Как приучить ребенка помогать по дому: особенности и простые способы приучения к порядку в разном возрасте, советы родителям и прививание уважения к труду

5 способов от детского психолога приучить ребёнка помогать по дому и 5 ошибок родителей

Некоторые сегодняшние мамы и папы убеждены, что домашние обязанности лишают любимое чадо счастливого детства, поэтому сами потихоньку складывают раскиданные игрушки, вещи, книги, даже не задумываясь над тем, как приучить ребёнка помогать по дому. И всё же подобный подход в корне неверен. Домашние хлопоты приносят большую пользу не только родителям, но и самим детям. Ребятишки в раннем возрасте, помогая взрослым, ощущают себя полноценными членами семьи, гордятся собственными возможностями, учатся работать в команде.

Осталось разобраться, с какого возраста приучать ребёнка к труду, стоит ли заставлять детей работать или лучше использовать маленькие хитрости, чтобы не превратить обязанности в ежедневную каторгу.

Всему своё время

Что же доверяют детям в разных возрастных периодах?

С двух до четырёх лет

Этот период ещё называют кризисом трёхлетнего возраста, который характеризуется, в том числе, желанием стать более самостоятельным. Эту особенность обязательно учитывают внимательные родители.

Двухлетний ребёнок уже способен выполнять простейшие просьбы: подать маме перчатки, кошелёк, книжки, футляр от очков и т.д.

Все эти вещи должны быть безопасными для малыша – то есть нельзя просить принести что-то острое, тяжёлое или хрупкое.

В этот возрастной период дети обучаются навыкам самообслуживания, поэтому следует всячески поощрять желание ребёнка своими силами снимать и надевать брючки, плавки, футболки.

От родителей же требуется показать ему, куда нужно класть вещи для хранения.

С четырёх до шести лет

Дети дошкольного возраста развиваются очень быстро, с лёгкостью приобретая всё новые и новые навыки. Четырёхлетки уже способны выполнять более серьёзные требования и пожелания.

Например, детсадовцы раскладывают игровые принадлежности по местам после игры, складывают вещи в корзину, кормят домашних животных (меняют воду собакам и кошкам, насыпают сухой корм).

Необходимо активнее приучать ребёнка помогать взрослым при уборке квартиры. Ему вполне по силам бороться с пылью, сервировать стол, раскладывать продукты в холодильнике.

Родителям же необходимо всячески демонстрировать своему чаду, что они ценят его поддержку и благодарны ему.

От шести лет и старше

Совсем скоро ребёнок пойдёт в школу, поэтому крайне важно научить его не просто оказывать помощь при еженедельной генеральной уборке, но и наводить порядок каждый день.

Шестилетки уже способны выполнять следующие домашние хлопоты:

  • ежедневно заправлять свою постель;
  • убирать игрушки на место;
  • складывать одежду в шифоньер или на стул;
  • ухаживать за домашними цветами;
  • собирать рюкзак в садик или школу;
  • следить за домашним животным, убирать за ним, выводить их на прогулку.

Полезные рекомендации

Прежде всего, нужно учитывать предпочтения ребятишек. У каждого малыша уже имеется склонность к какому-либо определённому виду деятельности.

К примеру, одни дети стремятся к упорядочиванию и систематизации, поэтому им нравится рассортировывать предметы по определённым параметрам. Другие любят следить за растениями или пушистыми питомцами.

Таким образом, важно лишь внимательно следить за собственным ребёнком и интересоваться его мнением. Также можно изучить рекомендации специалистов, которые советуют, что необходимо делать, а от чего лучше отказаться.

Что нужно делать?

  1. Трудитесь вместе. Не отказывайтесь от помощи ребёнка, отправляя его поиграть. Напротив, предложите ему заниматься домашними хлопотами вместе. Совсем маленький кроха может мыть овощи, дети постарше способны замешивать тесто, нарезать салаты или накрывать на стол. А благодаря вашему присмотру снизится вероятность травмирования.
  2. Совмещайте выполнение домашней работы с развитием ребёнка. К примеру, уборку в помещении можно проводить параллельно с рассказыванием сказочной истории о Золушке. Убирая игрушки, можно повторять их цвет и т.д.
  3. Превращайте уборку в весёлое занятие. Этот совет актуален в раннем возрасте и в случае, если ребёнок отлынивает от выполнения домашних обязанностей. К примеру, кружки и тарелки можно мыть «волшебными пузырями», а уборка игрушек – вообще поиск настоящего пиратского клада.
  4. Учитывайте возраст и желания ребёнка. Чтобы получать наилучшие результаты, попробуйте составить перечень трудовых обязанностей, которые соответствуют возрастным и психологическим особенностям ребёнка. А уже затем нужно позволить ему выбрать те, какие бы он хотел выполнять.
  5. Обязательно хвалите за помощь. Это может быть как простая благодарность за выполненную работу, так и стимулирующие слова, которые позволят активнее включать ребёнка в работу. Например: «Ты лучше всех чистишь картофель» или «Лучше тебя никто не справится с прополкой моркови». Конечно, до очень грубой лести опускаться не следует.

Чего следует избегать?

  1. Не ожидайте идеальных результатов. Малыш не сможет делать что-то лучше взрослого, так что разбитые чашки и тарелки – вполне привычный итог детской помощи. Поначалу придётся что-то переделывать за ребёнком, однако, не на виду у маленького труженика. В ином случае он может подумать, что его работа не имеет смысла.
  2. Не ругайте. Терпеливость очень важна в деле приучения ребёнка к труду. Конечно, малыша можно заставить делать работу побыстрее, однако он просто физически не способен выполнять обязанности наравне со взрослыми. Если постоянно подгонять, то в следующий раз он попросту откажет в помощи.
  3. Не рассматривайте домашние обязанности в качестве наказания. В идеале ребёнок должен понимать, что труд – это благо. Если же постоянно наказывать за что-то домашними хлопотами, то дети начнут считать мытьё посуды или выгуливание собаки чем-то негативным.
  4. Не платите за труд. Оплата за домашние хлопоты – неоднозначное решение. Психологи советуют поощрять детей не деньгами, а посещением цирка, кинотеатра. Иначе ребёнок станет воспринимать свои прямые обязанности в качестве предмета торга и требовать, соответственно, увеличения оплаты.
  5. Не делите виды деятельности по половому признаку. Современные дети не признают условностей, поэтому девчонки разбирают компьютеры, а мальчики любят готовить на кухне. В этом нет ничего плохого. Напротив, все ребятишки должны уметь пришивать пуговицы, готовить хотя бы яичницу, застилать постель.

«Не хочу помогать!»

Чаще всего ленивость и безответственность находятся где-то рядом. Родители жалуются, что их маленькое или взрослое чадо совершенно не помогает.

Проблема распространённая, а её причины зависят во многом от поведения самих мам и пап.

