Во сколько дети начинают ходить: 8 этапов обучения, 3 совета врача, 4 упражнения, меры предосторожности

Как научить ребенка ходить?

Первые шаги нормально развивающегося ребенка счастливые родители наблюдают в возрасте крохи 9-18 месяцев. И если посмотреть на эти сроки начала ходьбы у детей, то становится понятно, что это весьма индивидуальный навык. Так что единого стандарта для всех младенцев здесь нет.

На практике немало детей развивается согласно описанных в педиатрической литературе норм – сначала они учатся ползать, затем встают на ножки в кроватке, передвигаются, держась за бортики манежа и мебель, и, наконец, делают первые шажки без поддержки. Но также есть много деток, пропускающих этап ползания и начинающих ходить практически сразу после освоения навыка сидения.

И ответом на вопрос молодых мамочек о начале ходьбы их малышей будет «ребенок начинает ходить, когда становится достаточно развитым для данного умения».

Во сколько месяцев дети начинают ходить?

Большая часть малышей делает первые самостоятельные шаги в возрасте 12-15 месяцев. При этом есть детки, начинающие ходить в возрасте 9 месяцев, а есть полностью здоровые малыши, совершающие своим первые шажочки в 18 месяцев и позже.

На возраст, в котором ребенок пойдет, влияет немало факторов:

  • Если малыш начал делать первые шаги и заболел, то это может отодвинуть его попытки самостоятельной ходьбы.
  • Если первые попытки ходьбы сопровождались болезненными падениями, это также способно повлиять на скорость обучения хождению.
  • Более резвые и активные малыши осваивают передвижение на двух ногах еще до первого дня рождения. Обстоятельные и неторопливые карапузы начинают ходить позже – после годика.
  • Если ребенок крупный, то обычно первые шаги он совершает позже худого малыша, так как физически удерживать свое тело при ходьбе ему тяжелее.
  • Малыши со спокойным темпераментом тоже обучаются ходьбе позже, поскольку долго не решаются отказаться от проверенного ними способа передвижения (ползания).

Подробнее об этом смотрите в следующем видео.

8 месяцев – не рано?

Такой вопрос часто задают мамы, детки которых пытаются ходить раньше, чем их сверстники. Отметим, что тело ребенка выдерживает значительные нагрузки, если этапы развития ребенок проходит самостоятельно, то есть никто его не подталкивает к сидению или ходьбе. У деток, которые делают свои первые шаги, могут начать искривляться ножки, но возраст на эту проблему не влияет.

Не очень хорошо, если ребенок пропустил этап ползания и в 8-9 месяцев сразу начал подниматься на ножки и делать шаги. Педиатры называют ползание очень полезным этапом, ведь оно укрепляет мышцы. У малыша, который мало ползал, повышен риск развития лордоза, кифоза и сколиоза, поскольку его мускулы могут быть не подготовлены к ходьбе. Так что родителям следует поддерживать этапность развития опорно-двигательного аппарата ребенка на первом году жизни.

Когда бить тревогу?

Даже если ваш ребенок является веселым и жизнерадостным карапузом, а также активно ползает, если ему уже исполнилось 15 месяцев, а ходить он не начал, стоит сходить с крохой на консультацию к специалистам.

Если малышу уже 18 месяцев, но он так и не начал ходить, обязательно нужно отправиться к ортопеду и неврологу.

Как укрепить мышцы ног?

Ребенок может совершить свои первые шаги позже, если у него недостаточно сильные мышцы ног или имеется гипертонус (ножки сильно напряжены и малыш не становится на всю стопу, а приподнимается на цыпочки). При гипертонусе следует обратиться к врачам, а вот укреплению мышц и лучшему развитию координации поможет специальная гимнастика, которую можно выполнять дома.

Упражнения:

  1. Для закрепления умения стоять самостоятельно посадите малыша лицом от себя на корточки и, держа кроху за бедра, раскачивайте ребенка назад и вперед. Это вынудит его подняться на ровные ноги. Начинать так заниматься можно с 9 месяцев, но если малыш не спешит подняться при раскачивании, значит, у него еще слабые мышцы ног и такое упражнение пока стоит отложить.
  2. Чтобы развивать координацию, можно с 6 месяцев упражняться на фитболе (пусть мяч будет средним по размеру и не полностью надутым). Посадив кроху на фитбол лицом от себя, крепко держите ребенка за бедра и наклоняйте его в разные стороны.
  3. Когда малыш научился вставать с помощью опоры, стимулируйте закрепление такого навыка с помощью любимой игрушки. Передвигайте игрушку по полу (малыш будет ползти за ней) к креслу, а затем поднимите ее так, чтобы кроха захотел подняться к игрушке, ухватившись за кресло.
  4. С малышом старше 9 месяцев можно «ходить», используя две палки или обруч. Взяв две палки высотой примерно 1,2 м, дайте стоящему ребенку ухватиться за них и положите свои руки на его ручки. Затем медленно начните двигаться вперед, переставляя палки, как будто они лыжные. Если решено использовать обруч, пусть ребенок будет внутри, а вы снаружи. Начните передвигать обруч вперед, назад, по кругу. Так вы будете подталкивать кроху к движению.
  5. Если ребенок уже умеет перемещаться по комнате, держа вас за руку, научите его переступать через препятствие. Таким препятствием может быть веревка или шнур на уровне колен крохи. Натянув веревку между мебелью, подведите малыша к ней и предложите переступить.
  6. Если ребенок уже научился переступать ножками, когда взрослый держит его за руки (обычно в 9-10 месяцев), предложите малышу держаться за прогулочную или игрушечную коляску. Как только коляска тронется с места, ребенок будет тянуться за ней и станет шагать. Поддерживайте коляску, чтобы она не уезжала далеко от ребенка. Оптимальный вариант – каталка-ходунки.

Первые шаги – рекомендации

  • Не следует ставить малыша на ножки, если его тело еще не готово к ходьбе.
  • Важно поощрять движения крохи. Делайте с малышом зарядку, запишите его в бассейн, занимайтесь дома с фитболом, поощряйте ползание.
  • Пока малыш учится ходить вдоль опоры, продумайте, в каком месте это будет наиболее безопасно. Пусть кроха «тренируется» рядом с пуфиком, диваном или другой прочной мебелью.
  • Желательно дома обучать малыша ходить без обуви и носочков. Ходьба босиком стимулирует нервные окончания на стопах и способствует закаливанию.
  • В идеале ходьба ребенка должна быть не целью, а лишь средством. Так что используйте в обучении мотивацию и любознательность ребенка, например, предлагайте крохе идти к маме, игрушке или другой цели. Располагайте цель в одном-двух шагах от малыша.
  • Не следует сравнивать успехи в ходьбе вашего ребенка с другими малышами. Если сверстники уже ходят, а вы пока нет, не расстраивайтесь и не разочаровывайтесь, а хвалите за каждый, даже маленький успех.
  • Если дома слишком прохладно для прогулок босиком, приобретите для крохи носки, у которых прорезинена подошва.
  • Если малыш упал, не паникуйте и не вскрикивайте. Постарайтесь успокоить кроху и сделать этот эпизод для него не очень заметным.
  • На прогулке меньше держите кроху в коляске. Пусть коляска к первому дню рождения станет лишь транспортом к детской площадке или парку. Поощряйте малыша больше двигаться и играть с детьми.
  • Сделайте ваш дом по максимуму безопасным для крохи. Острые уголки мебели, напольные хрупкие вазы, открывающиеся дверцы шкафов с бытовой химией, электрические розетки, скользкие коврики, свисающие скатерти, бьющиеся предметы – направьте на эти мелочи свое внимание.
  • Не поддерживайте кроху подмышками, поскольку это чревато испорченной осанкой и деформацией стоп. Вы можете держать малыша за кисти или предплечья.

Нужно ли использовать ходунки?

Стараясь помочь малышам быстрее освоить прямохождение, взрослые создают различные развивающие товары. О полезности, бесполезности и даже вреде таких вещей часто ведутся споры. Одним из таких спорных приспособлений для обучения ходьбе являются ходунки. Они представляют собой округлый столик, у которого есть сиденье и колесики. Сиденье по высоте зачастую можно регулировать. Когда ребенок сидит в таком устройстве, то может отталкиваться ножками и передвигаться по помещению.

По поводу ходунков всегда много спорят. У них имеется и немало сторонников, и множество убежденных противников. В действительности, если избегать покупки опасных дешевых моделей, применять их в возрасте, указанном в инструкции, и следить за техникой безопасности, ходунки не приносят вреда.

