отмечающих, что у плавающих младенцев риск возникновения болезней верхних и нижних дыхательных путей в 4 раза выше, чем у детей, которые не занимаются плаванием. У многих крох при этом страдает и ЖКТ. Это вызвано наличием в воде бассейнов соединений хлора, которые пагубно действуют на незрелую иммунную систему младенцев, особенно при заглатывании воды.

    Бьют тревогу и психологи, утверждающие, что подросшие груднички-ныряльщики часто гиперактивны, не умеют поддерживать душевное равновесие, склонны к занятиям экстремальными видами спорта и приступам неконтролируемого возбуждения, теряют чувство опасности.

    Как видите, при рассмотрении проблемы грудничкового плаванья, можно встретиться с абсолютно полярными мнениями. А где же истина? Истина как всегда, скорее всего, где-то посредине.

    Хотите знать, как не навредить ребенку, купая его? О безопасности водных процедур в данном видео-обзоре рассказывает врач физиотерапевт:

    Чумаченко Ольга, педиатр

    20,932 просмотров всего, 5 просмотров сегодня

    Методические рекомендации для родителей по обучению детей плаванию

    Ирина Кирьянова
    Методические рекомендации для родителей по обучению детей плаванию

    Купание, игры и развлечения на воде, плавание – прекрасный источник закаливания и укрепления здоровья детей. Плавательные движения способствуют формированию правильной осанки, предупреждают развитие плоскостопия. Игры и развлечения на воде вызывают у ребенка положительные эмоции и имеют огромное воспитательное значение.

    Техника плаванья

    Основными способами являются:

    – «дельфин» или «батерфляй»

    Детей дошкольного возраста лучше обучать способом «кроль»:

    – без выноса рук из воды

    Кроль на груди

    – Положение тела -при плаванье ребенок лежит на поверхности воды, лицо опущено в воду, глаза открыты.

    – Движение ноги – ноги выпремлены и поочередно совершают движения вверх-вниз. Движения частые, ширина размаха не большая.

    – Движение от бедра – при правильном выполнении движения из воды должны показатся только пятки.

    – Движения рук – сначало детей учат кролю без выноса рук. При этом руки работают поочередно, одна производит гребок а другая вынос вперед под водой. При плаванье кролем на груди с выносом рук вперед, над водой грибки тоже выполняются поочередно. Сначало из воды вынос плеча, предлечья, кисти. Между плечом и предплечьем должен быть прямой угол.

    – Дыхание – при плаванье кролем с выносом рук вдох осуществляется при повороте головы в правую и левую сторону так, чтобы рот оказался на поверхности воды, а ухо в воде. Вдох осуществляется глубоко через рот, выдох производится в воду при повороте головы в И. П.

    Кроль на спине

    – Положение тела – при плаванье тело находится в горизонтальном положении, голова свободно спущена, но не запрокинута.

    – Движение ног – очень близки с движением плаванья при плаванье кролем на груди. При правильной работе ног, из воды из воды показать только кончики пальцев.

    – Движение рук – руки гребут поочередно и проносить по воздуху за голову в И. П. – одна рука вытянута. Гребок начинается за головой. Рука отводится в сторону-вниз, гребок выполняется от бедра. В то время, когда одна рука совершает гребок, другая находится в воздухе и направляется для гребка. Затем она начинает гребок. На пару гребков левой и правой рукой приходится несколько движений ногами.

    – Дыхание – совершается над водой и согласовывается с движением рук. Вдох вначале гребка руками, выдох когда рука находится над водой. Вдох через рот, а выдох через рот и нос.

    Техника «брасс»

    – Положение тела – в И. П. пловец скользит на горизонтально с вытянутыми руками и ногами, при выполнении вдоха голова и плечи поднимаются а туловище прогибается.

    – Движение ног – выполняются одновременно и симметрично, они состоят из двух элементов подтягивания и толчка которые нужно сделать слитно. При подтягивании ноги сгибаются в коленях и разводятся в стороны, носки внутри. Перед отталкиванием стопы приблизятся к ягодицам, их быстро разворачивают носками в наружу и сгибают, и сразу же отталкиваются ногами (внутренними поверхностями голени и стоп от воды).

    – Движение рук и дыхание – при гребке руки одновренно разводятся в стороны-вниз, разворачиваются ладонями в наружу, руки сгибаются в логтях, кисти внутрь-вниз-вперед. Когда руки выносятся вперед делается вдох – быстро, а при разведении рук в стороны голова отпускается делаем выдох в воду – медленно.

