Суицидальное поведение подростков: 4 группы причин, 3 признака готовящегося суицида, 2 метода лечения

Суицидальное поведение детей и подростков

Суицидальное поведение детей и подростков – этапный процесс, включающий разнообразные проявления психической деятельности, направленные на самоубийство. Внутренняя суицидальная активность (мысли, фантазии, продумывание способов совершения суицида) предшествует внешним проявлениям – поступкам, целью которых является лишение себя жизни. Диагностика проводится психиатром, применяется клинический метод, психологическое обследование. Лечение определяется фазой суицидального поведения. Включает госпитализацию, применение медикаментов, психотерапию, социальную реабилитацию.

Общие сведения

Суицид является осознанным, произвольным актом прекращения жизни. Суицидальным поведением называют любую активность, целью которой становится собственная смерть. Завершающий этап такого поведения – попытка самоубийства. Своевременная диагностика предполагает выявление поведенческих актов и предшествующих им суицидальных мыслей, планов, намерений. Суицидальные поступки среди детей и подростков наиболее распространены в возрасте 15-19 лет. Попытки суицида совершаются 5-8% подростков, мысли о самоубийстве посещают 25% юношей и девушек. Существуют сезонные пики осенью/зимой, объясняющиеся обострением депрессивных расстройств. Гендерная специфика суицидального поведения прослеживается с периода полового созревания – юноши чаще предпринимают попытки, приводящие к смерти.

Причины суицидального поведения

Попытки самоубийства совершаются в результате сочетанного воздействия внешних и внутренних факторов. Предрасполагающими детерминантами являются:

  • Биологические причины. Предрасположенность к суициду определяется при снижении активности серотонина, нарушениях связи гипоталамо-гипофизарной оси, наследственной отягощенности.
  • Психологические особенности. Суицидальному поведению способствует низкая стрессоустойчивость, эмоциональная лабильность, максимализм, эгоцентризм; зависимость от действий, мнений окружающих; неумение составлять и воплощать в жизнь планы; фрустрация потребности в безопасности, доверии, любви.
  • Медицинские факторы. К самоубийству предрасполагает наркомания, алкоголизм подростков, психические расстройства (депрессии, шизофрения, психопатии), тяжелые соматические заболевания с вероятностью инвалидизации, летального исхода (онкологические патологии, СПИД, ВИЧ).

Потенцирующие факторы утяжеляют, ускоряют течение суицидального процесса, повышают риск попыток. В эту группу входят:

  • Культурные, религиозные факторы. У представителей некоторых языческих религий самоубийство расценивается как благое действие (жертвоприношение, очищение). В отдельных молодежных субкультурах самопроизвольная смерть является признаком решимости, самостоятельности, преподносится в комплексе с романтическими переживаниями.
  • Внутрисемейные факторы. Группа риска – дети, подростки из асоциальных, неполных семей, воспитывающиеся в условиях насилия, унижения, тотального контроля, отчуждения.
  • Социальные влияния. Вероятность суицида возрастает при конфликтах со сверстниками, проблемах любовных отношений подростков, культивировании смерти средствами массовой информации.

Реализующие факторы провоцируют переход суицидальных намерений в действия. Причинами непосредственно попыток самоубийства являются:

  • Сильный стресс. Инициировать действие может смерть родителя, близкого родственника, новость о неизлечимой болезни, невольное наблюдение за убийством, отвержение друзьями, знакомыми, пережитое изнасилование.
  • Доступность орудий самоубийства. Реализация суицида происходит при наличии домашнего оружия, таблеток, способных при неправильном применении вызвать смерть.

Патогенез

Существует три основные концепции патогенеза суицидального поведения детей и подростков. Согласно психопатологической теории, самоубийцы являются психически больными, суицидальные действия рассматриваются как проявления обострений психических расстройств. В настоящее время попытки самоубийства относятся к области пограничной психиатрии, изучающей психопатические расстройства, реактивные состояния при акцентуациях характера.

Социологическая концепция как основу суицидального поведения рассматривает нарушения социальной интеграции. Целью попыток самоубийства является восстановление взаимоотношений с окружающими. Психологическая теория в качестве патогенетических механизмов самоубийства определяет эмоциональные, личностные особенности, поведенческие паттерны. Суицид побуждается негативными чувствами – страхом, гневом, озлобленностью, стремлением наказать себя либо окружающих. Группа повышенного риска – впечатлительные, внушаемые, импульсивные, эмоционально неустойчивые дети и подростки.

Классификация

Существует множество классификаций суицидального поведения. Наибольший практический интерес представляет разделение попыток самоубийства по целям, причинам. Выделено три вида суицидальных поступков:

  • Истинные. Действия тщательно продуманы, просчитаны, являются четкой реализацией плана. Им предшествуют изменения мышления, высказываний, поведения. Решение принимается на основе долгих раздумий о смысле жизни, своем предназначении, бессмысленности существования. Суицидальная направленность доминирует, затмевает другие эмоции, черты характера. Цель – умереть (часто достигается).
  • Демонстративные. Попытки самоубийства схожи с театральными действиями, организуются с расчетом на присутствие «зрителей». Выступают как способ проведения диалога с близкими людьми. Цель – быть услышанными, привлечь внимание к своим проблемам, получить помощь. Иногда действия заканчиваются смертью из-за просчетов плана.
  • Маскированные. Скрытые суицидальные действия совершают подростки, осознающие, что самоубийство не является правильным способом решения проблем. Самоубийство реализуется косвенными способами – занятиями экстремальными видами спорта, участием в драках, скоростной ездой на автомобиле, мотоцикле, опасными путешествиями, употреблением наркотиков. Чаще всего истинная цель не осознается либо осознается частично.

Симптомы суицидального поведения

Суицидальным попыткам предшествует депрессия, отгороженность от окружающих. У дошкольников снижается заинтересованность играми, просмотром мультфильмов, вкусной едой. Они становятся вялыми, апатичными, замкнутыми, предпочитают одиночество, могут подолгу сидеть, лежать без физической активности. Дети не хотят посещать детский сад, отказываются от встреч с друзьями, исчезает увлеченность занятиями, которые раньше приносили удовольствие. Депрессия проявляется вегетативными, двигательными расстройствами: возникают боли различной локализации, нарушается сон, аппетит, функции пищеварения. Мальчики чаще становятся раздражительными, девочки – слезливыми, подавленными. Смерть понимается как временное явление, «сон».

Школьники выражают тему самоубийства в рисунках, придуманных историях. Нередко рассказывают о способах суицида, их преимуществах, недостатках. Возможность смерти обсуждается с родителями, дети инициируют разговоры об опасности лекарств, удушья, падения из окна. Нет заинтересованности настоящим и будущим, увлеченности планами летнего отдыха, проведением Нового года, дня рождения. Дети и подростки выглядят вялыми, уставшими, речь, движения часто замедлены, иногда сменяются тревожной суетливостью, раздражительностью, плачем, рыданиями. Мотивация учиться отсутствует, школьная неуспеваемость усугубляется постоянной сонливостью, слабостью. Снижаются функции внимания, мышления. Развивается бессонница, нарушение аппетита, уменьшается масса тела.

Подростки более открыто выражают суицидальные мысли. Возможны фразы «не хочу жить», «лучше я умру», «жизнь закончится». Одержимость смертью проявляется стремлением просматривать фильмы, читать истории о самоубийцах, способах реализации суицида. Тема смерти отображается в стихах, рисунках, других видах творчества. Формируется эмоциональная отчужденность от родственников, друзей, формально отношения могут быть стабильными, посещение школы регулярным. Эмоциональная неустойчивость часто проявляется грубостью, агрессивностью. Возможны уходы из дома, увлечение опасными для жизни занятиями, равнодушное отношение к собственному внешнему виду, мнению окружающих.

Осложнения

Суицидальное поведение, не закончившееся смертью, осложняется различными соматическими заболеваниями. Диагностируются тяжкие травмы, увечья, порезы, повреждения пищевода, трахеи, гортани, нарушение работы почек, печени, переломы шейных позвонков, ребер, костей рук, ног. После попыток суицида пациенты в первую очередь нуждаются в госпитализации в стационары соматического профиля. Полученные повреждения приводят к инвалидности, ограничениям дальнейшей жизни. Со стороны психического здоровья частым осложнением становится психопатологическое развитие личности, сопровождающееся высоким риском социальной дезадаптации.

Диагностика

Диагностика суицидального поведения детей и подростков проводится врачом-психиатром, клиническим клиническим психологом. Родители предъявляют жалобы на изменения эмоционального состояния ребенка: подавленность, замкнутость, вялость. Врач предполагает наличие депрессии с риском суицида. Обследование проводится следующими методами:

  • Беседа.Детский психиатр уточняет время появления симптомов, их выраженность, продолжительность. Если ребенок говорит о самоубийстве, врач расспрашивает о возможных причинах, продолжительности суицидальной активности.
  • Психологические опросники. Применяются различные тесты для выявления признаков суицидального поведения – методики, состоящие из прямых вопросов о наличии мыслей, попыток самоубийства (опросник суицидального риска, адаптированный опросник Г. Айзенка «Самооценка психических состояний личности»).
  • Проективные методики. Используются для обследования детей младшего школьного, дошкольного возраста, для подростков, не осознающих, скрывающих суицидальные тенденции, поступки. Применяется тест Люшера, метод «незаконченные предложения», «сигнал», рисуночные тесты.