  1. У ребёнка не сформировалась привычка не то что помогать взрослым, но и просто за собой убирать. Виноваты в этом, естественно, сами родители или бабушки. Малыша ведь жалко, да и зачем ему посуду мыть, вырастет – ещё наработается.
  2. Взрослые члены семьи вообще не отличаются чистоплотностью. К примеру, отец не убирает одежду в шифоньер, мать оставляет на утро целую гору грязной посуды. Саму квартиру давно не ремонтировали, поэтому желание что-то убирать быстро пропадает.
  3. Каждый член семьи живёт обособленно, нет привычки выполнять коллективную работу – производить ремонт, высаживать картофель. Ребёнок, что естественно, растёт индивидуалистом и эгоистом.
  4. Взрослые не хвалят сына или дочь за выполненные поручения, хорошие оценки и т.д. То есть любая работа считается обязанностью, а за неё хвалить, вроде как, и не обязательно.
  5. Некоторые родители ведут своеобразную «политику», отличающуюся постоянным изменением настроения и требований. То есть мама поначалу не обращает внимания на неубранную кровать, а затем принуждает устроить генеральную уборку.
  6. Некоторые взрослые начинают принуждать детей, что заставляет последних яростно протестовать. Особенно такое часто встречается в подростковом возрасте.

Чтобы не столкнуться с ленью подростка, нужно начинать воспитывать ребёнка трудом с младых ногтей. Естественно, выбор занятия должен учитывать возраст и особенности отпрыска.

Что делать, если ребёнок отказывается помогать?

Итак, причин для того, чтобы дети отказывались от помощи родителям, достаточно много. И если одни сами всё выполняют без напоминаний, то от вторых практически невозможно добиться хоть какой-то поддержки. Как исправить поведение маленького «нехочухи»?

Прежде всего, не следует паниковать и сравнивать своё чадо с другими, более работящими ребятишками. А чтобы изменить детское поведение, нужно сначала измениться самому.

  • больше общайтесь с ребёнком, отказавшись от сидения за компьютером и просмотра телевизионных передач. Пожалуй, это универсальный совет, как говорится, на все случаи жизни;
  • перестаньте ругать ребёнка по любому поводу. Наоборот, постарайтесь сблизиться и узнать его предпочтения. Возможно, знание пристрастий поможет ему выбрать подходящий вид деятельности;
  • если вы дали какое-то обещание, обязательно его сдержите. Это также поможет установить доверительные детско-родительские взаимоотношения;
  • обязательно хвалите даже за самую малую помощь. Пусть ребёнок знает, что вы цените его усилия.

Краткие выводы

Приучение к труду – процесс не всегда простой. Возможно, у вас есть собственный вариант решения ситуации, но всё же полезно будет запомнить, что необходимо:

  • поддерживать детскую инициативу;
  • помогать ребёнку с возникающими трудностями, обучать, как нужно правильно выполнять то или иное действие;
  • не оплачивать выполнение домашних обязанностей;
  • всегда говорить «спасибо» за усилия;
  • не требовать, а просить или предлагать выполнить работу;
  • учитывать особенности и пристрастия ребёнка;
  • не наказывать трудом за проступки;
  • демонстрировать позитивный пример.

Ну и напоследок следует отметить, что желание всё делать самостоятельно (потому что так быстрее) может сыграть злую шутку в дальнейшем. Если вы не хотите в один прекрасный момент услышать грубый отказ от ребёнка на просьбу помочь, запаситесь терпением и трудитесь вместе с крохой.

И, если поначалу у него не всё будет получаться, то совсем скоро вы сможете доверять ему и более серьёзные дела. К всеобщей радости и пользе.


Как приучить ребенка к порядку без ссор, муштры и назиданий?

Почему с появлением ребенка в доме заводится беспорядок? Можно ли предотвратить распространение хаоса или придется смириться? Об этом в передаче «Учимся растить любовью» телеканала «Союз» Марина Ланская беседует с Александрой Витманн, экспертом по чистоте и порядку.

Как научить ребенка поддерживать игрушки и вещи в порядке, не превращая процесс в муштру? Как не ссориться с детьми на почве быта и освободить время для хобби?

Наверное, ни одна семья не обходится без подобных проблем.

Александра, проблема обучения ребенка уборке возникает очень рано. Бытует мнение, что родитель, как только становится родителем, сталкивается с проблемой уборки и порядка в доме. То есть ребенок, собственно, не виноват, а в доме кавардак.

Потому что родителям сложно одновременно и ухаживать за ребенком, и поддерживать чистоту в доме. По крайней мере, это очень распространенная ситуация. Можно ли сказать, что именно она является началом тех проблем, которые потом нарастают как снежный ком?

– Наверное, начало проблем – в словах, которые мы используем. У нас даже тема программы обозначена: как приучить ребенка к порядку. Но мы ведь не приучаем ребенка к русскому языку, к вежливости. Мы говорим «научить» или «воспитать».

Очень хорошее слово «воспитать», потому что в нем русский корень «пит» – питать. Вот, чем питаем, какую пищу даем, то и растет.

Соответственно, если в тот момент, когда у нас появился ребенок, у нас в доме чисто, и мы действительно с этим легко справляемся и в первые дни жизни ребенка, и в первые месяцы, и в первые годы, то этот процесс происходит естественно.

А вот почему родители не готовы к рождению ребенка жить так, чтобы не ощущать этой проблемы – это другой вопрос.

Есть очень хороший стишок Агнии Барто, который мы – во всяком случае, наше поколение, с детства знали. Про Андрюшку:

Мол, побудь со мною.

Слышно с новой силой.

Не сердись, мой милый!

Вот это стихотворение, когда мы читали с дочкой Барто, меня всегда поражало. А в чём проблема, почему он в другой комнате кричит «Агу!», а мама, такая ответственная, моет посуду? И в этом – отражение какой-то модели родительского поведения.

Мама уходит от ребенка, потому что надо навести порядок. А ребенок в этот момент должен либо найти себе какое-то утешение, в современном мире очень просто: включить, например, какое-то изображение.

То есть мы с младенчества подменяем обычную жизнь, в которой есть обычные нормальные дела: покушали, помыли посуду, помыли руки, вытерли руки полотенцем. Мы подменяем это такими вещами, как наслаждения, отвлечения, развлечения.

Соответственно ребенок уже в младенчестве дезориентирован, он воспринимает вот эту деятельность как что-то, что отнимает у него родителей: маму, папу, бабушку, того, кто за ним ухаживает.

В более простом традиционном обществе ребенок был при маме, держался за юбку, на руках висел где-то подвешенный, и во всем этом процессе принимал участие – хотя бы глазами. То есть в традиционной ситуации ребенок просто наблюдал. Ему 2-3 месяца, а он видит, что мама развешивает белье, вытирает посуду, что-то там делает в раковине, как-то подметает.