    – Согласование движений – гребковые движения наслаиваются друг на друга, они выполняются слитно без перерывов. Принято сравнивать движения брасиста с действиями лягушки.

    Кроль на груди (на суше)

    – ходьба 2-3 вида + движения руками

    – наклоны назад, вперед, в стороны

    – И. П. лежа на спине, руки вытянуты, сесть – наклон вперед, достать руками носки ног

    – И. П. лежа на груди, руки за головой, прогнутся

    – И. П. руки на вверху,подтянутся на вверх

    – И. П. сидя,руки сзади, ноги прямые, носки оттянуты, движение кролем

    – И. П. одна рука вверху а другая внизу, ноги врозь, круговые движения вперед-назад «мельница»

    – И. П. стоя в наклоне, ноги врозь, одна рука вытянута вперед, смотреть вперед (как при плаванье кролем)

    – упражнение с резиновыми амортизаторами

    Брасс на груди (на суше)

    – ходьба + движения руками 2-3 вида

    – И. П. стоя,ноги вместе или О. С., приседание разводя колени в стороны

    – И. П. тоже, приседая колени вместе сводить

    – И. П. упор сидя сзади, ноги вперед, вместе, сгибая ноги и разводя колени в стороны, на счет 1-5 подтянуть пятки к ягодицам, затем быстро развернуть стопы носками в стороны и выпрямить

    – И. П. стоя боком к опоре оперется левой рукой, согнуть ногу в колени и отвести голень в сторону и захватить правой рукой правую стопу с внутренней стороны, отпустить ногу и выполнить ей толчок как при плаванье брасом

    – И. П. лежа на груди, согнуть ноги в коленях и захватить руками стопы с внутренней стороны, подтянуть голени пятки к ягодицам, отпустить ноги и выполнить плаванье брассом

    – упражнение для рук – руки вытянуты вперед-в стороны-вниз-сгибаются в логтевых суставах подтягиваются к туловищу и выносятся вперед

    Методика обучения плаванью

    Упражнения для превыкания к воде и ознакомление с ее свойствами:

    – войти в воду вместе со взрослыми

    – ходьба парами в воде

    – ходьба с выполнением гребковых движений

    – присесть, погрузится в воду до подбородка, (до носа)

    – передвижение по дну на руках, ногах в мелком месте «крокодил»

    Упражнения для погружения и выдоха в воде:

    – помыть руки, лицо, полить воду на грудь и спину

    – присесть и погрузить голову до носа, до глаз и все лицо

    – присесть и погрузится в воду с головой (держать ребенка за руки стоя рядом с ним)

    – на суше сделать вдох и выдохнуть (сдуть с бумаги кусочек бумаги)

    – погрузится до уровня глаз и сделать выдох в воду

    Упражнения для обучения движением ног:

    – в упоре сидя сзади выполнить поочередно размах (35 см) ногами вверх-вниз

    – лечь на скамейку на живот опираясь на ладони выполнить тоже движение

    – на мелком месте пройти на руках по дну, ноги должны всплыть

    Упражнения для обучения движением рук (на суше):

    – из разных И. П. выполнить руками большие круги

    – выполнить гребковые движения в скольжение на воде сразу 2 руками (на спине)

    – выполнить поочередно скольжение правой и левой рукой (на груди,на спине)

    Для старших дошкольников

    – присесть, погрузится в воду до подбородка, до носа, с головой

    – передвижение по дну на руках

    – присесть в воду и выпрыгнуть из нее

    – вбежать в воду с разбега до указанного места

    – пробежать в воде парами

    – вбежать в воду и упасть в воду

    Упражнения для погружения в воду и упражнения для глаз:

    – парами сделать вдох, присесть сделать выдох

    – взятся за бортик бассейна и сделать выдох

    – пройти по водоему и рассмотреть игрушки в воде

    – присесть, погрузится в воду с открытыми глазами

    – присесть и вынуть из воду игрушку

    – собрать под водой 2-3 предмета

    Упражнения для обучения скольжению в воде:

    – лечь на воду и сделать звездочку (на животе и спине)

    – оттолкнутся от стенки бассейна, руки и ноги соеденены вперед (без работы и с работой ног)

    – проскользить и повернутся с груди на спину и наоборот

    – проскользить на груди и на спине «Кто дальше»