По результатам комплексного обследования подростков и детей с суицидальной активностью определяются истероидные, сензитивные, эмоционально-лабильные, возбудимые акцентуированные черты. Сочетание признаков депрессии, эмоциональной неуравновешенности, импульсивности указывает на высокий риск суицидальных попыток.

Лечение суицидального поведения

По особенностям развития суицидального поведения выделяют три этапа: суицидальных тенденций, суицидальных действий, постсуицидального кризиса. Такое разделение учитывается при подборе лечебных мероприятий:

  • Предсуицидальная фаза. Основным способом лечения является психотерапия, медикаментозная коррекция депрессии. Используются когнитивные методы, так как проблема концентрируется в плоскости мыслей, идей, убеждений. С помощью логического обоснования, когнитивного переструктурирования прорабатываются идеи о безнадежности будущего, бессмысленности настоящего, отсутствии понимания, поддержки. Ошибочные суждения проблематизируются, ставятся под сомнение. Подросток научается обнаруживать, останавливать негативные автоматические мысли. Проводится психологическое консультирование родителей, обсуждаются варианты взаимодействия с ребенком, способы реагирования на его замкнутость, эмоциональность. Подчеркивается важность ненавязчивого контроля над действиями.
  • Острая фаза. Начинается сразу после попытки самоубийства. Требует неотложной медицинской помощи, госпитализации. Помещение в стационар обеспечивает строгий контроль приема медикаментов, предупреждает возможность повторных попыток самоубийства (нет средств, ребенок всегда под наблюдением персонала). Препараты подбираются психиатром с учетом основного диагноза (депрессия, биполярное расстройство), клинической картины острого периода. Психотерапевтическая поддержка наиболее эффективна в первые дни, когда ребенок эмоционально уязвим, принимает помощь, что служит основанием для доверительных, устойчивых отношений с психотерапевтом. На первом этапе происходит эмоциональная разгрузка, обсуждаются причины случившегося, альтернативные пути разрешения проблем. Затем ребенок/подросток посещает групповые занятия, стимулирующие социальную активность.
  • Постсуицидальная фаза. Пациента переводят на амбулаторное лечение. Контроль над поведением необходим, но осуществляется родителями, родственниками. Основная задача – предотвратить последующие попытки самоубийства. С этой целью психотерапевтами используется метод «подписание договора» – утверждается срок, в течение которого подросток обязуется не предпринимать попыток. Документ подписывается обеими сторонами. Параллельно продолжается прием медикаментов, посещение групповых встреч, индивидуальных сеансов, направленных на устранение депрессии, восстановление социальной активности.

Прогноз и профилактика

Прогноз суицидального поведения детей и подростков благоприятен при комплексной медико-психологической помощи, активном участии родителей, родственников в профилактике. Частота рецидивов составляет 50%, в большинстве случаев повторные попытки совершаются детьми и подростками, имеющими психические заболевания, из неблагополучных семей. Профилактика основана на устранении факторов риска. Важна благоприятная семейная обстановка, доверительные отношения. Необходимо обучать ребенка способам разрешения конфликтов, противостояния стрессовым факторам. При изменениях поведения, эмоциональных реакций нужно поговорить, подключить детского психолога, при серьёзных нарушениях – психиатра.

4 группы причин суицидального поведения подростков

Дети и подростки – самая беззащитная категория людей. Они порой не в силах провести грань между добром и злом, жизнью и смертью. Опасность суицида у детей является серьёзной проблемой. Каждому родителю необходимо быть внимательным по отношению к своему ребёнку, чтобы не пропустить первые признаки суицидального поведения.

Как не упустить суицидальное поведение у подростка?

Психическое здоровье человека является одной из основных ценностей личности и общества в целом. Именно этот показатель определяет физическое и социальное благополучие человека. Детско-подростковый возраст сопровождается радикальными комплексными изменениями тела и психики.

В формировании отклонений нервно-психического развития важны не только предшествующие негативные факторы, такие как токсикоз матери во время беременности, недоношенность, родовые травмы, действие токсических веществ. Значительное влияние оказывают условия микроклимата, отношения в близком окружении ребёнка.

Немного терминологии

  1. Суицидом называют лишение себя жизни тем или иным методом.
  2. Суицидальные мысли – это мысли о способе ухода из мира, о реакции окружающих людей, о болезненности самого процесса лишения себя жизни.
  3. Суицидальные замыслы отличаются от суицидальных мыслей тем, что человек начинает продумывать детали планируемого суицида: где, каким способом, с наличием свидетелей или оставив предсмертную записку и т.д. Это первый этап перед моментом подготовки к суициду.
  4. Парасуицид – некая инсценировка лишения себя жизни, осуществляется напоказ, при свидетелях. Основной его смысл не уход из жизни как таковой, а получение желаемого: внимания, жалости, исполнения требований.
  5. Расширенный суицид характеризуется не только лишением себя жизни, но и убийством окружающих людей.
  6. Завершённый случай суицида – суицидальное поведение, завершившееся смертельным исходом.

Грустная статистика

Как это ни печально, Россия находится в лидерах в мире по уровню самоубийств среди детей и подростков. Показатели более чем в 3 раза выше, чем в других странах. За последние десятилетия пики суицидальной активности наблюдались в 1990 – х годах, затем в 2002 г. Уровень среди подростков в среднем остаётся высоким – около 21 на 100 000 человек.

Стоит отметить, что юноши чаще совершали суицид, чем девушки: 33 и 8 на 100 000 человек соответственно. За последние 5-6 лет суицидальная активность держится на одном уровне.

Различается количественный показатель суицидов относительно регионов Российской Федерации. Самое большое число самоубийств среди подростков регистрируется в Чукотском автономном округе – 255 на 100 000 населения. Самый низкий этот показатель в Чечне — до 2,3 на 100 000 населения. Таким образом, южные регионы и области страны характеризуются более низкой смертностью от суицидов, чем северные районы (Чукотка, Бурятия, Алтай, Якутия, Тыва, Хакасия, Иркутск, Камчатка, Калмыкия).

Это происходит в связи с различными причинами, такими как отрицание родственниками случившегося, проблемами со страховыми компаниями и т.д.

Первые «звоночки»

Распознать и предотвратить самоубийство не так просто, ведь далеко не каждый человек, планирующий суицид, сообщает о своих намерениях окружающим.

Суицидальный риск в разы увеличивается при присутствии в психическом состоянии депрессивных расстройств.

Первыми явными признаками возможного наступления суицида у детей и подростков является депрессивное состояние.

Основные моменты, на которые стоит обращать внимание:

  • сниженное настроение;
  • потеря аппетита;
  • апатия;
  • нарушение сна (кошмарные сновидения, поверхностный, тревожный и чуткий сон, бессонница или повышенная сонливость);
  • мысли и высказывания о нежелании жить;
  • снижение школьной успеваемости;
  • ограничение общения с друзьями и знакомыми;
  • слезливость,;
  • отказ от посещения учёбы и секций.

Какие бывают разновидности суицидального поведения?

Суицидальное поведение – это то, что мы можем увидеть на поверхности, не затрагивая глубинных переживаний подростка.

Аффективные нарушения

Эмоциональные изменения по большей части обусловлены тревожной и депрессивной симптоматикой. Депрессия должна присутствовать в психическом самочувствии длительное время. Она проявляется выраженными эмоциональными переживаниями, снижением интересов, ангедонией, самообвинением, отсутствием желания выполнения действий, которые ранее приносили радость.

Могут появляться болевые неприятные ощущения в теле, слабость, беспричинная тревога.

Демонстративное поведение

Агрессивные всплески наблюдаются не только в рамках семьи. Асоциальному и девиантному поведению по большей части способствуют неблагоприятные компании сверстников. Трудности возникают и в общении с учителями. Грубое делинквентное поведение вызвано протестом личности против системы сложившихся ценностей.

Суицид в данном случае является лишь способом получения желаемого, человек не имеет истинного желания смерти.

Причины суицидов в подростковом возрасте

Суицидальное поведение подростков является следствием патологически изменённой почвы. Это единый и непрерывный процесс. В процессе взросления у любого человека возникают извечные вопросы: «Кто я? Что я могу?»

Обычно в тягостные моменты ребёнок тянется за помощью и советом к близким. Но родители настолько заняты собой или работой, что иногда забывают, что ребёнку, сколько бы лет ему ни было, нужны мама и папа, их тепло и забота.

Отсутствие осознанного понимания смерти

В детском и подростковом возрасте ввиду юношеского максимализма и незрелости суждений жизнь не рассматривается как нечто конечное. Нет граней между добром и злом, чёрным и белым, жизнью и смертью.

Дети рано начинают интересоваться витальными философскими вопросами: как я появился? Что значит умер? Что такое душа? Важно, чтобы взрослый человек смог объяснить ребёнку значение интересующих понятий и процессов так, чтобы смерть верно воспринималась маленьким человечком.