Мнение доктора Комаровского по поводу использования ходунков смотрите в следующем видео.

Важные моменты в использовании ходунков:

  • Устройство не подходит детям, еще не научившимся сидеть.
  • Малыша в ходунках не следует оставлять без присмотра.
  • Излишне длительное нахождение в этом приспособлении становится причиной нагрузки для спины малыша.

Однако, насколько ходунки безвредны, настолько они и бесполезны (если речь о навыке ходьбы). Малыш в таком устройстве совсем не ходит, а больше отталкивается от пола и катается. При этом он вовсе не держит равновесие, не обучается координировать движения, а также полностью защищен от падения.

Всего за 1 год из-за ходунков происходят тысячи несчастных случаев, поскольку ребенок в них движется очень быстро, с такой скоростью, что самостоятельно развить он бы не смог. Ребенка в ходунках нужно постоянно контролировать, иначе он может упасть с лестницы или, например, врезаться во что-нибудь.

Помимо ходунков в помощь родителям, обучающим чадо ходить, существуют такие устройства:

  1. Коляска-каталка или каталка-ходунки. Ребенок держится за ее ручку и толкает коляску вперед. Хороши и другие подвижные игрушки – тележка, машинка, детская коляска и другие.
  2. Вожжи. С помощью такой конструкции из ремешков взрослый страхует кроху от падения при его первых попытках самостоятельной ходьбы.

Рекомендации от Е. Комаровского

Известный врач считает ходунки полезным устройством лишь для родителей, ведь они позволяют маме на некоторое время получить небольшую передышку в общении с крохой. Но так как ходунки ничуть не ускоряют переход малыша к прямохождению, Комаровский рекомендует для той же цели приобрести манеж.

Несомненный вред ходунков, по мнению доктора, связан со слишком ранним приданием ребенку вертикального положения. Сначала кроха должен укрепить связки и мышцы ползанием, и лишь после этого учиться ходьбе. Если же родители используют ходунки, они должны помнить об умеренности и оставлять в них ребенка на 30-40 минут, не больше.

Ходьба на носочках

Ходьба малыша на цыпочках в период обучения передвижению на двух ногах является абсолютно нормальным явлением. Это обусловлено хорошим развитием икроножных мышц у малышей, отвечающих за движение стоп в сагиттальной плоскости (спереди назад). Именно они обеспечивают подъем ребенка на носочки во время ходьбы.

Также передвижение на цыпочках может быть симптомом неврологических проблем, однако оно никогда не бывает единственным проявлением. Так что, если у ребенка отсутствуют другие неблагоприятные симптомы, переживать о ходьбе малыша на цыпочках не стоит.

Выбираем обувь

Покупать первую обувь крохе следует в конце дня, ведь обычно в это время ножка расширяется. Надев малышу новую пару обуви, дайте крохе немного постоять в ней или даже походить по магазину. Так вы проверите, не давит ли обувь, просторна ли она, не появились ли пятна на коже ног.

Особенности первой обуви для ребенка:

  • высокая твердая пятка;
  • удобная застежка;
  • упругая подошва;
  • натуральный материал;
  • прочность;
  • легкость.

Нужен ли супинатор?

По поводу супинатора в первой обуви ребенка мнения ортопедов разделились:

  • Одни врачи уверены в его необходимости, как профилактики развития плоскостопия.
  • Другие специалисты утверждают, что супинатор, наоборот, ослабляет мускулатуру стопы. Он механически формирует изгиб стопы, который должен развиваться у ребенка естественным путем. Эти ортопеды рекомендуют подбирать для ходьбы достаточно свободную обувь, у которой гнется подошва, а также при любой возможности давать карапузу ходить босиком.

Оптимальным решением мы считаем прогулки на улице в обуви с супинатором, а дома – хождение босиком.

Подстрахуем

Когда малыш научился ходить, важно посмотреть на вашу квартиру глазами ребенка и принять необходимые меры предосторожности:

  • Ребенок теперь сможет дотянуться до тех предметов, которые раньше взять не мог, напр., до чашки с горячем чаем на журнальном столике;
  • Уберите скатерти, закрепите шнуры, ведь теперь кроха будет использовать их, чтобы зацепиться.
  • Уберите легкие предмета, на которые ребенок может опереться, чтобы они не сдвинулись, когда ребенок схватится за них.
  • Выделите место для “тренировок”, где он будет ходить. Пол не должен быть скользким. В некоторых случаях придется дома сделать перестановку.

Можно периодически создавать специальную “полосу препятствий” из безопасной мебели для тренировки малыша. Но будьте в это время рядом с ребенком и следите за его передвижениями.

Решение возможных проблем

В процессе осваивания хождения возможны следующие трудности:

  1. Частые падения. Причиной такой проблемы бывает плохое зрение. Так что, если кроха часто падает, рекомендован осмотр окулиста.
  2. Боязнь ходить самостоятельно. Чаще всего это проблема психологическая, возникающая из-за болезненного падения или испуга. Не ругайте малыша и не торопите его, а одобряйте его действия и поддерживайте.
  3. Гипертонус мышц голени. Его следствием является постоянная ходьба на носочках. В случае повышенного тонуса обычно назначают гимнастику и массаж.
  4. Неправильное положение стоп во время ходьбы. Нормальным положением является параллельное размещение стоп. Вследствие слабых связок возможны отклонения от нормы – ребенок может «косолапить» (стопы развернуты друг к другу носочками), ходить на носочках с «заваленной» наружу стопой или «заваливать» стопу внутрь. При любом таком отклонении важно немедленно пойти к ортопеду и начать коррекцию вовремя.

О том, как научить ребенка ходить, смотрите в передаче “Жить здорово”.


Во сколько ребенок начинает ходить самостоятельно? Все о нормах развития навыка для мальчиков и девочек

Навыки и умения ребенка непосредственно связаны с его возрастом.

Во сколько ребенок начинает сидеть, ходить, ползать, говорить волнует всех родителей.

Ведь нужно знать, на какой возраст ориентироваться.

Обычно ходить самостоятельно дети начинают в возрасте одного года.

Но что делать родителям, если ребенку уже 1,2 года, а он не ходит сам?

Когда нужно беспокоиться и как помочь малышу освоить навык?

Со скольких месяцев дети делают первые шаги

Во сколько ребенок начинает делать первые шаги, зависит от его индивидуальных особенностей.

Некоторые дети более активные и подвижные начинают вставать месяцев в 5-6, а в 7 месяцев делают первые шаги по кроватке, держась за бортик, а чуть позже уже ходят самостоятельно.

Другие же и в 13-15 месяцев не решаются ходить без поддержки.

Чаще всего навыком самостоятельного хождения малыши овладевают в возрасте от 9 до 16 месяцев. Во многом это зависит от темперамента малыша, его конституции, особенностей развития.

Недоношенный ребенок начинает, как правило, ходить несколько позже сверстников.

Девочки по статистике делают первые шаги раньше, чем мальчики.

Бывает, что ребенок уже сделал первые неуверенные шаги, но потом перестал ходить снова. Значит пока не пришло его время. Необходимо предоставить малышу возможность для обретения устойчивого навыка, заинтересовать его, помочь укрепить мышцы тела.

Активно ползающие дети часто не спешат ходить, ведь они могут перемещаться и на четвереньках. Торопить кроху не нужно. Ползание полезно для здоровья и поможет ребенку подготовить организм к прямохождению. Дайте малышу еще немного времени.

Настал долгожданный момент и ребенок сделал свои первые самостоятельные шаги. Походка малыша сильно отличается от взрослого.

Он широко расставляет ножки, ставит стопы параллельно друг другу.

При ходьбе стопа ребенка не перекатывается с пятки на носок, а становится сразу полностью, поэтому малыш «топает».

Центр тяжести у малыша смещен, поэтому его положение при ходьбе пока не устойчиво, он часто падает. Со временем ребенок научится ходить правильно и уверенно.

Если малыш начал ходить рано – надо ли радоваться?

Родители, ребенок которых пошел до 9 месяцев часто очень гордятся, что их малыш опередил сверстников. Так ли это хорошо на самом деле?

Если подвижный и активный ребенок без какой-либо помощи встал и начал ходить в 7-8 месяцев, то значит он уже к этому готов. Но не стоит позволять ему длительно находится в таком положении.

Читайте также:  Что должен уметь ребенок в 1 месяц? 10 главных навыков мальчиков и девочек, видео

Настолько раннее хождение может негативно отразиться на неокрепшем позвоночнике и костях ног малыша, вызвать их искривление.