    Упражнения для обучения ног:

    – пройти на руках по дну бассейна (водоема) выполняя движения ногами

    – держась за бортик лежа на груди и на спине выполнять движения ногами

    – тоже с выдохом в воду

    – проскользить на груди держась руками за доску

    – тоже с движениями ног

    Упражнения для обучения движением рук:

    – на суше выполнить большие круги руками,поочередно и одновременно

    – имитация на суше кроль на груди

    – выполнить полный цикл движений рук при плаваньи кролем на груди

    – тоже с выдохом в воду

    Безопасное поведение детей в быту. Методические рекомендации для родителей Безопасное поведение в быту (методическая рекомендация для родителей). На пороге третьего тысячелетия актуализировалась необходимость поиска.

    Методические рекомендации для педагогов и родителей по снижению тревожности у детей дошкольного возраста 1. Чтобы существенно снизить тревожность ребенка, необходимо педагогам и родителям, воспитывающим ребенка, обеспечить реальный успех ребенка.

    Методические рекомендации для родителей «Играем вместе с детьми» «Футбол» – классическая игра, которую можно использовать для решения многих задач: 1. Развитие синхронной работы полушарий мозга (разминка.

    Методические рекомендации для родителей «Как помочь ребенку и себе преодолеть негативные эмоции» Описание материала: Методические рекомендации помогут родителям в оценке и помощи своего душевного состояния и негативных эмоций ребенка.

    Методические рекомендации для родителей по созданию предметно-развивающей среды в семье Методические рекомендации для родителей по созданию предметно-развивающей среды в семье. В этот период для познавательного развития ребенка.

    Методические рекомендации для родителей «Развитие мелкой моторики — успешное овладение речью» Источники способностей дарований детей – на кончиках их пальцев». В. А. Сухомлинский Мелкая моторика– это способность человека выполнять.

    Методические рекомендации для родителей: «Учимся, играя: математика» Математика обладает уникальным развивающим эффектом. “Она приводит в порядок ум”, т. е. наилучшим образом формирует приемы мыслительной деятельности.

    Методические рекомендации «Обучение детей плаванию в условиях детского сада» дошкольный возраст является самым благоприятным периодом для активного всестороннего развития – как умственного, так и физического. Между.

    Методические рекомендации по организации обучения чтению детей с ОВЗ. Тема. «Согласные звуки [б], [п], [б’], [п’], отличающиеся по признаку звонкости-глухости. Обозначение звуков [б], [п] ,[б’],[п’] буквами.

    Методические рекомендации родителям «Конструктивная деятельность детей» Изготовление поделок из бумаги увлекает старших дошкольников, способствует развитию воображения, художественного вкуса, конструктивного.