Ранний сексуальный дебют

У подростков ввиду гормональных всплесков повышено сексуальное влечение. Половое определение только начинается. Подросткам становится интересным всё, что связано с сексуальной тематикой. Те дети, которые отстают в половом развитии, могут стать объектами совращения своими сверстниками.

Психические отклонения

Отклонения такого рода связаны с патогенным действием микросоциума, в основном семьи. Причинами могут служить распад семьи, наличие конфликтных отношений между родственниками, асоциальное поведение родителей (алкоголизация, употребление наркотиков). Возникающие невротические расстройства, депрессивные состояния могут приводить к суицидальному поведению.

Физические недостатки

Подростку в период полового созревания может казаться, что пропорции тела чрезмерно меняются, тело становится чужим. Из-за гормональных сбоев начинаются проблемы с кожей, массой тела. Протестующему растущему человеку эти изменения кажутся просто невыносимыми. Ребёнок может искренне считать, что эти «уродства» не сопоставимы с жизнью.

Признаки готовящегося суицида

Признаки суицидального поведения у подростков могут включать в себя эмоциональные, поведенческие нарушения. В некоторых случаях подготовку к самоубийству выявить по внешним признакам не удаётся.

Суициды условно можно разделить на несколько групп:

  • скрытые: жажда риска, опасные увлечения, самоповреждения;
  • истинные: с желанием умереть;
  • демонстративные: шантаж смертью для получения желаемого.
Читайте также:  Вывих шейного позвонка, подвывих локтевого сустава, бедра у ребенка: 4 вида, способы лечения

Нужно отметить, что истинные суицидальные действия редко спонтанны. Почти все подростки каким-либо образом подают сигналы о надвигающейся катастрофе, которые остаются незамеченными.

Депрессивные состояния

Основные симптомы, присущие депрессии, имеют такие же проявления и у детей: стойкое снижение фона настроения в течение 2 недель и более, снижение психической и физической активности. Внешне это проявляется снижением успеваемости в школе, трудностью усвоения нового материала и воспроизведения уже изученного.

Ребёнку не хочется общаться и веселиться, заниматься любимым видом деятельности, ходить в школу. Нарушается аппетит и сон. Возможны высказывания об отсутствии желания жить и о своей никчёмности.

Поведенческие признаки

В некоторых случаях может наблюдаться демонстративно-шантажное поведение. Ребёнок выдвигает свои требования и угрожает суицидом взрослым, если эти требования не будут удовлетворены.

Эмоциональные нарушения

В подростковом возрасте могут возникать перепады настроения от депрессивного до приподнятого. Жизнь может казаться совершенно никчёмной и приносить серьёзные страдания подрастающему человеку.

Своевременное обращение за помощью и диагностика

Признаки суицидального поведения чаще всего находятся в разговоре подростка, в его отношении к миру и своему будущему.

Существуют специальные телефоны доверия, где помощь в трудных ситуациях оказывают квалифицированные специалисты дистанционно, быстро и анонимно.

Профилактические мероприятия

К общим профилактическим мероприятиям, прежде всего, относится создание благоприятных социально-экономических, социально-педагогических условий, содействие институту семьи, полноценная реализация обучения детей и подростков.

Специальная профилактика должна быть направлена на детей из групп риска, девиантных подростков. Необходимо защищать детей от влияния асоциальной среды, жестокости, насилия, от невнимания родителей.

Своевременное обращение за медицинской помощью может предотвратить возникновение суицида.

Особое внимание в век информационных технологий стоит обращать на защиту ребёнка на просторах интернета. Виртуальные группы и клубы опасны. Подростки заходят на данные страницы по различным причинам: из-за любопытства, чтобы проявить себя, чтобы вызвать сострадание к себе. Но в ряде случаев происходит взаимная провокация друг друга к активным суицидогенным действиям. Массовые самоубийства и являются результатом такой кампании.

В помощь родителям

Оказание суицидологической помощи является сложным и многоуровневым процессом. В нём должны быть задействованы не только родители, но и специалисты различного профиля: педагоги, психологи, медицинские и социальные работники. Только вместе возможно создать счастливое детство и будущее наших детей!

Режим дня

Нормализация биологических ритмов сна и бодрствования важна в рамках профилактики аффективных нарушений, в частности, депрессий. Необходимо грамотно организовывать день подрастающего организма – чередовать учёбу и отдых, физические нагрузки и расслабление.

Время ребёнка должно быть расписано по часам, тогда возникает меньше вероятностей асоциального и аддиктивного поведения. Ограничивайте проведение свободного времени за компьютером, игрой в жестокие и агрессивные компьютерные игры. Ребёнок не достаточно чётко понимает грань между реальностью и вымыслом.

Общение с ребенком

Когда ребёнок просит совета, обращается к вам, настойчиво требует внимания, отложите своё важное дело и выслушайте. Возможно, ребёнку просто необходимо ощущать ваше присутствие и участие. Одобрение, озвучивание своих чувств – важные ключи к сердцу и переживаниям вашего чада.

Спорам – нет

Упрёки и споры приводят к конфликтам в семье. Между родителями и детьми пропасть становится всё больше с каждым спором. Помните! Непонимание между самыми близкими людьми может стать мощным толчком для суицида подростка.

Учимся внимательно слушать

  1. Чтобы ребёнок вам доверял, станьте внимательным слушателем.
  2. Не перебивайте, интересуйтесь чувствами, задавайте уточняющие вопросы.
  3. Предлагайте совместно решить проблему, помогите словом и делом.
  4. Сформируйте у ребёнка веру в положительный исход обстоятельств.

Советы педагогам

При любой неоднозначной ситуации, конфликте, девиантном поведении ребёнка необходимо обращаться за помощью к психологу. В рамках школьного образования не стоит акцентировать внимание на негативных поступках подростка, на асоциальной семье, в которой он может воспитываться. Основное правило – вы должны стать другом и наставником, который вовремя направит на верный путь.

Где найти помощь?

Амбулаторная помощь осуществляется в психо-неврологических диспансерах врачами-психиатрами и психотерапевтами, кабинетах антикризисной помощи, на анонимных приёмах. Служба телефона доверия работает в круглосуточном режиме. В любой трудной ситуации квалифицированный специалист окажет анонимную и срочную помощь.

Подходы к лечению

Медикаментозная терапия

При отсутствии угрозы жизни врач оценивает выраженность депрессивной симптоматики, особенности склада личности человека. Терапия проводится группой антидепрессивных препаратов. Предпочтение чаще отдаётся группе селективных ингибиторов обратного захвата серотонина (СИОЗС): Пароксетин, Сертралин, Эсциталопрам. Длительность приёма препаратов от 5 – 6 месяцев активного лечения с последующим переходом на поддерживающую терапию.

В начале приёма антидепрессантов назначаются небольшие дозировки транквилизаторов (Феназепам, Грандаксин). Эти лекарства снижают уровень тревоги и нормализуют сон.

Возможно использование антипсихотиков в малых дозах при острой психотической симптоматике (Тералиджен, Рисперидон, Хлорпротиксен).

Психотерапия

Психотерапия является основным компонентом в терапии суицидального поведения. Выбор метода психотерапии подбирает врач, исходя из особенностей конфликтной ситуации, склада личности и целей.

Семья также должна непосредственно участвовать в лечении и способствовать налаживанию правильных и доверительных отношений между родственниками. Семья является лакмусовой бумажкой для выявления проблем, которые могут привести к суициду.

Групповая терапия имеет положительный эффект, ведь только в кругу единомышленников подросток чувствует себя нужным, значимым. Человек более легко делится своими переживаниями и активно поддерживается другими членами группы.

Арт-терапия широко применяется у детей. Дети очень ярко и образно способны передать особенности психотравмирующей ситуации, внутренние переживания. С помощью психотерапии творчеством врач вместе с пациентом находят выход из трудной ситуации, активизируют внутренние резервы и способности. Методики различны: изображение художественных образов, музыкотерапия, драмтерапия.

Заключение

Суицид детей и подростков не случаен. Самоубийство, как непрерывный процесс, продумывается и подготавливается. На подготовку к суициду может отводиться от нескольких дней до месяцев. Подросток, не смотря на повышенную конфликтность в переходный период, тянется к взрослым, ищет помощи, поддержки и сопереживания. Последней точкой становится безразличие родителей, невнимание близких людей.

Провоцирующий фактор в развитии суицида у детей в большей части случаев находится в семье. Психотравмирующими ситуациями могут являться конфликтные взаимоотношения между членами семьи, асоциальное поведение родителей, невозможность самостоятельно разрешить конфликт.

Так, ребёнок чувствует себя одиноким и брошенным, не видит смысла в своём дальнейшем существовании. Имеют значение и эмоциональные всплески, и физические недостатки подростка, и неблагоприятное влияние компании сверстников, и неверное представление о смерти.

Медицинские работники в любой момент готовы прийти на помощь в решении сложной жизненной ситуации, особенно когда человек находится на грани выбора между жизнью и смертью.