И ребенок может лепить тесто, мыть посуду. Пускай он будет делать это без какого-то качественного результата. Но уже маленький человек может все это делать прекрасно.

И ситуация, когда мы даем оценку очень рано, или отвергаем его участие, потому что стремимся к какому-то такому, знаете, идеальному результату: не дай Бог, он разобьёт эту тарелку, или он помоет плохо, или он испортит вещь, вот в этот момент мы, конечно, его отучаем от порядка.

Вот если мы не делаем действий, противоречащих тому, чтобы ребенок в порядке участвовал деятельно – настолько, насколько его активность сама в этот процесс включается;

и если мы не ставим порядок между ребенком и собой как препятствие, которое законно позволяет нам игнорировать его потребности в общении с нами, то тогда у ребенка нет оснований относиться к порядку плохо.

Для него это интересно, потому что это, в общем-то, и есть вся его жизнь.

Мы затронули такой важный аспект как отношение современного человека – и ребенка, и подростка, и взрослого человека – к труду. Действительно, он у нас совсем не такой, какой был у предшествующих поколений. И праздность, развлечения – они во главе.

И даже если мы трудимся, то для того, чтобы «заработать» эту самую праздность. Такое отношение к труду делает этот труд негативным и неприятным делом. А собственно говоря, труд должен приносить радость. Иначе просто очень тяжело жить, потому что трудиться придется.

Согласна, что ребенка нужно обязательно подключать – в игровой, может быть, форме, к тому, чтобы он трудился вместе с родителями и видел работающих родителей, а не сидел, уткнувшись в телевизор.

Но, наверное, этого мало. Потому что большинство родителей так и поступают. Они дают ребенку и с посудой повозиться, и постирать что-нибудь. Но при этом результат один: убирать игрушки ни один ребенок почему-то не желает.

Или очень редкий ребенок стремится к порядку. Большинство детей предпочитают после игры оставить все, как есть. И вот здесь каждая мама сталкивается с проблемой перед сном: нужно что-то делать, или заставить, или придумать творческий подход для того, чтобы ребенка организовать, или убрать самой.

И иногда уставшая мама выбирает третий вариант. Как Вам кажется, какой правильный сценарий для того, чтобы ребенок развивался так, как нужно, в этом направлении?

– Правильный сценарий будет правильным для каждой ситуации, разным. Потому что то, что Вы сейчас описали – это целая совокупность абсолютно разных ситуаций. Давайте я опишу две. Первое – ребенок не хочет убирать игрушки, предпочитает оставлять их в разобранном виде; и второе – мама делает это сама.

Что такое игрушки для ребенка, что такое для ребенка игра?

Наверное, это его основная деятельность.

– Это его дело. А давайте посмотрим на кабинет папы или на его стол, на инструменты, с которыми работала в течение дня мама.

Мама перед сном все инструменты убрала на свои места? Папа все свои документы сложил аккуратно в стопку, или он оставил творческий беспорядок?

Для ребенка игра – это главное дело, причем дело, от которого он устает. В какой ситуации мы можем оставить беспорядок? Когда мы понимаем, что нам проще вернуться к этому процессу вот в этой точке, или когда мы устали.

То есть либо процесс не завершён, либо мы утомились очень сильно. Вот здесь, конечно, искусство воспитания – смотреть за тем, чтобы ребенок не переутомлялся, в том числе и от игры. Понимать, что игра для ребенка – это труд.

И если мы не можем работать больше определенного количества часов в день, то, нагружая ребенка всё время игрой, мы его переутомляем. Когда мы ему даём трудовые паузы: помоги мне вытереть посуду, подмети крошки под столом, вытри со стола – так как ты можешь, – мы даем ему как раз отдых от его тяжелого труда.

Чем больше мы даем ему отдыха в виде простых поручений, не связанных с его основным интересом, казалось бы, к игрушкам, тем легче ему будет в конце дня и эти игрушки как-то организовать, если для них, опять же, есть организованное упорядоченное место.

Есть папы, которые никогда не убирают свой беспорядок, потому что у них нет понятия «творческий порядок». Если у ребенка в детской или в комнате, в которой он живет с родителями или с другими детьми, тоже нет системы, то ему некуда возвращать игрушки.

Вы говорите «убери игрушки», а он не понимает, о чем речь.

Очень важно, как мы это говорим. Если мы говорим спокойно: убери игрушки с пола так, чтобы я ночью, когда к тебе приду проверить, хорошо ли ты спишь, не споткнулась. Ребенок это сделает, потому что ему понятно, что просят.

Читайте также:  Можно ли давать детям сладкое: с какого возраста давать конфеты, польза и вред

Очень часто мама может выдвинуть несколько рекомендаций последовательно: убери игрушки – почисть зубы – ложись спать. Ребёнок сделает что-то одно, или ничего.

Потому что ребенок, так же как и мужчина, кстати, в отличие от женщин, понимает только одно побуждающее предложение. И выбирает из него либо единственное, либо понимает, что ему поставили невыполнимую задачу, и он находится в состоянии размышления: что же теперь с этим делать.

Негативная интонация вызывают негативную, и если мы её проецируем, то можем её проецировать просто потому, что в детстве с нами разговаривали приблизительно так же.

Ситуация, когда мама сама убирает, неплохая. Важен посыл, как мама убирает.

Например, мама говорит: я понимаю, что ты не можешь убрать, потому что ты устал, я тебя люблю и хочу тебе помочь, я это делаю как помощь.

Мама говорит: я понимаю, что ты не можешь убрать, потому что ты не знаешь как убрать, я сейчас это сделаю, но ты не отвлекайся, смотри, как я делаю, потом, в следующий раз, когда поймешь, ты сделаешь что-то сам – завтра, например. Совершенно нормальная договоренность.

Но если мама просто делает сама, потому что мне проще самой убрать, то это не воспитание – уборщицей быть легче, чем воспитателем.

Если мы хотим, дорогие родители, чтобы наши дети стали самостоятельными, огромный наш интерес заключается в том, чтобы дети умели делать всё вокруг себя сами. Потому что мы идем в мир, где мало желающих быть слугами и мало желающих быть зависимыми.

Сейчас эпоха индивидуализма, и каждый человек, и наши дети, новые поколения, хотят вырасти свободными и такими, какими они хотят быть.

– Личный пример, о котором столько говорилось, наверное, основополагающий. Если родители сами придерживается порядка, постоянно показывают хороший пример, то, наверное, ребенок за ними тянется.

Когда я готовилась к передаче, читала, а что родители сами думают по этому поводу. На форумах увидела мнение: никогда не надо делать за ребенком его работу. Например, если он не убрал игрушки вовремя, скажите ему, что вы их через десять минут выбросите, и тогда, наверное, он как-то ускорится в процессе уборки.