Тем более не должно быть действий со стороны родителей, направленных на то, чтобы ребенок так рано пошел. Гимнастика, массаж, упражнения с ребенком важны, но должны соответствовать возрасту ребенка.

Лучше направить старания малыша на овладение ползаньем, оно на этом этапе более полезно для здоровья.

Обычно малыш начинает ходить после того, как научился хорошо ползать, и если развитие этого навыка запаздывает, скорее всего, ваш ребенок пойдет немного позже. Хотите узнать, как научить ребенка ползать на четвереньках? Читайте наш новый материал.

Если малыш начал ходить поздно

Если ребенок не начал ходить до года, то родители начинают переживать по этому поводу.

Тем не менее, врачи говорят, что если до 1,3 года кроха не может ходить самостоятельно, но встает, ползает, ходит с поддержкой, то волноваться не стоит.

Возможно, заговорит он раньше других детей.

Если процесс освоения самостоятельного хождения затянулся намного дольше нормы, то стоит проконсультироваться со специалистом.

Помощь родителей – упражнения и массаж

Как же могут помочь родители своему ребенку в обучении хождению? Прежде всего, создать условия для овладения навыком:

Ребенку необходим простор для того, чтобы перемещаться.

Если малыш находится все время в манеже, то возможностей двигаться у него малой.
Заинтересовать ребенка.

Можно расположить игрушки малыша на таком уровне, чтобы ему приходилось вставать и доставать их, переходить от опоры к опоре.

Дать поиграть ребенку устойчивую игрушку-каталку, чтобы он чувствовал себя уверенней.

Поверхность, по которой ходит малыш, должна быть не скользкой, и не слишком твердой, чтобы он не сильно ударялся при падении.

Например, начинать ходить по плиткам не стоит, ковровое покрытие более предпочтительно. Или ходить на улице по земле, траве, а не по асфальту.

Обеспечить безопасность ребенка

Убрать опасные предметы из зоны досягаемости малыша: бытовую химию, горячие, тяжелые предметы, лекарства, острые углы, электроприборы и провода, розетки и прочее.

Приобрести малышу комфортную обувь.

Чаще ходить босиком, в том числе и на улице, конечно обеспечив его безопасность при этом.

  • Проводить с ребенком упражнения для укрепления мышц: сгибание и разгибание ножек, приседание и подтягивание, упражнения на фитоболе и плаванье.
  • Специальный массаж поможет ребенку снять напряжение мышц и укрепить их
  • Основные движения при массаже поглаживание, растирание, легкое разминание мышц, постукивание и снова поглаживание. Направление движений – снизу вверх.

    Подробнее о гимнастике для укрепления спинки и ножек в нашем видео:

    Выбираем первую обувь

    Обычно первые шаги малыш делает дома босиком или в носочках. Тем не менее, ему обязательно понадобится обувь.

    От ее удобства зависит, сможет ли ребенок в ней ходить. Ведь неудобная обувь будет стеснять ножку малыша, делать ее тяжелой.

    Поэтому при выборе первой обуви необходимо учитывать такие моменты:

    • Обувь должна быть из натуральных дышащих материалов;
    • Подошва должна быть гибкая и как можно тоньше;
    • Нога должна хорошо фиксироваться: твердый задник, хорошие застежки;
    • Хорошо, если у обуви есть супинатор и небольшой каблучок.
    • Обувь должна легко одеваться, ведь малыш еще не может сам всовывать ногу. И конечно быть по размеру.

    Запаздывание навыка

    Ребенку больше года и он должен начать ходить, а не ходит, хотя все его сверстники уже овладели этим умением. Почему же у ребенка запаздывает развитие этого навыка? Причин отставания от нормы может быть несколько:

      Большой вес ребенка. Если малыш имеет лишний вес, то двигаться ему тяжело. Неправильно организованное кормление, переедание нарушают обмен веществ.

    Ребенок становится пассивным, ленивым, мало двигается. Необходимо пересмотреть режим питания и распорядок дня. Уменьшить порции или число кормлений, постепенно увеличивать физические нагрузки. Помогут плаванье, ползанье, гимнастика.

    Темперамент.


    Флегматики и меланхолики обычно начинают позже ползать и ходить. А активные сангвиники и холерики – раньше.

  • Наследственность. Если папа или мама поздно пошли в детстве, то и ребенок мог унаследовать эту предрасположенность.
  • Нервная обстановка, стресс.

    Малыши в этом возрасте очень восприимчивы и часто пугаются. Изменения привычных условия, неблагоприятная обстановка в семье и ребенок чувствует себя не уверенно. Боится ходить.

    Если ребенок уже пробовал ходить самостоятельно, но неудачно упал или испугался, то он может начать осторожничать.

    Ходунки.

    Также отмечается, что при пользовании этим приспособлением неправильно формируется стопа, малыш недостаточно «работает».

    Простудные и вирусные заболевания ослабляют младенца. Он может на время перестать ходить или ползать. Как только организм восстановится, навык вернется.

  • Заболевания опорно-двигательного аппарата и неврологические.
  • В этой ситуации понадобится обследование и лечение специалистов.
    Если у родителей есть сомнения по поводу здоровья ребенка, то стоит проконсультироваться с врачом.

    Больше советов для родителей вы найдете в этом видео:

    Когда стоит волноваться

    Если ребенок после года не встает и не ходит даже с поддержкой, или ему уже 1,5 года, а он не ходит самостоятельно, то стоит проконсультироваться с врачом по этому поводу.

    Если малыш встает и передвигается, держась за опору, его ничего не беспокоит, он весел и полон сил, то просто еще не пришло его время.

    Если малыш ходит на цыпочках

    Иногда возникают ситуации, что ребенок начинает ходить на цыпочках. Он не ставит стопу полностью, а ходит на носочках. Причины такого поведения могут быть различными:

      Чаще всего это может быть связано с повышенным тонусом ног.

    Считается, что подобное состояние связано с гипоксией плода во время беременности и родов. Исправляется проблема обычно самостоятельно.

    Когда ребенок много двигается, ползает, залезает и слезает с дивана, кровати, кресла, встает, ходит, то его мышцы укрепляются и повышенный тонус уходит. В некоторых случаях помогает массаж и гимнастика;

    Ходить на носочках малыш может, чтобы привлечь внимание, стать выше.

    Нужно корректировать такую ходьбу, поправляя ребенка;

    В них малыш больше стоит на носочках, чем на всей стопе;

  • Это может быть связано с заболеваниями нервной системы или опорно-двигательного аппарата, но тогда у ребенка будут и другие нарушения, которые нельзя не заметить.
  • Педиатр обязательно обратит на них внимание при осмотре ребенка.

    В любом случае необходимо корректировать походку ребенка, чтобы в будущем избежать проблем с позвоночником и заболеваний опорно-двигательного аппарата.

    И еще немного о ходунках, они пользуется большим спросом у многих родителей, но все чаще педиатры выступают против этого устройства, утверждая, что оно может препятствовать формированию навыка правильной ходьбы.

    Комаровский о ходьбе и ходунках

    Посмотрите видео о том, что думает о ходунках доктор Комаровский:

    В каком возрасте ребёнок начинает ходить?

    Новорождённый младенец похож на маленькое чудо. Он может удивлять вас каждый день новым проявлением активности, умением или навыком по мере своего роста. Но самая незабываемое умение, которое большинство родителей ожидает после 6 месяцев, – это ходьба. Первые несколько шатких шагов, предпринятых ребёнком, означают начало совершенно новой фазы для младенцев.

    Прежде чем развить навыки и сделать первые шаги, младенцам необходимо пройти через ряд других этапов. Дорога к ходьбе начинается очень рано, ещё когда вы начинаете выкладывать кроху на живот. Это помогает укрепить мышцы и развить хороший контроль над движениями головы и шеи.

    Время, проведённое на животе, позволит ребёнку научиться переворачиваться, а затем и сидеть самостоятельно. Затем большинство младенцев начинают ползать, потом вытягиваются до стоячего положения, за которым следует первый самостоятельный шаг.

    Во сколько месяцев дети начинают ходить?

    Первый год жизни — это разработка и тонкая настройка моторных и сенсорных навыков. Дети развивают базовые чувства в первые несколько месяцев, а затем выстраивают двигательную и мышечную силу с помощью простых действий, таких как сидение, ползание и переворачивание.

    У большинства детей появляются некоторые признаки ходьбы с поддержкой в 9 — 12 месяцев, после чего они просто улучшают свой моторный контроль и силу.

    Как ребёнок учится ходить?