Основное направление в лечении предпосылок и последствий незавершённого суицида – психотерапия. Психотерапевт подбирает метод лечения индивидуально, исходя из сложности психотравмирующей ситуации и особенностей личности человека. При необходимости к лечению может подключаться медикаментозная терапия.

Лечение проводится такими группами препаратов как антидепрессанты, транквилизаторы, антипсихотики. Длительность терапии зависит от количества эпизодов суицидального поведения в анамнезе, выраженности эмоциональных нарушений.

Причины и признаки суицидального поведения подростков

Суицид. Отношение к этому феномену у человека специфическое. Очень редко можно встретить человека, который принимает и понимает акт самоубийства.

Жил был царь Соломон. Не смотря на то, что он был очень мудрым, его жизнь была очень беспокойной. Однажды решил он обратиться за советом к придворному мудрецу: «Помоги мне — очень многое в этой жизни способно вывести меня из себя. Я подвержен страстям, и это сильно осложняет мою жизнь!» На что Мудрец ответил: «Я знаю, как помочь тебе. Надень это кольцо — на нем высечена фраза: «ЭТО ПРОЙДЕТ!» Когда к тебе придет сильный гнев или сильная радость, просто посмотри на эту надпись, и она отрезвит тебя. В этом ты найдешь спасение от страстей!».

Соломон последовал совету Мудреца и смог обрести спокойствие. Но однажды, во время одного из приступов гнева, он, как обычно, взглянув на кольцо, он это не помогло — наоборот, он еще больше вышел из себя. Он сорвал кольцо с пальца и хотел зашвырнуть его подальше в пруд, но вдруг увидел, что на внутренней стороне кольца тоже есть какая-то надпись. Он присмотрелся и прочитал: «И ЭТО ТОЖЕ ПРОЙДЕТ…»

НЕ ВСЕ ЛЮДИ ВЕРЯТ В ЭТИ СЛОВА!

Ежегодно кончают с собой:

30 тысяч американцев

25 тысяч японцев

20 тысяч французов

70 тысяч россиян.

С 2005 по 2010 год в Гомельской области по причине суицидов умерло 2469 человек. И является 3-й в списке причин смертности среди людей в возрасте до 35 лет.

50 % подростков думали об этом.

Самоубийство (суицид) — намеренное желание лишить себя жизни. Суицидальное поведение включает в себя суицидальные мысли, намерения, попытки (покушения) и завершенные суициды. Самоубийство есть, прежде всего, порыв отчаяния у человека, который больше не дорожит жизнью; но в действительности человек вплоть до последнего момента привязан к жизни, хотя эта привязанность и не мешает ему расстаться с нею.

В подростковом возрасте уровень завершенных суицидов на 3-м месте среди других возрастных групп, уровень суицидальных попыток максимальный. В возрасте до 10 лет суицидальные попытки редки, завершенные суициды единичны.

За последние тридцать лет утроилось количество зарегистрированных случаев суицида среди молодежи.

Более 80% людей сообщают о своем намерении совершить самоубийство, прежде чем это сделать. Они дают нам знать о своих несчастьях и или страданиях.

Самоубийство наиболее характерно для кризисных периодов жизни человека (молодой и предпенсионный возрасты),

Существуют некоторые общие показатели, которые статистически увеличивают возможность самоубийства. Ими являются:

¨ подростки в возрасте от 12 до 16 лет либо более старший, пенсионный возраст.

¨ психотравмирующее событие в возрасте до 15 лет,

¨ одиночество, или вынужденная социальная изоляция (переезд на новое место жительства),

¨ «потеря лица» — позор, унижение,

¨ смерть любимого человека, близкого родственника или друга,

¨ суицидальные попытки родственников, близких или друзей,

¨ суицидальные мысли, намерения, попытки в прошлом,

¨ злоупотребление алкоголем или наркотиками,

¨ высокий уровень жизни,

Общие причины самоубийств, характерные для большинства, людей, предпринявших попытку суицида или покончивших собой:

18% — душевная болезнь,

19% — страх перед наказанием,

18% — неприятности в семье и быту,

6% — любовная страсть.

В чем же причины возникновения суицидальных желаний у подростков? Прежде всего это крайне низкая самооценка и недостаточная любовь к себе, что, в свою очередь, обусловлено дефицитом любви со стороны родителей. Подростки чаще всего связывают свои проблемы с семьей, в колледже, изучаемой профессией, расставанием с другом или подругой, насилием, наркотиками. Причинами, которые могут привести подростка к желанию покончить жизнь самоубийством, могут быть несчастная любовь, болезнь, плохие оценки в колледже. Конечно же, есть и более глубокие причины, которые при определенном поводе могут привести к угрожающим жизни кризисам. В основном подростка мучают вопросы: “Кто я?” “Каким я должен быть?” “Кем меня считают?”

Подростки полностью осознают неизбежность и окончательный характер смерти. Подросток имеет моральное и экзистенциальное отношение к смерти. Подросток уже полностью может отличить «Я» от реальности. Он уже способен понять существующие в обществе концепции смерти. Подросток может относиться к смерти спокойно и трезво как к естественному концу жизни. В других случаях он может занимать явную защитную позицию, представляя, например, суицид как возможность наказать родителей или жертву ради высокой идеи.

Если у подростков нет положительного отношения к себе, то они не ценят в достаточной мере жизнь и готовы с ней расстаться. Чувство покинутости и обиды, ощущение беспомощности заставляют их стремиться только к одному – чтобы это, наконец, закончилось.

Таким образом, выделяют следующие причины подростковых самоубийств:
— конфликты с окружающими — 94%, в первую очередь с родителями — 66%,
— переживание обиды — 32%,
— чувство одиночества, стыда, недовольства собой, боязнь наказания — 38%,
— состояние здоровья — 15%.

Цели у подросткового суицида бывают разные:

  • Привлечение внимания
  • Заставить кого-то сделать что-то
  • Потребность в заботе и помощи близких и любимых
  • Прекратить боль
  • Отсутствие внутренних сил справляться со своей жизнью

Среди районов области наибольшие показатели отмечались в Петриковском, Октябрьском и Чечерском районах.

У 30% лиц в возрасте 14 – 24 лет бывают суицидальные мысли, 6% юношей и 10% девушек совершают суицидальные действия. Некоторые специалисты пишут о том, что в 10% суицидальное поведение имеет цель покончить собой, и в 90% суицидальное поведение подростка – это привлечение к себе внимания

Необходимо различать суицидальные попытки, которые часто направлены на привлечение внимания к себе, и завершенные суицидальные действия. Суицидальные попытки совершают или грозят совершить чаще всего подростки, причем девушки в возрасте от 14 до 17 лет совершают попытки самоубийства или собираются это сделать в три раза чаще, чем юноши того же возраста. В то же время, две трети от общего количества реально совершенных самоубийств приходятся на юношей.

Каждая попытка самоубийства имеет свои причины, но при этом агрессия и злость направляются уже не во вне против других людей, а во внутрь — против самого себя.

В подавляющем большинстве случаев склонные к суициду люди заранее заявляют о своих суицидальных намерениях. Подростки делают это самыми разными способами: внешним видом и манерами (например, изменением отношения к еде), вербальными высказываниями (“Я хочу к (умершей) бабушке / кошке / подруге.” “Мне все это надоело.” “Я хочу умереть.” “Я не хочу больше жить.”), бросающимся в глаза поведением (например, побегами из дома или прогулами в занятий), Другие способы выражения суицидальных наклонностей могут иметь символический характер: рисование черных крестов с толстыми перекладинами, черных стрел, могил, черных цветов, пронзенных сердец, окровавленных ножей. Такие рисунки чаще всего повторяются в прощальных письмах подростков. Наиболее типичный для склонности к самоубийству спектр цветов в рисунках – черный и красный.

Больше всего взрослых должны насторожить реальные практические шаги подростков по подготовке суицидального действия, например, собирание таблеток из домашней аптечки.

Ряд исследователей описывают три стадии приближения подростка к осуществлению суицидальных намерений.

¨ В первый период времени самоубийство кажется лишь одним из возможных решений сложных проблем. Если ситуация приобретает критический характер, подросток может решиться на самоубийство, которое может казаться ему единственно возможным выходом.

¨ На втором этапе подросток активно занят продумыванием возможного самоубийства. Взвешиваются все “за” и “против”.

¨ На третьем этапе решение о самоубийстве уже принято. Подросток продумывает конкретный план, прощается с жизнью и близкими людьми.

У подростков, склонных к суициду, обычно значительно заужено восприятие. Часто они уже потеряли надежду на изменение условий своей жизни. Ситуация воспринимается как неконтролируемая, угрожающая, непонятная, внушающая страх. Сам себя подросток воспринимает беспомощным. Мысли все время возвращаются к одним и тем же обидам, разочарованиям, самоупрекам. При этом для склонных к суицидальным действиям подростков характерен неадекватно завышенный уровень притязаний как по отношению к себе, так и по отношению к другим. Он не в состоянии соответствовать своим же собственным ожиданиям и требованиям. В свою очередь, столь высокий уровень притязаний и идеалов является следствием неправильного формирования «Сверх-Я» в условиях неадекватно завышенных требований и ожиданий родителей.