    Первая помощь детям при утоплении

    Самое счастливое время для детей – это, конечно, летние каникулы! Учебники лежат на полках, уроки и сложные задания позади, а впереди беззаботное время, общение с друзьями и летние забавы! И нет ничего лучше, чем в жаркую летнюю пору отправиться на пляж: позагорать, поиграть в мяч и поплавать в речке. Но все так хорошо лишь на словах, не секрет, что вода представляет большую опасность для маленьких детей и подростков. Большинство детей зачастую не умеют плавать и могут утонуть даже там, где не глубоко. Именно поэтому их никогда нельзя оставлять без присмотра возле водоемов. Мало, кто из детей умеет надолго задерживать дыхание, а в шоковых ситуациях они пугаются, начинают плакать и широко открывают рот. В итоге жидкость за доли секунды попадает в дыхательные пути и ребенок захлебывается водой и погибает.
    За прошедшую неделю на телефон «Скорой помощи» поступило 3 вызова об утоплении детей. Все случаи закончились трагедией – ребят спасти не удалось.
    Безусловно, оставлять несовершеннолетних одних возле рек и водоемов нельзя. Помните, что надувные круги, спасательные жилеты и прочие изделия, которые хоть и предназначены для предотвращения беды на воде, на самом деле не могут полностью защитить ребенка . Они могут порваться и сдуться, или ребенок может просто выскользнуть из них.
    В том случаи, если с ребенком все же произошло несчастье, исход такого происшествия зависит, прежде всего, от навыков взрослого по оказанию первой помощи при утоплении.
    Как понять, что ребенок тонет?
    Необходимо постоянно обращать внимание на позу и поведение детей в воде, когда ребенок начинает тонуть, он чаще всего не может дать знать, что он в беде. Еще один верный признак, что с детьми не все в порядке это их шум. Дети никогда не ведут себя тихо на воде, и если они притихли, значит что-то не в порядке. Признаки утопления детей похожи на признаки тонущего взрослого человека:
    – голова ребенка откинута назад и открыт рот;
    – может плавать лицом вниз;
    – задыхается;
    – пытается безуспешно плыть, а проще говоря, «барахтается в воде».
    Если заметили хоть один из этих признаков, немедленно нужно прийти на помощь и как можно быстрее вытащить ребенка на берег. Но прежде всего, обеспечьте собственную безопасность, так как спасение утопающего является очень рискованным действием для того, кто пытается быть спасателем. Не подготовленный человек без риска для себя может помочь лишь на мелководье, в детском бассейне, в ситуации, когда не надо самому держаться на воде и куда-то плыть. Если вы не уверены в своих силах – кричите, зовите на помощь, но не умножайте своим энтузиазмом число тонущих! При спасении ребенка используйте по возможности подручные (веревки, палки, надувные круги и т. п.) и плавающие (лодки и т. п.) средства.
    Ребенок, вытащенный из воды, может быть в сознании, без сознания, в состоянии ступора или заторможенности. Также наблюдаются изменения пульса: он может быть учащен, замедлен или отсутствовать. Сердце работает с перебоями, возможна его остановка. Дыхание, если есть, поверхностное. Часто наблюдается рвота и кашель с пенистой мокротой. Живот вздут. Кожа бледная, холодная, с синюшным оттенком. После извлечения пострадавшего из воды, у Вас есть всего несколько минут для оказания первой помощи, чтобы предотвратить возникновение необратимых изменений в органах и мозге из-за острой недостаточности кислорода, так как мозг способен функционировать всего 5-6 минут без кислорода. И если первая помощь не оказана вовремя, наступает смерть. Реанимационные мероприятия состоят из трех последовательных этапов: обеспечение проходимости дыхательных путей, искусственное дыхание и массаж сердца.
    Первая помощь при утоплении ребенка имеет четкий стандартный алгоритм неотложных действий, который должны знать родители и включающий в себя следующие мероприятия:
    1) позовите на помощь, попросите вызвать «Скорую помощь»,
    2) проверьте находиться ли ребенок в сознании.
    Для этого ребенка нужно уложить на спину, на любую жесткую поверхность, позвать ребенка по имени и потрясти за плечи, у младенцев – провести интенсивные похлопывающие движения по пятке. Если ребенок не реагирует на ваши действия, значит, он находится без сознания.
    3) проверьте, дышит ли ребенок.
    Для этого нужно положить одну руку на лоб ребенка, один палец другой руки поместить на подбородок и немного запрокинуть его голову назад. Приподнимите подбородок, приложите ухо ко рту малыша, следите за его грудной клеткой, и в этой позе не дольше, чем за 10 секунд, надо постараться услышать или почувствовать дыхание ребенка, заметить движение его грудной клетки.

    4) начинайте проводить искусственное дыхание «рот в рот», если ребенок не дышит.
    Искусственное дыхание должно быть таким: – немного запрокиньте ребенку голову и приподнимите его подбородок; – зажмите ребенку нос рукой, которая лежит на лбу; – приоткройте рот ребенка, сохраняя подбородок в приподнятом положении; – задержите свое дыхание и обхватите своими губами рот ребенка, детям до 1 года своими губами следует обхватывать и нос, и рот одновременно; – 1-1,5 секунды дуйте в рот ребенка, наблюдая, приподнимается ли его грудная клетка; – объем вдыхаемого воздуха не должен быть больше того, который у вас сохраняется во рту, так как больший объем воздуха может травмировать легкие ребенка; – удерживая запрокинутую голову и приподнятый подбородок, освободите рот ребенка и следите за тем, как воздух вырывается из его грудной клетки; – повторите всю процедуру пять раз.

    5) проверьте работу сердца ребенка. Для этого нужно постараться прощупать пульс на сонных артериях на боковой поверхности шеи в течение нескольких секунд, или ухом, приложенным к грудной клетке ребенка, услышать сердцебиение.