    Младенец будет проходить определённые стадии развития. Обучение ходьбе включает в себя гораздо большее, чем работа ног.

    • от рождения до 2 месяцев. Имеется шагательный рефлекс. Когда вы удерживаете ребёнка в стоячем положении на жёсткой поверхности, он будет двигать ногами так, как будто ходит. Рефлекс исчезает примерно через 2 месяца;
    • от 3 до 4 месяцев. Малыш делает мини-отжимания. Ребёнок, лёжа на животе, поднимает голову и грудь от поверхности, используя для поддержки руки. Мини-отжимания укрепляют мускулы верхней части тела, важные для последующей ходьбы;
    • 5 месяцев. При удерживании в стоячем положении кроха подпрыгивает вверх и вниз. Это движение помогает наращивать силу ног;
    • от 6 до 9 месяцев. Учится сидеть. Сидение без поддержки требует крепкие мышцы шеи, контроль головы, баланса и координации — все важнейшие навыки для ходьбы. Многие младенцы также учатся ползать в возрасте от 7 до 10 месяцев, хотя некоторые вообще пропускают эту ступень и переходят сразу к ходьбе. Может стоять, держась за что-то. Вскоре ребёнок будет путешествовать — с помощью скользящих шагов, держась за всё, что находится поблизости;
    • от 9 до 12 месяцев. Поднимается до стоячего положения при помощи устойчивого предмета, дивана или стола. Понимает, как делать глубокие сгибы колена, чтобы сесть из положения стоя. Может стоять без поддержки несколько секунд и, возможно, сможет ходить, держась за руки;
    • от 12 до 15 месяцев. Ребёнок делает первые шаги, хотя и неловко. Протянутые руки его «франкенштейновской» ходьбы действительно помогают сохранить равновесие. Скоро малыш научится опускаться и вставать снова;
    • от 16 до 18 месяцев. С помощью малыш может ходить вверх и вниз по лестнице. Возможно, он даже сможет вернуться назад. Танцует под музыку;
    • от 19 до 24 месяцев. Может увеличить свою скорость до бега. Ко второму дню рождения ребёнок может пнуть мяч, встать на цыпочки, нести что-то в руках во время ходьбы и прыгать с низкой ступеньки на пол.

    Но, несмотря на основную роль генетики, родители также могут играть большую роль в том, чтобы ребёнок начал ходить пораньше.

    Как помочь ребёнку научиться ходить?

    Побуждайте ребёнка ползать и стоять. Дети начинают ходить только после того, как они научатся стоять. Но до этого они учатся ползать. Ползание — первое самостоятельное движение младенца, оно закладывает основу для стояния и ходьбы.

    • поднимите ребёнка на ноги. Как только малышу исполнится шесть месяцев, каждый день в течение нескольких минут проводите время держа ребёнка на ногах.Это поможет крохе привыкнуть стоять. Он научится удерживать массу тела на обеих подошвах. Масса тела, перенесённая на колени, укрепляет суставы и стимулирует рост мышц ног;
    • расставьте предметы, которые помогают стоять. Есть несколько вспомогательных игрушек, специально предназначенных для того, чтобы удерживать массу тела ребёнка, когда он стоит.Купите подобную для своего малыша и поставьте игрушку рядом, когда он играет. Кроха ухватится за неё, чтобы помочь себе подняться из положения стоя;
    • облегчите ходьбу на начальном этапе. Когда ребёнок начинает ходить, но ещё не уверен в своих силах, разместите предметы поддержки вокруг, чтобы он держался. Следуйте за малышом, когда он путешествует, но пусть он движется сам.

    Занятия и упражнения, которые помогут ребёнку быстрее научиться ходить

    Тренировка посредством игр — хороший способ практиковать ходьбу. Ниже приведены некоторые простые действия, которые помогут ребёнку сделать первый шаг.

    1. Достать игрушку.

    Возраст для игры: шесть месяцев и старше.

    Упражнение: поставьте ребёнка на мягкую поверхность, придерживая его. Попросите другого человека (папу, старшего ребёнка, бабушку, подругу) подержать любимую игрушку малыша немного выше уровня глаз так, чтобы кроха поднял голову. Предложите ребёнку попрыгать на ножках, а ваш «партнер» пусть подсказывает малышу, как ухватить игрушку.

    Преимущества: укрепляет суставы и мышцы для поддержания массы тела.

    2. Детский танец.

    Возраст для игры: восемь месяцев и старше.

    Упражнение: включите музыку, желательно которую любит ваш ребёнок, и помогите ему встать на мягкую поверхность, например, на матрац. Держите руки крохи, чтобы помогать ему перемещаться в танце. И, поскольку ручки у малыша будут заняты, ноги должны нести всю массу тела в одиночку. Движения туловища изменят центр тяжести, и ребёнок научится сохранять баланс.

    Преимущества: помогает ребёнку научиться удерживать равновесие, укрепляет мышцы ног.

    3. Развлечения с пузырчатой упаковкой.

    Возраст игры: от 11 месяцев.

    Упражнение: положите большой слой пузырчатой обертки на пол. Поставьте на неё ребёнка и дайте ему ухватиться за какой-либо предмет для поддержки. Малыш испытает под ногами странное ощущение лопающих пузырей.

    Хлопание и щекотание надолго займут ребёнка.

    Преимущества: тренировка выполнения шагов в подготовке к полноценной ходьбе.

    4. Прогуляйтесь вместе.

    Возраст игры: от 12 месяцев.

    Упражнение: пойдите в парк или на пляж всей семьёй. Шагайте с ребёнком, держа его за руки с разных сторон. Когда вы почувствуете, что он пытается вырвать свою руку из вашей, отпустите, но продолжайте идти позади. Именно в спонтанные моменты, подобные этим, вы понимаете, что ребёнок стал ходить самостоятельно.

    Преимущества: практика ходьбы, укрепление семейных уз.

    Подобные мероприятия помогают ребёнку ходить. Но также важно, чтобы родители принимали меры предосторожности.

    Меры предосторожности, когда ребёнок гуляет

    • не оставляйте кроху без присмотра.

    Никогда не оставляйте ребёнка одного, даже если ему 18 месяцев и он может ходить самостоятельно, так как не исключены травмы. Если вы практикуете навыки ходьбы на улице, будьте бдительны. Даже дома ребёнок может случайно опрокинуться, поэтому всегда следите за ним;

    • начните обучение на мягкой поверхности.

    Начинайте первые упражнения на нетвёрдых поверхностях, таких как коврик или матрац. Это уменьшает нагрузку на чувствительные ноги и суставы ребёнка, смягчает падение. По мере того как малыш будет улучшать навыки удержания собственной массы тела, вы сможете переходить на более твёрдые поверхности;

    • не используйте детские ходунки.

    Многие педиатры решительно негативно относятся к использованию детских ходунков, так как они могут препятствовать правильному развитию мышц верхней части ноги ребёнка. И поскольку ходунки помогают малышу достигнуть опасных предметов или химикатов, к которым кроха обычно не может добраться, они становятся небезопасным предметом;

    • позвольте ребёнку ходить босиком в помещении, но на открытом воздухе используйте обувь.

    Пусть ребёнок, находясь в помещении, ходит босиком, так как это даёт ощущение текстуры пола.

    Обувь для ребёнка, начинающего ходить, должна быть гибкой, лёгкой, и иметь мягкую лёгкую внутреннюю подкладку. Снаружи оно должна быть оснащена противоскользящей подошвой, чтобы уменьшить скольжение и вероятность падения;

    • не давите на ребёнка, чтобы он начал быстрее ходить, пусть это приходит естественным образом.

    Ходьба — это этап развития, которого ребёнок достигает, когда наступит подходящее время. Малыш проявит естественную склонность к ходьбе, демонстрируя признаки интереса. И именно тогда вы можете начать обучение.

    Почему ребёнок не начинает ходить?

    Бывают случаи, когда у ребёнка отсроченное достижение в ходьбе.

    Медицинские эксперты утверждают, что если ребёнок младше 18 месяцев ещё не начал ходить, не следует беспокоиться и преждевременно волноваться. Малыш сможет легко догнать своих сверстников позже.

    Вот некоторые основные моменты, из-за которых малыш может пойти позже обычного:

    • преждевременно рождённые дети могут учиться ходить позже.