Признаки в поведении подростка, которые могут дать повод для беспокойства:

  • слишком возбужденное поведение,
  • необычное снижение активности, безволие,
  • необъяснимые или частые исчезновения из дома, пропуски занятий, прогулы,
  • плохое поведение в колледже, нарушения дисциплины,
  • потеря интереса к обычной деятельности; ко всему, что обычно занимало и приносило удовольствие,
  • внезапное снижение успеваемости,
  • увеличение потребления табака, алкоголя или наркотиков,
  • инциденты, приводящие к контактам с правоохранительнымиорганами, участие в драках и беспорядках,
  • потеря аппетита или импульсивное обжорство,
  • частые жалобы на соматические недомогания (на боли в животе, головные боли, постоянную усталость, частую сонливость),
  • необычно пренебрежительное отношение к своему внешнему виду,
  • ощущение скуки при проведении времени в привычном окружении или выполнении работы, которая раньше приносила удовольствие,
  • уход от контактов, изоляция от друзей и семьи, превращение в человека «одиночку»,
  • нарушение внимания со снижением качества выполняемой работы,
  • погруженность в размышления о смерти,
  • отсутствие планов на будущее,
  • нарушение сна (кошмары), бессонница или повышенная сонливость в течение, по крайней мере, последних дней,
  • постоянная тревога, депрессия, подавленный вид, часто плохое настроение,
  • подросток тяжел на подъем, ему трудно как и раньше выполнять свои обязанности (вставать по утрам на занятия, делать уроки, ходить в секции),
  • внезапные приступы гнева, зачастую возникающие из-за мелочей.
Читайте также:  Как быстро уложить ребенка спать за 5 минут: 10 полезных советов от педиатра, методы без укачивания, слёз и груди, пошаговая инструкция для родителей

ПРИЗНАКИ ГОТОВЯЩЕГОСЯ САМОУБИЙСТВА

  1. 1.Приведение своих дел в порядок— раздача ценных вещей, упаковывание. Подросток мог быть неряшливым, и вдруг начинает приводить все в порядок. Делает последние приготовления.
  2. 2.Прощание.Может принять форму выражения благодарности различным людям за помощь в разное время жизни.
  3. 3.Внешняя удовлетворенность— прилив сил и энергии. Если решение покончить с собой принято, а план составлен, то мысли на эту тему перестают мучить, появляется избыток энергии. Внешне расслабляется — может показаться, что отказался от мысли о самоубийстве. Состояние прилива сил может быть опаснее, чем глубокая депрессия.
  4. 4.Письменные указания(в письмах, записках, дневнике).
  5. 5.Словесные указанияили угрозы.
  6. 6.Вспышки раздражения, гнева, особенно у импульсивных подростков.
  7. 7.Бессонница.

МИФЫ И ПРЕДРАССУДКИ, СВЯЗАННЫЕ С СУИЦИДАЛЬНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ

Миф: Люди, которые много говорят о самоубийстве, никогда не совершат его.

Факт: Почти каждому удачному суициду предшествуют предупреждение или другие сигналы о готовности к поступку. Когда кто-то говорит о совершении самоубийства, речь скорее всего вдет о предупреждении или же это «крик о помощи».

Миф: Разговор с кем-либо о его суицидальных мыслях может подсказать собеседнику идею суицида или даже побудить его совершить его.

Факт: Разговор о суицидальных настроениях собеседника, в действительности демонстрирует ему, что кто-то готов понять и разделить его боль.

Миф: Самоубийства совершают душевнобольные люди.

Факт: Большинство суицидентов не страдают психическими заболеваниями. Они могут испытывать отчаяние, разочарование, депрессию, но все это в пределах нормы аффективных переживаний.

Миф: Если кто-то решил покончить жизнь самоубийством, предотвратить его шаг невозможно.

Факт: Как уже отмечалось выше, мотивация большинства суицидентов амбивалентна. Многие из них стремятся не столько к смерти, сколько к избавлению от страданий (и физических и душевных). Они несчастны, но они хотят, чтобы их спасли

Миф: Если кто-то совершил неудачную попытку самоубийства, последующие маловероятны, т.к. он «получил хороший урок».

Факт: Около 80% совершивших успешный суицид имели до того неудачные попытки.

Что делать?:
Нужно понимать, что подростку сейчас очень плохо. Он чувствителен к неудачам, раздражителен, постоянно грустит.

Это потому, что ему очень нужна поддержка и тепло, хотя он не умеет просить поддержки.

Предложите помощь сами….

  • УСТАНОВИТЕ доверительные отношения, эмоционально поддерживаете.
  • ВЫСЛУШИВАЙТЕ — «Я слышу тебя».
  • НЕ БОЙТЕСЬ задавать вопросы в т.ч. и конкретные о планах и попытках
  • ВЫЯСНИТЕ, насколько реально воплощение слов о суициде у подростка: что произошло? может ли что-то измениться? Есть ли выход? Есть ли конкретный план? Что могло бы изменить решение? (можно предложить свои способы изменения ситуации), Что должно произойти, чтобы ситуация изменилась?
  • ЗАДАВАЙТЕ ВОПРОСЫ о самочувствии, о том, что ему было бы приятно, если бы вы сделали
  • ОБСУЖДАЙТЕ — глупо делать вид, будто ничего не происходит, лучше говорить
  • ПОМОГИТЕ выразить словами, то, что происходит, выразить свои чувства, связанные с проблемой.
  • БУДЬТЕ ВНИМАТЕЛЬНЫ

Суицид можно предотвратить. Большинство жертв суицида не хотят умирать.

Более 80% людей сообщают о своем намерении совершить самоубийство.

Суицидальное поведение: признаки, способы предотвращения

Суицидальное поведение – образ мышления и патологическая форма действий пассивного типа, чрезвычайно опасный способ ухода от разрешения жизненных проблем. В разные исторические вехи различные носители культуры выдвигали свои оценочные критерии такого явления. В большинстве случаев (например, в христианстве) самоубийство осуждается и относится к одному из тяжких грехов. Некоторые религии допускали возможность самостоятельного прекращения жизни (принятое ранее в Индии самосожжение вдов).

Какую бы трактовку не имело явление суицида, с теоретической точки зрения самоубийство – крайне опасное, однако предотвращаемое и прогнозируемое явление. Установлено, что самоубийства чаще совершаются в диапазоне от 15 до 25 лет и в преклонном возрасте – после 70. По статистике, ежегодная смертность вследствие суицида в мире составляет около 1% всех летальных исходов. Мужчины становятся жертвами суицидальных действий в четыре раза чаще, чем женщины. При этом около 73% всех завершенных самоубийств были выполнены представителями европеоидной расы. Установлено, что свыше 90% лиц, умерших вследствие суицида, имели в анамнезе психические патологии, в большинстве случаев – депрессивные состояния.

Хотя на протяжении нескольких столетий проводились многочисленные изучения суицидального поведения в целях дать теоретическое обоснование этому явлению, на сегодня отсутствует единая теория, объясняющая биологическую природу самоубийств. Среди разнообразных концепций можно выделить три основные теории суицида: психопатологическую, психологическую и социологическую.

Суицидальное поведение: признаки

По сути, любое суицидальное поведение можно условно отнести к одной из трех групп: истинный, демонстративный, скрытый вид.

Истинные (подлинные) суицидальные действия, хотя зачастую выглядят неожиданными, никогда не являются спонтанными. Такие попытки – тщательно продуманны и просчитаны до мелочей, им всегда предшествует значительные изменения в мышлении, поведении, высказываниях человека, решившегося на самоубийство. Чистое суицидальное поведение сформировано в результате длительных раздумий о смысле жизни и проявляется в первую очередь депрессивными симптомами: тоскливым настроением, угнетенным состоянием, сформированными идеями самообвинения и самоуничижения, рассуждениями о бессмысленности существования. Стоит отметить, что истинные суицидальные проявления – ярко выражены и затмевают по своей частоте и интенсивности любые иные эмоциональные особенности и черты характера человека. Однако эти сигналы зачастую остаются незамеченными близкими людьми и не расцениваются как веские предупреждающие знаки надвигающейся опасности. Подлинная попытка суицида – это всегда относительно взвешенное (в меру особенностей психики) решение, в верности которого индивид полностью убежден.

Однако большая часть попыток покончить с жизнью относится к демонстративному суицидальному поведению. Намеки окружающим и зачастую явно театральные действия – это своеобразный, хоть и абсолютно нелогичный и неоправданный метод провести диалог с близкими людьми. Как показывают результаты многочисленных исследований, большинство «демонстративных» самоубийц вовсе не хотели и не планировали умереть, а лишь преследовали цель: достучаться и быть услышанными окружающими, привлечь внимание к своим проблемам, «попросить» о необходимой помощи. Этот циничный способ обратить на себя внимание – нестандартный метод шантажа, используемый безвольными людьми, которые не имеют иных средств воздействия либо не умеют их здраво использовать. Такую театральную попытку можно разъяснить как своеобразный приказ-условие: «Сделайте то-то, мне нужно что-то, а не то я повешусь, прыгну с моста, брошусь под машину…». И удавшаяся попытка – это трагическая случайность, катастрофическое фиаско, ведь в намерениях было исключительно припугнуть, чтобы что-то получить. Можно сказать, что главный изъян всех демонстративных самоубийц – отсутствие умения слышать, понимать и вообще воспринимать окружающих, и именно по этой причине конструктивно разрешить проблемы у них не получается.