    6) приступить к непрямому массажу сердца, если признаков сердцебиения нет.
    Проведение непрямого массажа сердца: – опуститесь перед ребенком на колени; – освободите грудную клетку от одежды; – для старших детей: положите на низ грудины ладонь одной руки, а поверх ее ладонь другой руки, – для младших детей (1- 5 лет): вдоль продольной оси грудины положите основание правой руки на область, где ребра соединяются с грудиной, – надавливайте на тело так, чтобы грудная клетка опускалась на три-четыре сантиметра, так как именно это обеспечивает необходимую стимуляцию сердца, поверхностные нажатия не вызывают сокращений сердца, а чрезмерное нажатие приводит к травмам; – провести тридцать ритмичных толчков грудной клетки.

    7) далее следовать циклу – тридцать приемов непрямого массажа сердца и два приема искусственного дыхания.
    За одну минуту необходимо проводить 100-120 надавливаний на грудную клетку и 12-20 вдохов, до возобновления сердечной деятельности и дыхания.
    После каждой минуты реанимации прощупывайте пульс в течение нескольких секунд. Если пульса нет, то следует продолжить массаж сердца и искусственное дыхание. Если пульс нащупан, нужно проверить, дышит ли ребенок самостоятельно. Если ребенок не дышит, продолжить искусственное дыхание, периодически проверяя пульс и дыхание. Как только у ребенка восстановятся пульс и дыхание, мероприятия прекращают, но периодически проверяют пульс и дыхание до приезда скорой медицинской помощи.
    Реанимировать ребенка нужно не менее 40 минут, особенно после его извлечения из холодной воды, так как детский организм способен пережить до 1 часа клинической смерти в ледяной воде без нарушений в центральной нервной системе. После возобновления дыхания и пульса нужно уложить ребенка набок и согреть.
    Особого внимания заслуживают дети, у которых можно заподозрить травму шеи или позвоночника, что часто характерно для ребят, которые прыгают в воду головой вперед. При оказании помощи такому ребенку следует учитывать ряд моментов: не стоит двигать ребенка без особой надобности, не следует подкладывать под голову свернутые вещи. Голова, тело и шея ребенка всегда должны находиться в одной плоскости, поворот на бок, осуществляют, придерживая голову и шею так, чтобы все тело переворачивалось одновременно. В противном случае травма позвоночника может быть только усугублена.
    Если у пострадавшего ребенка есть: сознание, дыхание, кашель, движения конечностей, позывы на рвоту или они появились во время оказания помощи:
    • дайте ребенку возможность занять наиболее удобное именно ему положение, или уложите его в устойчивое положение на боку;
    • не отходите от ребенка и не сводите с него глаз: состояние может ухудшиться и потребовать оказания помощи в любой момент;
    • снимите мокрую одежду;
    • интенсивно согрейте ребенка – заверните в сухую теплую одежду, одеяла, по возможности, занесите ребенка в теплое помещение или положите возле костра, используйте грелки, тепловентиляторы и т. п.;
    • если ребенок в сознании, способен сидеть, и нет рвоты, нужно давать небольшими глотками теплое питье – вода, чай, компот и т.д.
    Надувные круги, спасательные жилеты и прочие изделия, которые хоть и предназначены для предотвращения беды на воде, на самом деле не могут полностью защитить ребенка от утопления. Они могут порваться и воздух сдуться, или ребенок может просто выскользнуть из них.

    Запомните следующие правила:
    • Учите детей плавать.
    • Тех, кто плавать умеет, учите отдыхать на воде.
    • Пользуйтесь оборудованными пляжами.
    • Любое движение ребенка к воде должно быть согласовано со взрослыми.
    • Нельзя, чтобы дети купались без присмотра, даже если они умеют плавать.
    • Категорически запрещайте ребенку нырять, если он не умеет плавать, или, не проверив предварительно глубину водоема и состояние дна.
    • Не разрешайте детям заплывать далеко или переплывать водоемы.
    • Категорически запрещайте прыгать в воду в незнакомых местах и с обрывов.
    • Ребенку, который не умеет плавать, нельзя заходить в воду без надувного жилета (круга, нарукавников) и дальше, чем по пояс.
    • Должна быть огромная осторожность при купании детей с надувными матрацами, лодками, кругами.
    • Ребенок в лодке обязательно должен быть одет в спасательный жилет.
    • Не ныряйте с лодок, не садитесь на борт и запрещайте делать это детям.

    Читайте также:  Аллергия у новорожденных и у детей постарше: признаки и факторы риска, виды заболевания и медикаментозная терапия
    Ссылка на основную публикацию