Но мне кажется, это может потом прилететь бумерангом. Когда мы попросим о чем-то ребенка, он может то же отвечать. То есть он не окажет помощь – мало того, может и потом чем-то подобным угрожать, потому что дети всегда повторяют за нами то, что мы транслируем.

Как здесь быть и воспитателем, и примером? Очень сложно принять решение родителю: где помочь, где уступить, а где настоять на своем. И уборка, наверное, очень яркий пример, на котором видно, что родителю сложно каждый раз принимать решение.

А уборка и порядок – это то, что делается ежедневно, и этот вопрос: уступить, помочь, рассказать как, научить, показать примером, или требовать, или дисциплинировать – он стоит перед родителями каждый день.

Дайте, пожалуйста, советы, как поступать.

– Наверное, надо посмотреть на уборку не как на процесс самоценный. Вот, мы убираем –но мы же не уборщиков растим. Надо посмотреть на уборку как на часть жизни. И если говорить искренне, то окажется, что убирать-то нам всем особо не хочется, потому что это работа скучная и нудная.

Если посмотреть на уборку в квартире как на процесс, который должен обеспечить нам условия творчества, чтобы мы могли сесть и создать, что-то придумать, поставить семейный спектакль, что-то сшить – я говорю о каких-то хобби, – то акцент изменится. Мы поймем, что уборка – это не цель, а условие.

И если родители так на этот процесс будут смотреть, то они поймут, что, в общем-то, не столь важно: через десять минут ребенок уберёт эти игрушки или через час. А важно договориться с ним.

Понимаете, угроза «через десять минут я все выброшу!» в возрасте до семи, может быть, даже до десяти лет может хорошо работать. А может не работать совсем. Может вернуться бумерангом в виде какого-то подросткового хамства, а может и не вернуться, это зависит от очень многих факторов.

Но угроза создает ситуацию, в которой для ребенка уборка становится чем-то отвратительным. И если мы создаем модель, в которой уборка становится отвратительной, то мы лишаем детей будущего, в котором они могут использовать уборку как условие для того, чтобы создать в своем небольшом доме атмосферу творчества и трудиться совсем другим образом – может быть, без веника в руках, на благо всего общества.

Александра, во многих семьях, у которых нет проблем с уборкой, пока ребенок маленький, почти всегда такие проблемы появляются, когда ребенок достигает возраста 12-13 лет. Это возраст, когда ребенок многие навязываемые ему, как ему кажется, ориентиры начинает подвергать сомнению.

В том числе сомнению он подвергает необходимость убирать свои вещи, ему кажется, что это второстепенно – содержать в порядке комнату, свое место.

Из чего это проистекает, как к этому относиться родителям: как к временному явлению, которое надо просто пережить; или это важный момент, формирующий личность, когда родителям нужно сконцентрироваться и направить ребенка?

– Безусловно, это важный момент. И, если такая ситуация возникает, то это звоночек о том, что некий некоторый момент упущен. Что значит, ребенок говорит: я не буду убирать? Ведь квартира общая, и даже его комната, которая становится местом скопления пыли, усложняет жизнь маме и папе.

Даже если он живет за закрытой дверью, что подростки часто делают, в одиннадцать лет вешают таблички, просят врезать замок, запрещают входить в их пространство – даже тогда, когда их нет дома, – это, пожалуй, надо уважать, и этот период надо пережить грамотно.

Потому что это ситуация, когда ребенок как бы выходит из гнезда, не бросая это гнездо. Он не может в одиннадцать лет начать собственную жизнь и строить собственную семью, но он уже репетирует, как это будет.

И, возможно, важны какие-то ошибки, которые он делает, и в первую очередь в быту, – потому что наша жизнь, как бы мы ни витали в облаках, в конце концов все равно нас «якорит» на землю и возвращает к необходимости кушать, готовить еду, убирать за собой посуду, стирать свою одежду.

Эти ошибки, которые ребенок сделает – возможно, это те ошибки, которые надо дать возможность сделать ему самому.

Надо понимать, что когда переживается ранний подростковый возраст, действительно происходит перестройка мировоззрения, и это описано научно людьми, которые изучали мышление ребенка.

То есть надо понимать, что до определенного момента ребенок не разделяет себя и мир. И для него все, что вокруг есть – это он. Вы, Марина, этот диван, все, что я вижу – это я.

И вот это самосознание, которое начинает формироваться одновременно с гормональными изменениями в теле, начинает ребенку говорить о том, что нет, Марина – это не ты, она по-другому чувствует, и диван тоже не ты.

И вот в этот момент ребенок, действительно, может создавать залежи фантиков у себя под кроватью: все, что я съел, оно у меня в животе, а все, что я развернул, это тоже моё, это какая-то часть меня. Но это очень короткий период, это буквально несколько месяцев.

И, конечно, если вы это заметили, то самое лучшее – это просто поговорить с ребенком на эту тему, объяснить ему, что это ничего страшного, это не значит, что ты грязнуля и неряха. Да, я у тебя такое обнаружила, но ты это переживешь.

На самом деле этот процесс может продолжаться, знаете, до 80 лет, если не помочь и не подсказать ребенку, что это нормально и если создать из этого проблему, то есть внедрить систему наказаний угроз, и так далее.

Если ребенок в этом процессе застревает, или, например, он его прошёл, вы знаете, что два года назад всё было в порядке, и он выработал какую-то систему уборки, он принимает наши семейные правила, он знает, что мы раз в месяц, например, делаем полную влажную уборку во всей квартире, – а потом вдруг возвращается к этой ситуации, то, возможно, это ситуация, когда нужно задуматься, обратиться к психологу, к доктору.

Потому что иногда различные заболевания проявляются так. Может быть, ребенок просто очень сильно устает от той нагрузки, которая навалена на него. Разные причины, в них надо разбираться. Закрывать на это глаза не стоит.

Александра, а можно ли научиться порядку, будучи взрослым?

– Безусловно, этому учиться нужно. Даже если вы думали, что вы этим владеете, сейчас такое время, когда этому нужно переучиваться.

Литературы много, и она не всегда помогает, я все-таки склонна к практическому подходу, потому что уборка, кроме всего прочего, имеет некий травматичный след, поскольку это воспитание, а воспитывали нас не всегда методами поглаживания.

У кого-то проблемы с беспорядком связаны с травмами.

И вот на это надо ориентироваться, чтобы уборка приносила счастье и вам, родители, и детям. Если вы почувствовали, что счастья становится меньше от уборки – значит, в своем отношении к ней надо что-то скорректировать, значит, с этим что-то не так.

Обучаясь заново убирать свой дом, человек свои травмы исцеляет. Это восхитительный процесс, который приносит вдохновение и радость…

Соб. инф.