К скрытому (маскированному) суицидальному поведению прибегают те лица, которые понимают, что покончить жизнь самоубийством – неверный шаг для преодоления трудностей, однако иными вариантами решить проблемы они не могут. Человек с завуалированной формой суицида избирает ни видимые попытки самоубийства, а, иногда – неосознанно, прибегает к так называемой «суицидально обусловленной активности«. Такое поведение включает: увлечение экстремальными видами спорта, рискованный скоростной пилотаж на автомобиле, добровольное участие в военных конфликтах, опасные для жизни путешествия и походы, злоупотребление алкоголем или наркотическая зависимость. Можно утверждать, что «замаскированные» суициденты стремятся ощутить вкус риска и сознательно балансируют по лезвию ножа, причем, чем больше убеждений и уговоров следует в их адрес, тем сильнее и осмысленнее становится их желание. Психотерапевтическое лечение лиц из этой группы – длительное и довольно сложное.

Основные признаки, сигнализирующие о суицидальных наклонностях:

Часто возникающие, длительные, эмоционально окрашенные высказывания человека на тему самоубийства, как способа избавления от «тягот» жизни. Например, фразы: «Лучше бы я вообще не родился», «Лучше умереть, чем так жить».

Сильная озабоченность смертью, как «явлением, дарованным свыше». Чрезмерное увлечение литературой, кинематографом или сектантскими учениями, акцентированным на описании летального исхода и почитании вечного сна.

Поиск средств, которые могут быть применены для совершения суицида, например: колюще-режущих предметов, огнестрельного оружия, медикаментозных препаратов.

Пессимистическая оценка настоящего и будущего, отсутствие надежд на перемены к лучшему, ощущение бесконечной черной полосы. Человек считает себя беспомощным, ни на что не способным, не строит и не предпринимает действенных мер для изменения ситуации, полагая: «Выхода не существует».

Явно выраженный комплекс неполноценности: индивид винит себя за все происходящее, испытывает к себе ненависть и отвращение, стыдится себя, как личность. Частые высказывания: «Я ни на что не годен», «Без меня всем будет лучше».

Меняется уровень социальной активности. У окружающих создается впечатление, что его ничего не интересует, не увлекает. Индивид не может в полном объеме и качественно выполнять привычную деятельность. Он отказывается от увеселительных мероприятий, предпочитая побыть наедине. В состоянии глубокой депрессии даже самые общительные и оптимистичные натуры превращаются в замкнутых, скрытых, апатичных особ. Часто возникает желание: «Оставьте все меня в покое».

У некоторых людей отмечается «избирательная» трудоспособность: они стараются привести в идеальное состояние дела, пытаются как можно быстрее завершить начатые проекты. Некоторые удивляют домочадцев срочным составлением завещания или изменением имеющегося.

Может наблюдаться нехарактерная благотворительная щедрость, когда он начинает раздаривать посторонним людям не только личные вещи, но и дорогостоящие предметы. Это противоестественные пожертвования выступают для суицидента как своеобразный «откуп» за свершаемый грех – самоубийство.

Наряду с тоскливым настроением, могут фиксироваться вспышки необъяснимой агрессии, после которых следует период душевного умиротворения. При пристальном изучении поведения индивида прослеживается его мыслительный процесс, который схематически можно изобразить как цепочку: размышление о бесцельности бытия – метания в поисках решения – выход найден (самоубийство).

Многие лица, раздумывая о суициде в период депрессии, начинают употреблять наркотические вещества или пытаются затмить реальность алкоголем. Хотя наркологи и относят алкоголизм и наркоманию в первичное самостоятельное заболевание, в случае с крайней формой депрессии, эти пагубные пристрастие – лишь орудие для ослабления душевных мук. Суицидент тревожиться, что в здравом уме он не сможет выполнить задуманный акт прекращения жизни, и снимает заслоны сознания с помощью одурманивающих веществ.

Крайне опасный сигнал: неожиданные, несвойственные для человека, звонки или визиты к друзьям, знакомым, родственникам. Индивид пытается построить разговор так, чтобы собеседник ощутил, что с ним прощаются навсегда.

Критическое состояние человека: аллопсихическая дереализация – тягостное чувство нереальности, чуждости, призрачности окружающего мира. Индивид находится в крайне тревожном, возбужденном состоянии. Нередко возникает аутопсихическая дезориентация, человек перестает ориентироваться, понимать собственную личность и деперсонализация – отчуждение от самого я. Могут возникать императивные вербальные галлюцинации в виде голосов, приказывающих совершить какое-то опасное для жизни человека действие.

Для детей и подростков, которые полагают, что другие члены семьи их не понимают, свойственно устраивать побег из дома.

Суицидальное поведение: причины

Особенное внимание необходимо уделять тем лицам, которые в прошлом уже совершали суицидальные попытки, имеют депрессивную или аффективно-лабильную конституцию и страдают психическими патологиями. Исследования Международной Ассоциации Предупреждения Суицида (International Association for Suicide Prevention), проводимые со второй половины прошлого века, показали, что от 20% до 50% жертв свершенных самоубийств делали попытки покончить жизнью в прошлом.

Факторами риска выступают как глобальные государственные проблемы, так и индивидуальные особенности человека, его образ жизни. Основными причинами являются:

  • Генетическая предрасположенность (лица, в семейном генезе которых были самоубийства, склонны прибегать к суициду);
  • Экономическое неблагополучие государства, низкий уровень жизни в семье;
  • Высокий уровень безработицы в стране, невозможность трудоустроиться конкретному индивиду;
  • Потеря близкого родственника;
  • Проблемы в семейных отношениях, воспринимаемые как глобальная катастрофа;
  • Психологические и физические травмы, полученные в детском возрасте;
  • Вынужденная социальная изоляция индивида;
  • Психические патологии и пограничные состояния;
  • Алкоголизм и наркотическая зависимость;
  • Наличие неизлечимой болезни, хронический болевой синдром;
  • Пережитое сексуальное насилие;
  • Воздействие со стороны других людей или религиозных сект, восхваляющих смерть;
  • Незрелость или дефекты эмоционально-волевой сферы личности.

Суицидальное поведение: диагностика

Любое высказанное вслух упоминание о смерти, либо суицидальные признаки необходимо воспринимать серьезно. Если человек демонстрирует угрозу совершения самоубийства или находится в шаге от свершения такой попытки, следует действовать незамедлительно, разумно и спокойно. Несколько правил, как вести себя с человеком, запланировавшим покончить с жизнью.

Направлять на действие и поощрять мысль о необходимости посещения квалифицированного специалиста: психолога, психотерапевта.

Стараться не оставлять человека в одиночестве, но ни в коем случае не навязывать свои назойливые советы. Необходимо быть поблизости от больного, спрятать из его поля зрения любой предмет, которым можно нанести физический вред, проинспектировать содержимое аптечки.

Нельзя без предписания врача заниматься диагностикой и самолечением суицидентов, рекомендуя выпить разрекламированный препарат. Любой фармакологический препарат обладает спектром побочных действий, и прогнозировать терапевтический ответ на лекарство – прерогатива специалистов. Тем более, нельзя успокаивать больного «спасительными сто граммами». Алкоголь, даже в минимальном количестве, влияет на работу головного мозга, обостряя депрессивные состояния.

Тактика общения с больным – роль внимательного собеседника. Постараться быть самим собой, избегать лицемерия и театральности. Не оценивать и критиковать состояние, а быть терпеливым, непредвзятым, спокойным и уверенным собеседником. Необходимо дать человеку возможность выговориться, внимательно прислушиваясь не только к словам, но и наблюдая за интонацией, жестикуляцией. Постараться выяснить, какие планы на будущее наметил больной, однако не вступать в споры, не пытаться навязать насильно свою точку зрения, высказываниями: «Ты должен жить» и не бросать вызов: «Ты этого не свершишь». Важно переключить мышление возможного самоубийцы с раздумий о смерти на любую позитивную тему. Следует постараться донести до человека, что он небезразличен, необходим и дорог окружающим, что он – достойная, уважаемая личность, что близкие его воспринимают таким, как он есть и готовы помочь разрешить имеющиеся проблемы.

Если суицидальная попытка принимает вид реальной угрозы, необходимо незамедлительно вызвать бригаду скорой помощи.

Любой, оказавшийся рядом с человеком, решившимся на самоубийства, не должен обвинять себя, что не смог предотвратить развития такого критичного состояния близкого. Никто не может вмешаться в эмоциональную сферу иного человека, лишь компетентная медицинская помощь может предотвратить, приостановить и излечить депрессивные состояния. Виноватых в преждевременной, неестественной кончине, нет (если конечно, человека сознательно и целенаправленно не подтолкнули к такому шагу). В большинстве случаев, суицидальная попытка – личное, осознанное и обдуманное решение человека. Лучшая диагностика крайних депрессивных проявлений – дать возможность каждой личности получить необходимые психологические знания, ощутить право поиска и применения адекватных методов решения проблем, показать ценность и неповторимость человеческой жизни!