    Дети, рождённые в срок, могут сделать свои первые шаги самостоятельно в возрасте 12 месяцев. Однако недоношенные дети в большинстве случаев начнут делать это в более позднем возрасте — месяцев в 15. У таких младенцев бывает замедленный общий рост. И это для них вариант нормы. Регулярный осмотр врачом гарантирует, что недоношенный малыш достигнет всех этапов развития, даже если где-то задержится;

    • ранние неонатальные инфекции иногда приводят к задержке развития.
    Читайте также:  Тахикардия у детей симптомы и лечение, а также 9 методов диагнстики

    Инфекционные болезни в раннем детстве могут привести к отсутствию какого-либо этапа развития или к его запаздыванию.

    Например, болезнь лёгких, называемая бронхолёгочной дисплазией, может влиять на положение тела крохи, что впоследствии вносит коррективы в физические действия, такие как сидение и ходьба. Необходимо, чтобы педиатр проверял ребёнка после каждого приступа тяжёлой болезни для своевременной диагностики любой задержки развития;

    • некоторые генетические нарушения могут замедлять хождение.

    Генетические расстройства, такие как аутизм, церебральный паралич и синдром Дауна, могут задержать появление физических навыков, таких как ходьба. Регулярно обследуйте ребёнка по этим проблемам.

    Тревожные сигналы в развитии

    1. К шести месяцам: ребёнок не поддерживает частично массу тела на ногах и не пытается приседать-подскакивать.
    2. К девяти месяцам: малыш не может стоять с поддержкой и не в состоянии подтянуть себя до положения стоя.
    3. К двенадцати месяцам: не делает шаги с поддержкой.
    4. К восемнадцати месяцам: не идёт без поддержки объекта или родителя, держащего его.

    Когда малыш проявляет любой из этих симптомов, сохраняйте спокойствие. Просто отведите ребёнка к врачу. Желательно поговорить с педиатром о предполагаемых причинах. Возможно, малышу нужно ещё немного времени.

    Пока ребёнок двигается в положительном направлении на других этапах развития, он, вероятно, просто не торопится с приобретением навыка ходьбы. Наслаждайтесь этим сейчас, потому что когда наступит время и ваш малыш пойдёт самостоятельно, вы будете с ностальгией вспоминать те дни, когда не бегали за ним 24 часа 7 дней в неделю!

    Стаж работы 7 лет. Окончил Первый МГМУ им. И.М. Сеченова, кандидат медицинских наук. Работаю в больнице Гамал Эльдин Эль Афгани города Каира. Специализация: гастроэнтерология.

    Как проводить занятия на фитболе для новорождённых в домашних условиях? Руководство для родителей

    Превращение девочки в девушку: половое развитие девочки — пишет врач-гинеколог

    Как провести новогодние каникулы с ребёнком: 20 идей для незабываемого праздника

    Обзор 12 развивающих игрушек для детей 2 — 3 лет

    «Нет подгузникам», или Как отучить ребёнка от памперсов?

    Приучаем ребёнка спать в своей кроватке: полезные советы психолога и 9 распространенных ошибок

    Как отучить ребёнка от рук: причины привычки и способы её преодоления

    Что подарить ребёнку на 1 год: игрушки, практичные подарки и символические презенты

    6 полезных рекомендаций врача о том, как приучить ребёнка к соске-пустышке и стоит ли это делать

    3 степени адаптации к детскому саду и 8 важнейших советов психолога по её улучшению

    Как научить ребенка пить из бутылочки: 2 способа и 6 рекомендаций врача

    Развивающие игры для малышей от рождения до года: подробное описание для каждого месяца

    7 простых способов победить младенческую бессонницу

    5 способов от детского психолога приучить ребёнка помогать по дому и 5 ошибок родителей

    Что надо знать родителям о четырёхмесячном ребёнке?

    Где же наши зубки или 7 ответов детского стоматолога для любопытных родителей о прорезывании молочных зубов

    Обзор 12 методик раннего развития ребёнка: основные достоинства и недостатки

    Погремушки – первые и самые главные игрушки для новорождённых

    «Спокойствие, только спокойствие», или почему нельзя кричать на ребёнка

    12 способов, как быстро уложить ребёнка спать без слёз и нервов: авторские методики и советы доктора Комаровского

    Как приучить ребёнка к горшку за 3 — 7 дней: обзор лучших методик от детских психологов

    «Одной левой» или как правильно воспитывать ребёнка-левшу?

    Первая менструация: что нужно знать девочке и родителям?

    5 ЗА и ПРОТИВ прокалывания детских ушей: оптимальный возраст, время года и вид процедуры

    Один комментарий к статье « В каком возрасте ребёнок начинает ходить? »

    Помню, как мне не терпелось, чтобы сын начал ходить самостоятельно. Для этого приманивала его красочными игрушками, но он только ползал, а пошел только в 11 месяцев. И это было чудо. Вообще все зависит от ребёнка, девочки пошустрей , а мальчишки увальни. Всему своё время.

    Когда (во сколько месяцев) дети начинают ходить

    Уже позади первая улыбка маме, первые звуки, первые навыки переворотов, мы уже сидим на попке, у нас уже первый зуб – настала очередь дождаться первого самостоятельного, хоть и неуверенного шага. Многие мамы с нетерпением ждут этого шага! Запомните(!) – четких временных показателей, когда ваш ребенок (во сколько месяцев) начнет ходить самостоятельно без поддержки нет. Как во всем, что касается жизни малышей до года, время самостоятельного передвижения исключительно индивидуально…

    Со скольких месяцев дети делают первые шаги

    Возраст, в котором ребенок должен начать ходить сам, в среднем около года. Однако, это не значит, что все детки начинают делать первые шаги именно в 12 месяцев. Нормой считается период от 9 месяцев и до 1,5 года. Сначала малыш пробует вставать, затем делает пробные шаги, держась за мебель или руку взрослого. И только после делает самостоятельные попытки ходить.

    Со скольких месяцев дети начинают ходить зависит от многих факторов:

    • Генетический фактор сильно влияет на время, когда пойдет малыш. Если кто-то из родителей пошел очень поздно, то не стоит от малыша ждать ранних шагов;
    • Конституция и пол ребенка также влияют на время, когда малыш сделает первые шаги. Пухлые детки пойдут несколько позже стройных сверстников, а девочки начинают ходить раньше мальчиков;
    • Темперамент малыша также влияет на время, когда ребенок пойдет. Спокойные, уравновешенные наблюдатели не торопятся ходить. Им удобно познавать мир не спеша и они прекрасно чувствуют себя сидя или ползая. Независимые непоседы наоборот быстрее стремятся узнать больше нового и делают первые шаги очень рано.

    Когда малыш начнет ходить самостоятельно, вы заметите, что процесс его ходьбы заметно отличается от ходьбы взрослого человека по нескольким особенностям:

    • Стопы ребенок ставит параллельно друг другу;
    • Дети ходят как-бы “печатая шаг”, не умея перекатывать с пятки на носок свои стопы;
    • Дети еще не умеют держать центр тяжести и поэтому часто падают.

    Учитывая эти особенности, родителям надо внимательно присматривать за своим чадом и быть начеку. Особенно опасно, когда ребенок падает плашмя вперед или назад – он не умеет смягчать падение руками и может разбить лицо или затылок. Однако, не стоит панически до безумия боятся падений. Кости детей в этом возрасте очень эластичны и риск переломов минимальный.

    Очень важна реакция родителей при частых падениях малыша. Не стоит каждый раз бросаться к ребенку с ужасом на лице и поднимать его. Стоит ласковым и спокойным голосом подбодрить начинающего “ходока” и подождать пока он сам поднимется и продолжит шаги.

    Как только ребенок становится более подвижным, все опасные предметы в доме нужно убрать, острые углы обезопасить, родитель должны быть постоянно на чеку, не выпускать ребенка из зоны своего контроля.

    Если ребенок рано начал ходить: лучше раньше или позже

    • В случае если ребенок рано начал ходить не стоит сильно радоваться. Мышцы позвоночника и ног еще не совсем окрепли и нагрузка, оказываемая при ходьбе пока для них неподъемная. У крупных, упитанных малышей могут возникнуть проблемы с формированием костно-мышечной системы ног. Особенно, если малыш не сам встал на ножки, а его родители форсировали это событие. Голень малыша не выдерживает его вес, что приводит к их искривлению и неправильной постановки стоп. Подсознательно малыши знают, когда лучше всего сделать первый шаг;
    • Ребенок начинает поздно ходить по нескольким причинам. Возможно, у него еще не готовы мышцы ног и позвоночника к прямохождению. Или наблюдается ослабление иммунитета перенесенным заболеванием или родовой травмой.