Фото из открытых источников

Приучаем к порядку детей дошкольного и младшего школьного возраста

Приучить детей к порядку дома довольно сложно, но реально. Родителям придется проявить терпение и потратить некоторое количество времени, чтобы научить чадо убирать у себя в комнате, помогать взрослым в домашних делах. Очень важно сделать так, чтобы ребенок не испытывал к трудовым обязанностям антипатию. Нежелательно показывать, что наводить порядок – это тяжкий труд или наказание, наоборот, надо дать понять, что это необходимая составляющая жизни каждого человека. Как приучить ребенка к порядку и одновременно приучить к чистоплотности? Педагоги утверждают, что лучше всего вырабатывать привычки к выполнению домашних дел в форме игры и личного примера.

Хорошее начало – половина дела

Отвечая на вопрос родителей: с какого возраста следует приучать детей к порядку, следует отметить, что малыши подвержены родительскому влиянию. Они очень рано начинают копировать поведение мамы и папы, считают их неоспоримым авторитетом, образцом для подражания. Следует максимально использовать эту особенность, чтобы приучить к чистоплотности детей. Именно любящие родители могут вдохновить малыша на новые свершения и выработать у него необходимые умения, например, разложить вместе вещи по местам, вымыть с мамой посуду или полить цветы, с папой убрать инструменты на даче.

Важно! Если родители сами постоянно поддерживают в комнате чистоту, то им легко требовать это от ребенка. Наоборот, если близкие не желают навести порядок, вряд ли возможно будет научить этому малыша. И еще: никогда не ругайте любимое чадо при неправильных действиях, следует поощрять проявленную инициативу и показывать, как правильно убирать.

Например, многим знакома ситуация: дочка пытается помыть посуду, подходит мама, начинает говорить, что тарелки плохо вымыты, отправляет ее играть и домывает сама. Такое поведение мамы моментально отбивает желание делать уборку в дальнейшем. А если мама похвалит, покажет, как правильно навести порядок, у девочки появится желание выполнять домашнюю работу, чтобы заслужить похвалу.

Основные этапы приучения к порядку

Процедура приучения к порядку может занять длительное время, лучше делать это в несколько этапов.

  • Первым этапом является осознание. Ребенок должен понять, для чего следует убирать в доме и выполнять домашнюю работу. Следует рассказать, что кровать нужно всегда заправлять, чтобы создать уют в доме. Растения следует обязательно поливать, так как они завянут и перестанут радовать своей красотой. Малыш должен осознать важность данной работы, чтобы впоследствии делать ее самостоятельно.
  • Вторым этапом является планирование. При формировании полезной привычки у малышей родителям придется изменить распорядок жизни, выделяя в нем время для домашних дел. Если ребенок должен ежедневно заправлять собственную постель, то следует перенести время утреннего подъема на более ранее время. В итоге вечером также придется укладывать его спать немного раньше. Если дошкольник собирается ухаживать за цветами, то нужно поставить лейку и воду в доступное место, чтобы ему не приходилось просить помощи у мамы или папы.

Важно! Родители должны понимать, какую именно домашнюю работу в состоянии выполнить любимое чадо. Это зависит от возраста, физических и психологических особенностей.

  • Третий этап подразумевает правильное настроение. Во время приучения ребят к домашним делам и уборке не нужно говорить им, что это нужно для выработки у них полезной привычки. Следует делать упор на то, что уборка и помощь родителям в домашних делах касается жизни всей семьи. Пусть это будет интересным занятием, которое нужно проводить ежедневно. Главное, показывать доброжелательность и не высказывать недовольства, если любимое чадо сделает что-то не так.
  • Четвертым этапом является воплощение идеи в жизнь. Когда маленький член семьи осознает, для чего нужно убирать и помогать родителям, он зарядится энергией и будет делать все без напоминаний. Нужно освободить ему время для повседневных дел, чтобы они не слишком тяготили его и не заменяли игру, приготовление учебных заданий; выработать список доступных домашних дел; подготовить все необходимое для детского труда.

Важно! Привычку убирать следует вырабатывать ежедневно, нельзя пропускать повседневные домашние дела, иначе ребенок не осознает важности процесса.

Привлекая ребятишек к домашним делам, следует основываться на некоторых принципах, которые обязательно подскажут родителям, как приучить ребенка к порядку и дисциплине.

  • Постоянство является важной составляющей хорошей привычки. Нужно чаще напоминать маленькому члену семьи о том, что ему предстоит сделать. Можно поставить напоминание на телефоне или компьютере, написать записку и приклеить на холодильник или воспользоваться другими интересными способами.
  • Освобождение времени для домашних дел крайне необходимо. Надо незаметно встроить домашние дела в режим дня. Младший школьник будет знать, что после школы ему обязательно нужно полить цветы, а после прогулки протереть обувь. Главное, не требовать выполнения уборки в конкретное время, а использовать режимные моменты.

Какие домашние дела можно предложить детям

Большинство хозяек предпочитают составлять списки дел, чтобы не забыть выполнить самое важное. Они смотрят, какие именно домашние дела нужно выполнить утром или вечером, а затем подстраиваются под составленный график. Он помогает сделать жизнь более спокойной, не превратить ее в рутину и бесконечные бытовые хлопоты. Такие же советы дают педагоги, когда стоит вопрос, как научить ребенка порядку.
Хорошо составить список дел для дошкольника и школьника, чтобы вспомнить, что следует сделать сегодня или завтра. Для этого можно воспользоваться следующими вопросами:

  1. Какие дела нужно выполнять каждый день обязательно?
  2. Что нужно сделать с утра, чтобы день прошел легко и без происшествий?
  3. Какие привычки помогают облегчить домашнюю работу?
  4. Чем можно помочь взрослым при выполнении ежедневных домашних дел?

Важно! Список дел существенно облегчает жизнь родителям и ребенку, оставляет больше свободного времени, которое можно провести в кругу семьи с удовольствием.

Рекомендации психолога предполагают, что родители составляют список дел совместно с малышом. Это может быть:

  • полив растений;
  • уход за домашним питомцем;
  • мытье чайной посуды;
  • проверка чистоты подставки для зубных щеток;
  • уход за расческой и щеткой для волос;
  • уход за своей одеждой и обувью;
  • участие в генеральной уборке квартиры;
  • вытирание пыли.

Отчасти с некоторыми трудовыми действиями ребята могут уже быть знакомы по детскому саду или школе. Родители при составлении списка могут исходить из возможностей своей квартиры и загруженности ребенка в школе.

Советы родителям

  • Следует с раннего детства прививать малышу собственную чистоплотность и уважение к делам других членов семьи. Если карапуз самостоятельно подмел пол, вложил столько сил и труда в это занятие, то он не захочет, чтобы другие намусорили. Желательно привлекать всех в семье к домашней работе, чтобы после долгой уборки никто не хотел мусорить или раскидывать вещи.
  • У каждого в семье должны быть собственные домашние обязанности. Ребенок должен четко понимать, какие обязанности в семье выполняет он. Например, все ребята сами должны убирать свои игрушки или школьные принадлежности.