Как распознать суицидальное поведение у подростков и взрослых

Суицидальное поведение является острой социальной проблемой общества, которая ежегодно уносит жизни около 800 000 человек. Этому состоянию подвержены люди разных возрастных категорий и материального достатка. Причины суицида могут носить социальный, эмоциональный и физиологический характер. Такое состояние является формой острой психогенной реакции на стресс и конфликтные ситуации. Завершенный суицид чаще всего выявляют среди мужчин.

Суицид – это намеренное желание лишить себя жизни. Подобное поведение делится на несколько видов. К ним относят:

  • Демонстративное. У человека могут возникать мысли о суициде, но он не планирует умирать. Попытки самоубийства помогают ему привлечь к себе внимание близких. Такие люди могут калечить себя, имитировать повешение и принимать неопасные лекарства, зная, что их спасут. При отсутствии помощи от близких и дорогих людей и их полном равнодушии человек может предпринять реальные попытки самоубийства.
  • Истинное. Суицид этого вида никогда не бывает спонтанным. Человек долгое время находится в угнетенном состоянии, его мучают негативные мысли, он страдает от комплекса вины. Окружающие люди часто делают вид, что не замечают смены поведения, это только ухудшает ситуацию. При истинном суициде человек любит рассуждать о смысле жизни и безысходности ситуации. При этом виде люди чаще всего прибегают к повешению.
  • Аффективное. Человек предпринимает суицидальные попытки в состоянии сильного эмоционального возбуждения. В этот период он теряет самоконтроль и не может мыслить рационально. Вызвать аффективный суицид могут сильная эмоциональная травма, приступ паники или психоз.
Читайте также:  Дистрофия: 6 фактов о том, как выглядит ребёнок при дистрофии

Диагностикой суицидального поведения должен заниматься не только психотерапевт или психиатр, но и близкие люди. При отсутствии помощи от родных человек замыкается в себе и решает, что единственный способ избавиться от негатива – это умереть.

У подростков уровень попыток подобных действий наиболее высокий, а число завершенных самоубийств находится на 3-м месте среди остальных возрастных групп. С каждым годом количество суицидов среди юношей и девушек стремительно возрастает. Около 80% людей сообщают близким и родным о намерении уйти из жизни.

Основная причина суицида у детей – это низкая самооценка и отсутствие любви к себе. У подростков он часто спровоцирован проблемами в семье, колледже или школе, расставанием с другом или подругой, насилием, употреблением алкоголя или наркотиков. Несовершеннолетние могут покончить с жизнью из-за несчастной любви, плохих оценок в учебном заведении или болезни.

В состоянии отчаяния подросток осознает неизбежность смерти и считает суицид единственным выходом из сложившейся ситуации. Некоторые дети выбирают защитную позицию и с помощью самоубийства “наказывают” родителей. Если ребенок не любит себя, не ценит жизнь, его постоянно преследуют чувства покинутости, обиды и беспомощности, он прибегает к подобным мерам. Основными причинами подросткового суицида являются:

  • Конфликты с окружающими, особенно с родителями.
  • Сильная обида.
  • Чувство одиночества, боязнь наказания и постоянное недовольство собой.
  • Проблемы со здоровьем.
  • Наличие депрессий и биполярных расстройств.
  • Пережитое насилие.

В зависимости от причин выделяют несколько целей самоубийства. К ним относятся:

  • Привлечение внимания.
  • Манипуляция кем-либо.
  • Прекращение физической боли.
  • Получение заботы и помощи от близких.

Обычно подростки, имеющие склонность к суициду, заранее предупреждают о своих намерениях. В их психологии поведения отмечаются следующие особенности:

  • Частые мысли о суициде.
  • Раздача собственных вещей.
  • Одержимость смертью в разговорах и рисунках.
  • Агрессивное и грубое поведение.
  • Безразличие к своему внешнему виду.
  • Снижение аппетита и изменение привычного графика.
  • Уход из дома.
  • Отсутствие планов на будущее.
  • Отказ от общения с родственниками и друзьями.
  • Опасное поведение.

Подросток может открыто говорить о том, что он хочет умереть и жизнь для него больше не имеет смысла. Он способен прогуливать занятия или убегать из дома, необходимость следить за внешностью у него отпадает. Более скрытные дети выражают свои переживания через рисунки, изображая на них могилы, кресты и окровавленные ножи. Для подготовки к самоубийству они могут собирать таблетки из аптечки.

Ребенок полностью игнорирует родителей и учителей. Он не признает авторитета взрослых и может начать вести асоциальный образ жизни. В такой период подросток может употреблять спиртное и табак. Наблюдается снижение умственных способностей, появляются жалобы на боли в разных частях тела.

Суицидальное поведение протекает в несколько этапов, каждый из которых имеет свои особенности. К ним относятся следующие:

  1. 1. Самоубийство кажется не единственным, но возможным вариантом решения проблемы. Если ситуация приобретает критический характер, то появляются навязчивые суицидальные мысли, бороться с которыми невозможно.
  2. 2. Подросток начинает активно продумывать варианты ухода из жизни и взвешивает все «за» и «против».
  3. 3. Окончательное решение о суициде принято. Подросток прощается с близкими и продумывает конкретный план.

Дети, склонные к суициду, имеют зауженное восприятие. Они оценивают ситуацию как неконтролируемую и угрожающую, постоянно пребывают в состоянии страха. Человек считает себя беспомощным, но имеет завышенный уровень притязаний как к себе, так и остальным. Он не соответствует собственным ожиданиям. Взрослым необходимо обратить внимание на явные признаки готовящегося суицида. К ним относят:

  • Приведение дел в порядок. Подросток занимается последними приготовлениями, может раздать ценные вещи и тщательно следить за чистотой в комнате.
  • Прощание. Обычно оно принимает форму выражения благодарности разным людям, которые ранее оказывали помощь.
  • Прилив сил и энергии. После принятия окончательного решения и составления плана негативные мысли перестают мучить человека, он становится активным. Внешне может показаться, что подросток переосмыслил происходящее, но это состояние опаснее глубокой депрессии.
  • Раздача указаний. В дневнике или письмах подросток делает распоряжения относительно своих похорон. Могут присутствовать словесные претензии к родителям.
  • Бессонница и ночные кошмары.

Большинство людей, готовящихся к суициду, не имеют каких-либо психических заболеваний. На такой критический шаг их толкает отчаяние и разочарование. Чтобы предупредить суицид, подростку необходимо помочь избавиться от страданий и окружить его вниманием и заботой.

Попытка суицида является поводом обратиться за квалифицированной помощью. Госпитализация необходима, если у подростка депрессия или психоз. В остальных случаях нужно оценить степень риска и способность семьи оказать должную поддержку. Родители обязаны обратиться к психотерапевту. Медикаментозное лечение необходимо при любом суицидальном поведении, но оно не сможет предотвратить рецидива в дальнейшем. Для коррекции врач подбирает одну из методик психотерапии.

Прием некоторых антидепрессантов может повысить риск самоубийства. Чтобы избежать этого, желательно проводить лечение в стационарных условиях. Если терапия осуществляется на дому, необходимо контролировать прием препаратов и не выдавать их в большом количестве. Семья должна поддерживать подростка и ни в коем случае не показывать ему свои негативные эмоции относительно сложившейся ситуации.

Взрослые в ответе за любое суицидальное поведение ребенка. Ко всем намекам на самоубийство необходимо относиться серьезно. Не стоит сомневаться в том, что крик о помощи требует ответной реакции. В профилактике суицидов у детей важнейшую роль играют родители. Если наблюдаются постоянная подавленность настроения и другие признаки депрессии, необходимо помочь подростку выйти из этого состояния.

Родители должны разговаривать с ребенком чаще и спрашивать о его самочувствии и планах на будущее. Все беседы должны носить позитивный характер. Не стоит занижать самооценку близкого человека и разбивать его мечты. Нужно доказать ребенку, что он сможет добиться поставленных целей, а родители обязательно ему в этом помогут.

Ни в коем случае не стоит сравнивать подростка с другими ребятами, которые являются более успешными и добродушными. Это приведет к еще большему снижению самооценки и развитию тяжелой депрессии. Родители должны помочь ребенку организовать активный досуг. В обыденную жизнь необходимо внести как можно больше разнообразия и положительных эмоций. Настроить на позитивный лад может новый домашний питомец.

Родители обязаны следить за тем, чтобы подросток соблюдал режим дня. Он должен хорошо высыпаться, правильно питаться и заниматься физическими упражнениями. При выраженной депрессии или других психических нарушениях необходимо незамедлительно обратиться к психотерапевту. Определение точного диагноза и назначение требуемого лечения должны осуществляться только врачом.