    Помощь ребенку в хождении: упражнения и массаж

    Можно ли малыша стимулировать сделать первый шаг побыстрее если появление этого навыка запаздывает? – Самое главное придерживаться чувства меры в желании побыстрее научить своего малыша ходить. Способов помочь ребенку освоить новый для него навык несколько.

    1. Надо предоставить ребенку необходимое достаточное пространство для передвижения. Малыши, которые постоянно находятся в манеже пойдут очень поздно. Стоит расставить по комнате разные устойчивые предметы мебели для опоры. Любимые игрушки малыша поместить надо так, чтобы дотянуться до них, ребенку надо было оторваться от опоры. Со временем расстояние от опоры до опоры надо увеличивать.
    2. Делать массаж. Массаж заключается в укреплении и расслаблении мышц, работающих при хождении. Поглаживание, растирание и постукивание по стопам и голени ребенка принесет хороший положительный эффект (читаем о массаже тут).
    3. Ежедневная гимнастика и стимулирующие упражнения. В комплекс упражнений должно входить сгибание и разгибание ножек, приседания и потягивания с помощью взрослого, подпрыгивания на коленях у мамы, занятия на фитболе (ссылка на полезные статьи массаж и зарядка выше).
    4. Устойчивые игрушки-каталки помогут малышу чувствовать себя уверенней. Ребенок толкает перед собой игрушку и передвигается практически самостоятельно.

    Обновлено

    1. Не торопить своего ребенка. Все средние показатели – условный ориентир. Поэтому даже в 14-15 месяцев еще не ходить самостоятельно для некоторых вполне нормально. Основная задача родителей на начальном этапе – ждать, пока ребенок созреет для освоения нового навыка. Спешка может негативно сказаться на формировании стоп, мышц, суставов.
    2. Создать благоприятную, безопасную обстановку: убрать все, что может принести вред, ликвидировать острые углы, скрыть шнуры, и особо чутко следить за малышом.
    3. Проводить физ подготовку. Никаких особых упражнений не потребуется. Просто нужно своевременно шаг за шагом тренировать все группы мышц с рождения. Выкладывать на живот, стимулировать переворачивание. Далее ребенок должен сам садиться из положения лежа. Ну и, конечно, большую роль имеет ползание. Задача родителя всячески поощрять двигательную активность ребенка. Например, привлекая его игрушками, вынуждать ползать по комнате. А еще прыжки на родительских коленях, которые так любят дети – отличное упражнение для укрепления ножек. (Как сделать новорожденного ребенка сильнее: 4 базовых упражнения для развития у малыша силы и выносливости)
    4. Массаж хорошо развивает мышцы и снимает напряжение в них одновременно. Можно обратиться к специалисту, а можно его делать самостоятельно.
    5. Побуждать к хождению. Можно показывать занятную игрушку, а после класть ее на стол, например, так, чтобы достать ее можно было бы, только встав на ноги. При попытках малыша уже делать первые шаги игрушка чудесным образом может перемещаться со стола на диван, как только малыш к ней приблизится. Хорошо почаще бывать на улице. где получится наблюдать за другими детьми, уже умеющими ходить. При этом коляску лучше оставлять дома. Удобно при этом использовать специальные “вожжи”. Но только тогда, когда ребенок уже начинает ходить. Важно следить, чтобы корпус ребенка не нагибался вперед или в сторону.
    6. Поощрять. Похвала за успехи, улыбка мамы и папы – лучшая награда. Не стоит забывать о ласковых и восторженных словах. Ребенок этого достоин за свои первые шаги.

    О чем стоит помнить обучая ребенка ходить

    • Лучше начинать ходить босиком. Это приводит к правильному формированию стопы. И попутно закаляет малыша. Ну или одевать носочки с прорезиненной подошвой;
    • Для прогулок на улице следует приобрести качественную и удобную обувь с плотным задником и следить, чтобы она не натирала ножки;
    • Не нужно соблазняться ходунками. Дети нередко после ходунков долгое время ходят на носочках. И вовсе отказываются своевременно осваивать навыки хождения;
    • Во время обучения не нужно держать ребенка за подмышки. Правильнее за кисть, за предплечье или даже за капюшон;
    • И, главное, запастись терпением. Не стоит подгонять ребенка под стандартные рамки. Но нужно быть помощником ему во всем, как только он сам будет готов к новым открытиям.

    Читаем подробно очень полезную статью: Как научить ребенка ходить: 10 правильных советов

    Не стоит использовать ходунки и прыгунки. Они не только не стимулируют самостоятельное передвижение, но наоборот способствуют задержки ходьбы.

    Читаем также:

    Первая обувь для ребенка начинающего ходить

    С точки зрения ортопедии обувь малыша должна отвечать следующим требованиям:

    • обувь выбирать надо из натуральной кожи и замши, чтобы ножка малыша дышала;
    • подошва у первой обуви тонкая и гибкая, иначе малыш будет спотыкаться;
    • задник обуви для ребенка выбирать надо твердый, чтобы ботиночки или сандалии не сваливались при ходьбе с ноги;
    • небольшой и устойчивый каблук избавит ребенка от заваливания назад;
    • верхняя и боковая части обуви должны быть мягкими и легко образовывать складки;
    • для формирования свода стопы в обувь стоит подобрать гибкий супинатор.

    Обувь для детей, которые начинают ходить

    Хождение на цыпочках или носочках

    Случается, что вместо обычной ходьбы ребенок начинает ходить на носочках. Если малыш просто желает привлечь внимание близких или пробует новый для себя способ передвижения, то все в норме.

    Когда малыш постоянно передвигается на цыпочках красивой балетной походкой, даже не стараясь опуститься на всю стопу, тогда необходимо принимать меры. Не нужно самим пытаться исправить ситуацию. В таком важном деле лучше доверится врачу, который посоветует что делать. Чаще всего назначается особый массаж, специальная гимнастика и физиопроцедуры.

    Доктор Краснова: Что делать если ребенок ходит на носочках

    Бить тревогу нужно, если малыш не начал ходить после полутора лет. Да и то, только в случае низкой активности ребенка и неудовлетворительного общего состояния малыша. Когда ребенок весел, активен, задорно ползает с хорошим настроением, но не ходит – не стоит переживать, он пойдет, всему свое время.

    Видео: Как научить ребенка ходить ходить самостоятельно

    Видео консультация: в каком возрасте дети начинают ходить и как их этому правильно научить

    Семья Бровченко. Ура, мы пошли.

    Хотите первыми читать наши материалы? Подписывайтесь на наш телеграм-канал, страницу в Facebook, или группу ВКонтакте.

    Мы в Яндекс.Дзен – присоединяйтесь!

    Во сколько дети начинают ходить: 8 этапов обучения, 3 совета врача, 4 упражнения, меры предосторожности

    Эта тема действительно заботит родителей. К тому же бабушки с дедушками при каждом удобном случае подливают масла в огонь: «Ему уже год, а он до сих пор не ходит! И даже на ножках не стоит!». А дальше — череда советов о том, «как исправить эту страшную ситуацию».

    Тяжелее всех женщинам-первородкам: у них пока ещё нет собственного опыта. Приходится либо довериться чужому, либо обращаться к специалистам. Я всегда рекомендую последнее, ведь здоровье малыша — главная забота ответственной матери.

    Во сколько месяцев учить ребенка ходить: мифы и реальность

    Итак, вашему ребёнку скоро годик. Все ждут, когда малыш пойдёт: родные, близкие, соседи, друзья… И все у вас спрашивают: «Уже пошёл?». А иные добавляют: «Мой Ванечка в годик уже бегал».

    И все как заклинание повторяют устоявшийся стереотип: в полгода малыш должен сидеть, а в год — ходить.

    Этот социальный миф лишает сна молодых мам. А я их всегда успокаиваю и провожу данные из своего опыта работы со здоровыми доношенными малышами, которых я постоянно наблюдаю в последние 20 лет:

    • 30% детей начинают ходить в 8–11 месяцев. Как правило, это худенькие вертлявые поджарые детки, такие «шила».
    • 50% делают первые шаги в год. Плюс-минус 1 месяц.
    • 20% уверенно ходят, начиная с 14–18 месяцев.

    Как видите, возраст, в котором дети начинают самостоятельно ходить, сильно варьируется у разных детей. И в 10 месяцев — норма, и в 16–18 месяцев тоже допустимо. Более того, до полутора лет ребёнок имеет полное право не ходить. Это не только мой вывод. Со мной согласны многочисленные педиатры, например, известный детский врач Евгений Олегович Комаровский.