Важно! Ни в коем случае нельзя наказывать детей за неубранные игрушки, это ничего не даст и отобьет охоту убирать вообще. Нужно знать меру, ведь если ребенок сейчас категорически отказывается убирать, то заставить его вряд ли получится. Лучше пусть потом выполнит ваше задание, чем вообще ничего.

  • Взрослым следует показать, что уборка может стать не рутинными обязанностями, а интересным занятием, например, движениями под бодрую музыку. Главное, показать это малышу, тогда привычка выработается максимально быстро.
  • Родителям нужно постараться, чтобы и самим воспринимать уборку в качестве увлекательного занятия. Если мама относится к домашней работе как к ужасному факту в своей жизни, то ребенок не сможет относиться к этому иначе. Ну а если все происходит наоборот, то маленький член семьи будет воспринимать пылесос как разнообразие в играх.
Читайте также:  Лейкоциты в моче у ребенка: норма, 4 причины повышения, правила сбора анализов

Важно! Нежелательно заниматься домашними делами, когда ребенка нет дома. Даже если хозяйством занимается бабушка, маме тоже следует найти для себя домашнее дело и приобщить к нему сына или дочь.

Интересные способы приучения к порядку и дисциплине

1. Чтобы побудить ребенка навести порядок в своей комнате, личных вещах, предметах гигиены, можно воспользоваться советами психологов:

  • Если в доме есть множество игрушек, то можно предлагать малышу сортировать их. Например, в один ящик сложить только машинки, в другой ящик поместить конструктор, а в третий положить кукол и так далее.
  • Для детей постарше можно придумать игру в детективов. Спрятать игрушку и попросить навести порядок в комнате, ведь она впоследствии обязательно найдется в самом неожиданном месте.
  • Чтение также поможет превратить уборку в интересное занятие. Пока дошкольник убирает, мама читает ему интересную книгу.
  • Малыш с удовольствием выполнит домашние дела, если мама предложит ему потом отправиться с ней на прогулку.
  • Мультики, комиксы, фильмы косвенно помогают приучить ребенка к порядку и дисциплине.

2. Психологи уверяют, что лучшим способом приучения детей к порядку является аккуратность самих родителей. Следует на своем примере показать, как важна чистота в доме и что значит аккуратность для ребенка.

3. Необходимо позволить дошкольнику самостоятельно организовать собственное пространство в комнате, разложить вещи по местам, которые он считает нужными. Например, большинство родителей убеждено, что шкаф для одежды категорически не подходит для хранения конструкторов. Но чадо искренне не понимает, почему в своей комнате он не может быть хозяином. Можно пойти на компромисс и переложить одежду в другое место, поставив при этом условие чистоты и аккуратности в шкафу.

4. Следует призывать соблюдать порядок в комнате спокойным голосом, без криков и команд. Иногда приходится десять раз повторить требование, чтобы малыш его услышал. Следует учитывать, что дети не в состоянии выполнять несколько задач в одно время. Поэтому сначала лучше закончить игру, а потом уже приступить к другим делам.

5. Рекомендуется спросить у собственных родителей, каким образом они приучали к порядку вас. Вполне возможно, что можно воспользоваться проверенным способом.

6. Когда ребенок твердо понял, что в его обязанности входит поддержание порядка, желательно выработать общие правила, чтобы порядок удалось сохранить на длительное время.

7. Планирование позволяет выполнять домашние дела поочередно, тогда все получится сделать быстро и без лишних проблем. Следует донести до сознания маленького члена семьи, что следует сначала убрать на столе, а затем уже переходить к уборке пола, иначе все труды окажутся напрасными.

8. Желательно составить распорядок дня и проанализировать его, понять, будет ли дошкольник или школьник все успевать и давать себе время для отдыха и выполнения уроков. Если сын или дочь выполнили все, что от них требовалось, можно поощрить их новыми игрушками или сладостями, но не стоит часто “покупать” этим послушание малышей.

9. Можно вручать специальные звезды или медали из бумаги за каждое выполненное задание, а когда их наберется достаточное количество, то вручить обещанный презент.

10.Выполнять каждый этап уборки нужно не больше 20 минут, иначе на другие дела не хватит времени и сил дошколенка. Можно действовать параллельно: мама моет посуду, а дочка ставит ее в шкаф.

Распространенные ошибки родителей

Как приучить ребенка к порядку без ошибок и проблем? При приучении ребятишек к порядку не стоит делать наиболее распространенных ошибок родителей:

  • Избегать критики. У чада может не получиться с первого раза совершенно незнакомое занятие, для этого требуется многократное повторение.
  • Нельзя сравнивать умения малыша с другими детьми, которые справляются с заданиями лучше. Это может вызвать только неуверенность в собственных силах.
  • Необходимо постоянно следовать правилам и не нарушать их. Если каждый день вечером ребенок поливает цветы, то он и должен продолжать это делать. Если выполнять обязанности нерегулярно, то результата добиться не получится.
  • Не стоит обещать. Нельзя выстраивать “товарные” отношения с детьми, к примеру, ты помой пол, а я тебе дам поиграть в телефон. Дети, которые постоянно получают награды за выполненные действия, не в состоянии трудиться осознанно.
  • Перегрузка запрещена. Не стоит в один день давать слишком много заданий маленькому члену семьи. Переутомление существенно портит настроение, если чадо пришло после тренировки усталое, то оно не в состоянии помыть посуду или пропылесосить.
  • Не давать послабления. Часто можно столкнуться с ситуацией, когда бабушки не дают ничего делать ребенку, жалея его и предпочитая делать все самостоятельно. Могут при нем поучать родителей, говорят о неправильном воспитании. Этого делать нельзя, ведь впоследствии чадо не сможет делать по дому ничего по причине, что он еще “маленький”.
  • Не надо кричать. Крик показывает родительское бессилие и больше ничего. Дети прекрасно это понимают и являются отличными манипуляторами, зная, что мама покричит и сделает в итоге все сама.

Воспитание любви к порядку и уборке является сложнейшей работой для родителей, это требует огромного терпения. Однако умение делать домашние дела и оказывать помощь по дому поможет сформировать воспитанного и взрослого человека, способного отвечать за свои поступки и уважающего чужой труд. Любой родитель мечтает об этом, поэтому следует постараться, чтобы приучить своих ребятишек к порядку.

Как приучить ребенка помогать по дому: 9 простых советов

Часто можно услышать от родителей, что дети не помогают им по дому. Игрушки, раскиданные по всей комнате, горы немытой посуды и, как результат, ежедневные скандалы, наказания и слезы. Как добиться того, чтобы малыш самостоятельно, без понуканий помогал по дому? Когда нужно приучать детей к труду? В нашей статье вы найдете девять простых, но эффективных советов, как вырастить маленького помощника.