Чаще всего суицид совершается от 15 до 25 лет и в преклонном возрасте. Мужчины более склонны к самоубийству, чем женщины. Около 90% взрослых, умерших в результате суицида, имели те или иные психические расстройства. Единой теории, объясняющей биологическую природу самоубийства, не существует. К причинам суицида у взрослых относят:

  • Наличие психических заболеваний.
  • Алкоголизм и употребление наркотиков.
  • Тяжелую болезнь, смерть близких.
  • Половую несостоятельность.
  • Развод.
  • Неразделенную любовь, измену.
  • Опасение уголовной ответственности.
  • Боязнь позора.
  • Физические недостатки.
  • Частые конфликты в семье.
  • Нежелательную беременность.
  • Сексуальное насилие.
  • Бездетность.
  • Денежные трудности.
  • Суицидальные попытки среди родных и близких.

Для людей, склонных к суициду, характерны наличие низкой самооценки, неуверенности в себе, трудности при принятии решений и высокая потребность в самореализации. Они подвержены самообвинению и преувеличивают свою вину. Часто имеют недостаточную социализацию и низкую самостоятельность.

Признаки суицидального поведения у взрослых людей схожи с теми, которые свойственны подросткам. Человек начинает рассуждать о своей ненужности и желании умереть. Он постоянно думает о смерти и изучает специальную литературу. Определившись со способом самоубийства, человек занимается поиском средств, позволяющих совершить задуманное, – таблеток, режущих предметов или огнестрельного оружия.

Постоянная пессимистическая оценка будущего и настоящего не дает ему трезво мыслить и принимать верные решения. Он считает себя беспомощным и винит себя во всем происходящем, испытывает чувство отвращения к себе и не может избавиться от мыслей о суициде. У него значительно снижается социальная активность – работа, семья и хобби его больше не интересуют.

Человеку, который готовится к суициду, не нужно общение, он избегает любых контактов. Перед самоубийством он старается быстрее завершить начатые дела и может составить завещание. Некоторые индивиды в этот период отличаются щедростью и раздают не только личные вещи, но и дорогостоящие предметы. Впоследствии человек навещает близких и родных и прощается с ними.

Распознать предстоящий суицид у взрослых сложнее, чем у подростков. Многие люди воспринимают состояние депрессии, повышенной тревожности и раздражительности как норму или списывают его на особенности характера. Указанные признаки являются опасными и в любой момент могут стать причиной суицида. Предотвратить его можно, окружив человека любовью и заботой. Около 80% таких людей не хотят умирать и нуждаются в поддержке, так как самостоятельно не могут справиться с ситуацией.

Суицидальное поведение у детей и подростков: факторы риска и признаки


Факторы риска суицидального поведения у детей и подростков

Факторы риска отличаются в зависимости от возраста. Более чем половина случаев суицидального поведения у подростков развивается из депрессивных расстройств. Другими предрасполагающими факторами являются суициды у членов семьи или близких родственников, смерть кого-то из членов семьи, злоупотребление психоактивными веществами, а также кондуктивное расстройство. Более неотложными провоцирующими факторами могут быть потеря самооценки (например, в результате доводов членов семьи, унизительного воспитательного эпизода, беременности, неудачи в школе); расставания с подругой или другом; потеря знакомого окружения (школы, соседей, друзей) вследствие переезда. Другими факторами могут быть интенсивное давление со стороны родителей, требующих достижений и успехов, сопровождающееся чувством, что он не оправдывает ожиданий. Часто поводом для суицида является попытка манипулировать или наказать кого-то, с мыслью: «Вы будете винить себя после того, как я умру». Рост суицидов отмечается после широко освещенного в прессе суицида (например, рок-звезды) и в отдельных общественных группах (например, школа, студенческое общежитие), что указывает на силу внушения. Раннее вмешательство для поддержки молодежи в подобных обстоятельствах может быть эффективно.

Признаки суицидального поведения у детей и подростков

Почти каждый четвертый подросток думает о совершении самоубийства. Среди маленьких детей суицидальные мысли могут появиться в том случае, если они стали жертвами насилия.

Очень важно, чтобы вы принимали все признаки суицидального поведения всерьез и в случае их появления немедленно обращались за помощью к врачу. Если же вы сами ребенок или подросток и у вас возникло желание совершить самоубийство, поговорите об этом немедленно с родителями, друзьями или врачом.

Некоторые проблемы в жизни ребенка или подростка могут лишь вызвать мысли о самоубийстве, но некоторые события могут стать его причиной.

К проблемам, которые способны вызвать мысли о самоубийстве относят:

  • Депрессия или другое психическое заболевание, например, биполярное расстройство или шизофрения.
  • Родители, которые страдают депрессией или алкогольной или наркотической зависимостью.
  • Попытки совершить самоубийство в прошлом.
  • Друг, ровесник, член семьи или кумир, которые недавно совершили самоубийство.
  • Насилие в семье.
  • Пережитое сексуальное насилие.

К проблемам, которые могут спровоцировать попытку самоубийства, относят:

  • Наличие в доме и доступ к оружию, таблеткам или другим средствам самоубийства.
  • Злоупотребление алкоголем или наркотиками.
  • Стать невольным свидетелем совершения самоубийства членом семьи.
  • Проблемы в школе, например, плохая успеваемость, плохое поведение или частые прогулы уроков.
  • Потеря одного из родителей или близкого родственника из-за смерти или развода.
  • Стресс, вызванный половым созреванием, хроническими болезнями и заболеваниями, передающимися половым путем.
  • Замкнутость и нежелание поговорить о своих чувствах с другими людьми.
  • Неопределенность, связанная с нетрадиционной сексуальной ориентацией (бисексуальность или гомосексуализм).

Наиболее распространенные признаки суицидального поведения включают:

  • Выражение суицидальных мыслей.
  • Одержимость смертью в разговорах, рисунках или сочинениях.
  • Раздача собственных вещей.
  • Отчужденность от друзей и родственников.
  • Агрессивное и грубое поведение.

Другие признаки включают:

  • Уход из дому.
  • Опасное для жизни поведение, например, неосторожная езда или неразборчивость в сексуальных связях.
  • Равнодушие к собственному внешнему виду.
  • Смена индивидуальности (например, активный ребенок становиться слишком тихим).

Симптомы депрессии, которые могут привести к самоубийству, включают:

  • Равнодушие к когда-то любимым занятиям.
  • Изменение привычного графика сна и аппетита.
  • Трудности при сосредоточивании и мышлении.
  • Жалобы на постоянное чувство скуки.
  • Жалобы на головные боли, боли в животе или усталость без видимых на то причин.
  • Выражение собственной вины; недопущение похвал в свой адрес.

Коррекция суицидального поведения у детей и подростков

Каждая попытка суицида является серьезным поводом, требующим осторожного и соответствующего вмешательства. Как только исчезает непосредственная угроза жизни, принимается решение о необходимости госпитализации. Это решение зависит от равновесия между степенью риска и способностью семьи обеспечить поддержку. Госпитализация (даже в открытую палату в терапевтическом или педиатрическом отделении с отдельным постом наблюдения) является самой надежной формой кратковременной защиты и обычно показана при подозрении на депрессию, психоз или и то, и другое.

Серьезность намерения совершить суицид можно оценить по степени продуманности (например, написание предсмертной записки), использованному методу (огнестрельное оружие более эффективно, чем таблетки), степени причинения себе вреда, а также обстоятельств или немедленных провоцирующих факторов, связанных с попыткой суицида.

Медикаментозное лечение может быть показано при любом расстройстве, лежащем в основе суицидального поведения (например, депрессия, биполярное или импульсивное расстройство, психоз), однако не может предотвратить суицид. На самом деле применение антидепрессантов может повысить риск суицида у некоторых подростков. Следует тщательно контролировать применение препаратов и выдавать их в количествах, не достаточных для летального исхода при одновременном приеме всех таблеток. Обращение к психиатру особенно эффективно, если существует преемственность с врачом первичного звена медицинской помощи. Необходимо восстановить эмоциональное равновесие в семье. Негативная или неподдерживающая реакция родителей является серьезной проблемой и может указывать на необходимость более интенсивного вмешательства, например госпитализации. Если семья проявляет любовь и заботу, наиболее вероятен благоприятный исход.

Профилактика суицидов у детей и подростков

Случаям суицида часто предшествуют изменения поведения (например, подавленность, низкая самооценка, нарушения сна и аппетита, неспособность сконцентрироваться, прогулы уроков, соматические жалобы, суицидальные мысли), что часто приводит ребенка или подростка к врачу. Такие высказывания, как «Я бы хотел, чтобы я никогда не рождался» или «Я бы хотел заснуть и никогда не проснуться», должны восприниматься серьезно как вероятные признаки намерения совершить суицид. Угрозы или попытки суицида представляют важное сообщение о степени отчаяния. Раннее выявление факторов риска, названных выше, может способствовать предотвращению попыток суицида. В ответ на эти ранние признаки, а также при столкновении с угрозой или попыткой суицида, или при вызывающем опасения поведении показано активное вмешательство. Пациентов следует прямо расспросить об их чувствах, неудачах, саморазрушающих переживаниях; такие прямые вопросы могут снизить риск суицида. Врач не должен допускать необоснованного успокаивания, что может разрушить доверие к нему и в дальнейшем снизить самооценку пациента.

Ссылка на основную публикацию