    Итак, вашему ребёнку скоро годик. Все ждут, когда малыш пойдёт: родные, близкие, соседи, друзья… И все у вас спрашивают: «Уже пошёл?». А иные добавляют: «Мой Ванечка в годик уже бегал».

    И все как заклинание повторяют устоявшийся стереотип: в полгода малыш должен сидеть, а в год — ходить.

    Этот социальный миф лишает сна молодых мам. А я их всегда успокаиваю и провожу данные из своего опыта работы со здоровыми доношенными малышами, которых я постоянно наблюдаю в последние 20 лет:

    • 30% детей начинают ходить в 8–11 месяцев. Как правило, это худенькие вертлявые поджарые детки, такие «шила».
    • 50% делают первые шаги в год. Плюс-минус 1 месяц.
    • 20% уверенно ходят, начиная с 14–18 месяцев.

    Как видите, возраст, в котором дети начинают самостоятельно ходить, сильно варьируется у разных детей. И в 10 месяцев — норма, и в 16–18 месяцев тоже допустимо. Более того, до полутора лет ребёнок имеет полное право не ходить. Это не только мой вывод. Со мной согласны многочисленные педиатры, например, известный детский врач Евгений Олегович Комаровский.

    Размышляя о том, когда можно учить ребенка ходить, не ставьте себя и малыша в какие-то рамки, ориентируясь на опыт родных, друзей и знакомых. Год или полтора — не имеет значения. Как показывает моя практика, важнее как минимум два месяца отпóлзать до начала ходьбы, чем пойти к году. И однозначно лучше начать ходить в 14–16 месяцев, чем в 8–9 месяцев.

    Когда моя дочь Ника пошла в 13,5 месяцев, её общий стаж ползания на четвереньках составлял около полугода. И сейчас она бегает не хуже сверстников, которые пошли раньше или позже неё. Так что о ходьбе не волнуйтесь, сосредоточьтесь на ползании.

    Учить ли ребёнка ходить в первые 12 месяцев жизни?

    В общественном сознании ходьба — это некий рубеж. Пошёл ваш карапуз — всё, считай, что программа минимум по взращиванию ребёнка выполнена: теперь только школа и вуз. А с какой гордостью встречают некоторые родители первые шаги своего чада чуть ли не в 6–7 месяцев!

    Да, такие ранние случаи ходьбы бывают, но не массово, и равняться на них не стоит. Неизвестно, насколько готова опорно-двигательная система вашего ребёнка к ранней вертикализации, не будет ли в дальнейшем у него проблем с суставами. Пусть лучше ваш малыш подольше ползает на четвереньках. Если у него нет явных проблем с двигательной активностью, он всё равно рано или поздно пойдёт, потому что все вокруг ходят.

    Не будьте обеспокоенными родителями, которые с 6–7 месяцев задают мне один и тот же вопрос: «Надо ли уже учить ребенка ходить?». Будто боятся куда-то опоздать. А спешить некуда: всему своё время.

    На специализированных сайтах и форумах, в различных блогах приводятся упражнения для выработки навыка сидеть и ходить без помощи родителей. Ещё больше видео о том, как отец или мать учит ребёнка делать первые шаги. Некоторые невозможно смотреть без содрогания!

    Мамы выхватывают эти материалы из общего контекста, бессистемно выполняют те или иные упражнения, но успеха не достигают. А всё зависит от общей физической подготовки ребёнка, и если её нет на должном уровне, то нужен именно комплекс упражнений. Причём разный для каждого отрезка первого года жизни. Именно поэтому мои курсы разделены на 4 условных периода:

    • 0–3 месяцев
    • 3–6 месяцев
    • 6–9 месяцев
    • 9–12 месяцев

    Если вы спросите, с какого возраста можно учить ребёнка ходить, я скажу одно: до 16 месяцев не трогайте малыша: он всё сделает без вашей помощи. Научился вставать, держась за опору — отлично. Дайте ему возможность походить вдоль неё без вашего участия. И не надо водить его за руки: механика хождения вперёд отличается от ходьбы вбок, которую малыш должен хорошо освоить на этом этапе развития.

    Можно ли учить ребёнка ходить, держа его за ручки?

    Как научить ребёнка ходить: правила

    Но если вы уже начали водить малыша, хотя бы делайте это по правилам.

      Держите его за корпус. Придерживайте его за корпус сзади, а не за кисти. Иначе, если малыш вдруг споткнётся или начнёт падать, его неокрепшие суставы могут вывихнуться.

    Не задирайте малышу ручки вверх. Это очень неустойчивое положение. Так ребёнок виснет на ваших руках и не может самостоятельно держать равновесие.

    Не держите за одну руку. Пока малыш не пойдёт сам, не водите его, держа за одну руку. Так ребёнок задирает ручку и нарушается вся «геометрия» ходьбы, навык которой только начинает формироваться.

    Ручки вперёд. Позвольте малышу вытянуть ручки вперёд, чтобы ловил равновесие, и аккуратно придерживайте его сзади, подстраховывая на случай падения. Это самый правильный способ ведения ребёнка.

    И ещё один совет. Ни в коем случае не водите малыша дольше 15–30 минут в день (в общей сложности). Даже если он будет требовать вашу руку.

    Надеюсь, что мне удалось хоть чуть-чуть успокоить переживающих мамочек. А если вы действительно хотите помочь своему ребёнку — укрепить ножки и спину, научить ловить и удерживать равновесие, положить конец его психологической зависимости от опоры, — этим мы занимаемся на моём онлайн-курсе.

    Развитие ребенка: первый шаг малыша — как научить ходить

    Упражнения для смелых первопроходцев и советы для заботливых родителей.

    Медики считают, что ребёнок с нормальными показателями здоровья должен сделать первые шаги в возрасте от 9 до 18 месяцев; самые резвые карапузы начинают передвигаться на своих двоих задолго до года, малыши более обстоятельные могут пойти ближе к полутора.

    В принципе, уже по разнице в сроках можно догадаться: первые шаги — дело сугубо индивидуальное, и не стоит даже пытаться подвести достижения конкретного младенца под единый стандарт. Конечно, практика показывает, что есть дети, развивающиеся “по книжке” и проходящие последовательно все этапы, описанные в тематической литературе. “Правильный” ребёнок сначала учится ползать, потом, сдав все мыслимые нормативы по бегу на четвереньках, начинает вставать в кроватке, потом осваивает передвижение по периметру манежа — и наконец делает первый робкий шаг в открытое пространство. Однако на одного такого малыша приходится как минимум один, который знать не знает педиатрических канонов и, спокойно пропуская “пластунский” этап, практически без подготовки меняет сидячий образ жизни на прямохождение.

    В этой немудрёной статистике заложен ответ на вопрос, волнующий большинство молодых мам: когда он должен пойти? И этот ответ таков: тогда, когда созреет и достаточно окрепнет для того, чтобы встать на ноги; природе нужная дата известна лучше, чем целому консилиуму врачей.

    На зарядку становись!

    Разумеется, сказанное выше не означает, что нужно пустить развитие малыша на самотёк, что ему не нужно помогать — дескать, рано или поздно сам пойдёт. И следить, и помогать — нужно. Первые шаги могут задерживаться как в случае, если мышцы ног ребёнка слишком слабые, так и в случае гипертонуса — то есть тогда, когда мышцы находятся в очень сильном напряжении (в гипертонусе ребёнок не ставит ногу на полную ступню, всё время приподнимаясь на цыпочки). Точную диагностику состояния опорно-двигательного аппарата малыша должны проводить специалисты (ортопед, хирург, невролог). Как правило, если диагностируется гипертонус, доктора прописывают ванночки с травами или морской солью и массаж. Если же малышу необходимо укрепить мышцы, развить координацию движений и вселить уверенность в собственных силах, очень полезной может оказаться специальная гимнастика.

    Упражнение 1

    Возраст: с когда ребёнок уже начал переступать, держась за руки взрослых.

    Инвентарь: игрушечная коляска или прогулочная коляска самого малыша.

    Ребёнок стоит, держась за ручки коляски, взрослый поддерживает малыша. Когда коляска начинает медленно двигаться с места, малыш тянется за ней, наклоняется и наконец делает первый шаг.

    Упражнение 2

    Возраст: с 9 месяцев.

    Инвентарь: стол или любая жёсткая поверхность.

    Взрослый сажает ребёнка на корточки, спиной к себе. Крепко держа за бёдра, взрослый раскачивает малыша вперёд и назад, вынуждая встать на ровные ножки. Нужно помочь ребёнку наклониться как можно глубже вперёд, одновременно поддерживая его в области грудной клетки. Если карапуз не спешит подниматься — значит, ножки ещё слабы и упражнение можно оставить, а спустя некоторое время к нему вернуться. Цель упражнения — закрепить умение самостоятельно стоять.