Начинаем с раннего детства

Лучше всего начинать приучение детей к домашним хлопотам с раннего детства. Обычно маленького ребенка даже заставлять не надо – он и сам стремится помочь маме помыть посуду, а папе – открутить болтик или забить гвоздь. К сожалению, родители начинают отмахиваться от ретивого помощника, мол, сами справимся. Стоит ли удивляться, если подросший ребенок на просьбу помочь будет отвечать отказом? Он ведь привык, что все по дому делается без его участия.

Уже в двухлетнем возрасте малыш может помогать маме, выполняя мелкие поручения. Какие же дела можно доверять детям в разном возрасте?

Двухлетний малыш способен выполнить любую простую задачу: принести маме книгу, перчатки или кошелек. В этом возрасте ему уже можно позволить самостоятельно надевать и снимать кофту и штанишки. Родителям следует объяснить ребенку, на каких полках лежат его вещи, чтобы он убирал их на свое место.

Ребенок уже может совершать и более сложную работу: разложить игрушки по своим местам, рассортировать носки по цвету, сложить грязную одежду в корзину. Также он поможет родителям вытереть пыль, накрыть на стол и разложить покупки. Самое главное – покажите малышу, что цените его помощь.

  • 5 лет и старше

Теперь можно приучать ребенка регулярно наводить порядок в собственной комнате. Возложите на него следующие обязанности: уход за цветами в детской, ежедневная уборка кровати, сбор рюкзачка в детский сад. С семи лет разрешите ему выгуливать собаку на улице (если она не крупной породы) и приготовить обед, пусть даже это будут обычные бутерброды.

Если вам не удалось привить любовь к труду двухлетнему малышу, попробуйте приучить к чистоте младшего школьника. Не бойтесь опоздать.

Советы по воспитанию помощников

Наши рекомендации помогут взрослым правильно вести себя в процессе приучения ребенка к домашним хлопотам.

  1. Делайте вместе. Пожалуй, самая распространенная фраза занятой мамы обычно звучит примерно так: «Иди поиграй, пожалуйста, я сейчас очень занята». Это является серьезнейшей ошибкой в важном процессе воспитания настоящих помощников. Не отмахивайтесь от малыша, занимайтесь домашней работой вместе. Пусть он останется с вами не кухне, дайте ему поучаствовать в замешивании теста, приготовлении салата или сервировке стола. Или положите игрушечную гладильную доску рядом с настоящей и «гладьте» вместе. Не разделяйте ваши домашние обязанности и общение с детьми. Например, убираясь вместе в детской комнате, расскажите небольшую сказку об игрушках, которые безуспешно искали свою любимую коробку, а нашли ее благодаря маленькому помощнику.
  2. Хвалите малыша за помощь. Поощряйте волшебными словами, которые одинаково хорошо воспринимаю и дети, и взрослые: «Только ты сможешь выполнить эту работу по-настоящему хорошо!» Ребенок, понимая собственную уникальность и важность в процессе собирания фантиков или уборки пыли на полках, будет счастлив оказать вам помощь в том, что он, как известно, делает лучше всех. (Читаем также: Как правильно поощрять ребенка?)
  3. Учитывайте желания ребенка. Замечайте склонности детей к какой-то конкретной деятельности. Некоторым нравится генеральная уборка по дому, другие же предпочитают убирать игрушки или переставлять книги, что требует сосредоточенности и скрупулезности. Пусть каждый малыш делает то, что он больше всего любит. Для достижения наилучших результатов сделайте список домашних заданий, соответствующих возрасту ребенка и его способностям, и позвольте ему выбрать, какие из них он бы хотел выполнить. Вы можете быть удивлены его выбором!
  4. Убирайте весело. Даже скучную повседневную работу можно легко превратить в веселое занятие. «Укрощение» пылесоса в детской комнате, мытье посуды «волшебными пузырями» и поиски «сокровищ» в пакетах с продуктами, которые мама принесла из магазина. Даже простая домашняя работа может стать интересным приключением в жизни маленького ребенка.
  5. Не ждите высокой производительности труда. Не ждите, что маленький ребенок сможет сразу выполнять домашнюю работу на «отлично». Поэтому не ругайтесь, если он разбил тарелку во время мытья, положил вилку в отдел для ложек или превратил ваш пол в корабельную палубу. Подготовьтесь к тому, что вам будет нужно многое переделывать после первых попыток маленького помощника. Если же у него что-то не получилось сразу, тактично объясните, как можно исправить ошибку. (Читаем также: Наказывать или нет ребенка за случайные проступки?)
  6. Будьте терпеливы. Если ребенку требуется много времени, чтобы выполнить поручение, не подгоняйте, не мешайте и тем более не ругайте за медлительность, иначе он может испугаться и откажется помогать в следующий раз. А если мама всегда будет заканчивать работу за детей, то они не поймут, как важно доводить начатое дело до конца.
  7. Не наказывайте работой. Вы совершите большую ошибку, если будете рассматривать домашнюю работу в качестве наказания за проступок. Ребенок не должен считать, что убирает игрушки или моет посуду из-за того, что совершил сегодня что-то неправильное. Застилать кровать, мыть за собой посуду, раскладывать игрушки по местам нужно всегда, вне зависимости от его поведения.
  8. Не платите за домашнюю работу. Никогда не награждайте детей деньгами за помощь по дому. Если вы хотите поощрить ребенка за отлично выполненную работу, сходите всей семьей в выходные в зоопарк, на каток или в цирк. Помните, что домашние обязанности не следует воспринимать как предмет торга. Они являются такой же естественной частью детской жизни, как игра, общение с приятелями и учеба. (Читаем также: Дети и карманные деньги. Как научить ребенка правильно относиться к деньгам)
  9. Не делите работу на девчачью и мальчишескую. Часто происходит так, что девочки любят играть с техникой, а мальчишки предпочитают возиться на кухне. Поэтому не нужно делить домашние обязанности на две большие группы: для девочек и для мальчиков. И дочка, и сын должны убираться в комнатах, мыть посуду, пришивать пуговицы, ухаживать за растениями и даже уметь забивать гвозди.

Читаем также:

Если вы разбрасываете свою одежду по квартире, не убираете посуду после обеда, не застилаете кровать по утрам, не надейтесь, что ваш ребенок вырастет трудолюбивым и аккуратным. Требуете, чтобы дети убирали за собой? Покажите им положительный пример!

Хотите первыми читать наши материалы? Подписывайтесь на наш телеграм-канал, страницу в Facebook, или группу ВКонтакте.

Мы в Яндекс.Дзен – присоединяйтесь!

Педагогика

Дети часто забавно копируют действия взрослых, пытаясь вытереть пыль маминой шапкой или помыть пол бабушкиным халатом. Между тем это первые шаги к организации пространства вокруг себя. И почему же родители всё равно через пару лет начинают бить тревогу: мол, ребёнок не знает, что такое порядок? Вероятно, в период отчаянного хозяйствования малыша мама с папой допустили серьёзные просчёты, не приучив его к порядку правильно.