    Упражнение 3

    Инвентарь: фитбол средней величины, надутый на 2/3.

    Взрослый сажает ребёнка на мяч спиной к себе и, крепко держа за бёдра, наклоняет в разные стороны. Цель — развить координацию движений, научить балансировать и удерживать равновесие.

    Упражнение 4

    Возраст: когда ребёнок уже умеет подниматься с коленей при помощи опоры.

    Инвентарь: любимая игрушка малыша и кресло.

    Игрушка по полу передвигается в направлении кресла, «призывая” малыша на четвереньках ползти за ней, поднимается над креслом (чтобы ребёнок попытался опереться об него ручками) и кладётся на край кресла. Если упражнение проведено успешно, малыш должен встать без посторонней помощи, опираясь на кресло.

    Упражнение 5

    Возраст: 9 месяцев и старше.

    Инвентарь: два шеста высотой около 120 см или обруч.

    Ребёнок берётся за шесты, взрослый на его ручки сверху кладёт свои. Взрослый начинает медленно переступать вместе с ребёнком, переставляя шесты на манер лыжных палок. В случае если используется обруч, ребёнок находится внутри, а взрослый, передвигая обруч в разные стороны, подталкивает малыша к разным движениям — ходьбе по кругу, вперёд или назад.

    Упражнение 6

    Возраст: когда малыш перемещается по комнате, держа взрослого за руку.

    Инвентарь: длинный шнурок или верёвка.

    Шнурок натягивается между мебелью на высоте коленей ребёнка. Держа ребёнка за руку, взрослый подводит малыша к шнурку. Смысл в том, чтобы ребёнок переступил через препятствие.

    Как облегчить путь?

    В стремлении облегчить первые шаги малышей от родителей и педиатров не отстаёт и современная индустрия, год от года расширяющая ассортимент развивающих товаров для детей. Какие-то из них признаются полезными, по поводу других мнения специалистов могут расходиться в диаметрально противоположные стороны. Приведём ниже три самых популярных и самых обсуждаемых приспособлений для обучения ходьбе.

    Ходунки. Маленький круглый столик с матерчатым сиденьем, устроенным по принципу рюкзака-кенгуру, снабжённый у основания колёсиками. Сидя в ходунках, ребёнок достаёт ножками до пола и, отталкиваясь, может свободно перемещаться по квартире. Высота сиденья, как правило, регулируется: малыш может доставать до пола одними носочками, а может вставать на полную стопу.

    Именно ходунки вызывают наиболее ожесточённые дебаты в “околомладенческой” среде: существуют как убеждённые сторонники, так и ярые противники данного приспособления. На самом деле, если не покупать дешёвые и, следовательно, потенциально травмоопасные модели и соблюдать элементарную технику безопасности, ходунками вряд ли можно навредить. Техника безопасности очень проста:

    • ходунки не подходят ребёнку, который ещё не умеет самостоятельно сидеть;
    • ребёнок в ходунках не может оставаться без присмотра (как, собственно, и без них);
    • слишком длительное пребывание в ходунках создаст излишнюю нагрузку для спины.

    Справедливости ради надо заметить, что от ходунков немного не только вреда, но и пользы: большие сомнения вызывает сама идея, что ходунки способны помочь малышу с первыми шагами. Сидящий в ходунках ребёнок, по сути, не ходит, а катается, отталкиваясь от пола ногами. При этом он лишён необходимости держать равновесие и координировать собственные движения, он застрахован от падений. С другой стороны, на этапе, когда карапуз уже начал активно передвигаться по дому на четвереньках, но ещё не научился ходить, описанное приспособление может стать настоящим спасением для мамы, давая ей передышку в бесконечной “гонке за лидером”.

    Коляска-каталка. Устройство, по форме напоминающее четырёхколёсную тележку с ручкой: малыш делает первые шаги, держась за ручку и толкая каталку перед собой. Она удобнее обычной детской коляски, которую тоже нравится возить большинству годовалых младенцев, так как соответствует росту малыша. На определённом этапе пользы от подобного предмета много, так как он позволяет ребёнку передвигаться без помощи взрослых, не теряя равновесия и уверенности в себе.

    Вожжи-поводок. Конструкция из ремней, напоминающая шлейку для собаки и визуально, и по способу использования. “Вожжи” используются на этапе самых первых шагов, когда малыш уже готов перемещаться без посторонней помощи, но при этом ещё недостаточно хорошо координирует движения. В этой ситуации “поводок” исполняет роль страховочной лонжи, не дающей упасть и сильно удариться начинающему “канатоходцу”. Главный минус приспособления — со стороны оно выглядит малопривлекательно. Но в случае, если малыша приходится выгуливать бабушке, страдающей ревматизмом, “поводок” может стать настоящим спасением.

    Босоногий мальчик

    Ещё один спорный момент, касающийся первых шагов малыша, связан с его первыми ботинками. Сегодня практически каждый ортопед, видя, что ребёнок вот-вот пойдёт, предлагает родителям приобрести сандалики с поддерживающим супинатором. По мнению большинства современных врачей, такая обувь служит эффективной профилактике плоскостопия и к тому же помогает более устойчивому сцеплению ножки с поверхностью. Вместе с тем данный подход в ортопедии — не единственный, и его притязания на статус истины в последней инстанции несколько преждевременны.

    Ещё в середине ХХ века американский ортопед Саймон Виклер выпустил книгу “Сними ботинки — и иди” (Dr Simon J. Wikler. Take Off Your Shoes and Walk), в которой описал результаты своих многолетних исследований. Изучив сотни ног пациентов от года до девяноста, Виклер пришёл к выводу, что самые здоровые стопы у тех из них, кто носит свободную обувь на гнущейся подошве и часто ходит босиком. Именно супинаторы ослабляют мышцы стопы, так как её изгиб, который должен возникать естественным путём, в случае с супинатором достигается механически, полагает врач. Вывод ортопеда таков: обувь должна быть свободная настолько, чтобы сохранялась возможность пошевелить пальцами внутри ботинка, в ней не должно быть супинаторов, и при каждой подходящей возможности ребёнок должен ходить босиком (в том числе и дома, по гладкому полу).

    Шаги к безопасности

    Заботясь о том, чтобы ребёнку было удобно и комфортно ходить, важно не забыть и о его элементарной безопасности: как только малыш встаёт на ножки, он в самом буквальном смысле переходит на новый уровень. и начинает доставать до тех полок и предметов, о которых раньше мог только мечтать. А значит, чтобы первые шаги крохи были поводом для радости, а не для перманентного стресса, к этим самым шагам нужно подготовиться.

    Итак, осмотрите критическим взглядом квартиру и.

    • переложите все хрупкие, ценные и тяжёлые предметы, находящиеся меньше чем в 1,2 м от пола;
    • уберите скатерти: они очень легко стягиваются со стола вместе со всем содержимым;
    • спрячьте в недосягаемое место всю бытовую химию: стиральным порошкам, пятновыводителям и отбеливателям отныне не место в легко открываемом ящике под ванной;
    • заблокируйте электрические розетки специальными заглушками;
    • заведите привычку убирать все острые, колющие, режущие предметы в такое место, где младенец их не достанет — даже если очень постарается.

    Помимо потенциально опасных предметов, способных ушибить, уколоть или обжечь малыша, на “первопроходческой” стадии в квартире обнаруживается несметное количество углов и мебельных ручек, расположенных ровно на уровне глаз крохи. К счастью, современная индустрия предлагает целый ассортимент устройств, способных в самом буквальном смысле сгладить острые углы. Уголки на столы, специальные чехольчики на ручки, заглушки для выдвижных ящиков, ограничители дверей и окон, блокираторы лестниц имеются сегодня в любом более-менее крупном детском магазине. И всё же не стоит обольщаться: соломки, которую, согласно народной мудрости, не помешало бы подстелить в нужном месте, современные производители так и не изобрели. В тот момент, когда ребёнок делает свой первый шаг, он делает шаг к своей независимости. И на этом пути непременно будут острые углы и коварные ступеньки, слёзы, ссадины и шишки. Малыш ещё тысячу раз упадёт — и тысячу один поднимется, пока наконец по-настоящему твёрдо не встанет на ноги.

    Читайте также:  Виды спорта для детей: особенности возраста при выборе спортивных секций, отбор по типу темперамента, плюсы и минусы физических занятий
    Ссылка на основную публикацию