Характеристика проблемы

Каждый родитель мечтает, чтобы его чадо выросло ответственным и успешным человеком. А это зависит не только от трудолюбия и таланта, но и от множества других черт характера. Воспитав в ребёнке дисциплинированность и приучив к порядку, вы поможете ему:

  • правильно развиваться — учёные доказали, что развитие мышления зависит в том числе и от того, насколько упорядочены элементы окружающей среды, и если малыш растёт в хаосе, то он будет интеллектуально отставать от своих сверстников;
  • научиться планировать — хорошо, когда малыш точно знает, что после игры нужно убрать игрушки, а значит, завершить крепость из конструктора нужно за некоторое время до отхода ко сну, а не прикладывать последний кирпичик, будучи уже в пижаме;
  • распределять свои силы (невозможно быстро и качественно убраться в детской, если до этого пару часов играл в футбол с ребятами во дворе);
  • стать хозяйственным — раскладывая вещи по своим местам, малыш может оценить, как много у него тех или иных предметов, или понять, чего ему не хватает;
  • укрепить эмоциональную связь с родными — ничто так не объединяет и не сплачивает, как совместная деятельность (особенно это важно в тех семьях, где воспитываются двое и более детей: уборка помогает карапузам ещё больше подружиться и приходить на выручку друг другу);
  • научиться трудиться и получать удовольствие от результатов своего труда (радость приносит только та работа, результаты которой видны, для детей примером таких занятий является уборка: сложил вещи — стало чище благодаря собственному труду);
  • стать хорошим компаньоном для возможных соседей по комнате в будущем — ведь гораздо приятнее, когда рядом живёт человек, который кладёт вещи на свои места.

Советы психологов: как приучить детей соблюдать порядок в доме

Обязательно научите ребёнка помогать друг другу при выполнении той или иной работы

Психологи убеждены: лучший способ приучить ребёнка к порядку — это показать своим примером, что значит аккуратность. Начинать эту нелёгкую работу нужно как можно раньше. Уже в 1–1,5 года кроха поймёт, что грязные колготки, например, нужно положить в стиральную машину, если мама показала ему это, сопроводив свои действия комментарием. Но тогда почему же в 5–6 лет малыш, даже наблюдая, что родители моют после себя тарелки, встаёт из-за стола, не только оставляя грязную посуду, но и руки забывая ополоснуть? Есть два возможных ответа: во-первых, ребёнок может подражать кому-то из членов семьи, кто так поступает; во-вторых, малыш видеть-то видит, но вот самого его никто не научил соблюдать порядок. Отсюда вывод: одного примера мало, нужно приобщать детей к полезной деятельности. Для этого психологи рекомендуют использовать несколько приёмов.

  • Позвольте ребёнку самому организовать свои вещи в пространстве. Многие родители убеждены, что шкаф для белья — не лучшее место для хранения трансформеров или игрушечных эльфов, но малышу это кажется удобным. И если он предпочитает складывать игрушки именно туда, то пойдите на компромисс, а бельё можно и в комод переложить.
  • Приобщайте к труду. Если мама или бабушка помыла пол в доме, то ребёнок, вероятнее всего, не слишком расстроится, наследив в прихожей. А вот если вы, вооружив малыша тряпкой, устроите соревнование, кто быстрее и качественнее вымоет свою половину комнаты, карапуз будет с большим вниманием относиться к чистоте.
  • Призывайте к порядку только сменой тембра голоса и будьте готовы повторить требование несколько раз. Детям тяжело концентрироваться на нескольких задачах одновременно, поэтому решение той или иной проблемы малыш ищет последовательно, и просьба убрать игрушки может просто не попасть в число приоритетных в определённый момент времени.
  • Изучайте опыт. Не будет лишним поинтересоваться у своих родителей, как приучали к порядку вас. Быть может, ваш ребёнок требует таких же мер.

Правила, которым стоит научить малыша

Важно, чтобы в процессе наведения порядка вы общались с малышом на равных

Читайте также:  Как приучить ребенка к бутылочке: 3 методики, правила кормления и рекомендации родителям, причины отказа

Когда вы убедили своего ребёнка, что он должен поддерживать порядок, уместным будет и разработать совместные правила, чтобы этот порядок сохранить:

  • Планирование. Все пункты уборки должны идти друг за другом, тогда процесс будет проходить быстрее. Донесите до малыша, что сначала лучше убрать на столе, а потом на полу, иначе после наведения порядка в карандашах, красках и пластилине пол придётся мыть ещё раз. Также составляйте распорядок дня и анализируйте его каждый вечер. Составив план малыша на следующие сутки (проснулся, умылся, сложил постель, позавтракал и так далее), вы сможете вместе отследить, справился он с поставленными задачами или нет. Если ребёнок выполнил всё, то его можно поощрить (сладостями, небольшой игрушкой), но не стоит делать это каждый раз, иначе пропадёт радость от награды.

Ещё один способ отметить успех — вручать бумажные звёзды в качестве наград. Ими можно даже оформить стену в детской.

  • Правило «20 минут». Заниматься выполнением одного этапа уборки нужно не более 20 минут, иначе на другие дела времени не останется. Можно использовать метод параллельных действий: пока мама моет посуду, ребёнок убирает игрушки.
  • «Здесь и сейчас». Не нужно откладывать уборку карандашей на вечер, если приходит время складывать пазлы, например. Ведь отвлекаться от нового дела вряд ли захочется.
  • Взаимопомощь. Взрослый и ребёнок должны обязательно помогать друг другу.
  • Единоначалие. Если папа просит сложить вещи в детской, то маме не стоит тут же бросаться на помощь или убирать всё за за ребёнка. А вот напомнить о папиной просьбе — то, что нужно, чтобы совместными усилиями дисциплинировать малыша.
  • Избавляемся от «врагов», пожирающих время: телефонов и других гаджетов. Установите лимит времени на пользование ими. Так вы не только сохраните здоровье ребёнка, но и дисциплинируете его для остальных дел.
  • Хорошее настроение. Любое начинание должно сопровождаться улыбкой и позитивом (показывайте это своим примером).

Интересные способы дисциплинировать сына или дочь

Стирка кукольных вещичек приучает бережно относиться и к своей одежде

Самый лучший способ добиться чего-то от ребёнка — придумать собственные полезные забавы, ведь никто лучше родителей не знает, что интересно и полезно для сына или дочки.

Для детей 2–5 лет

  • Игрушечная посуда и бытовая техника. Малыш должен увидеть, как действует то или иное приспособление, а также уяснить, что такое порядок, хотя бы на вещах, которые близки ему по размеру.
  • Строим домики для вещей. Предложите карапузу вместе создать гараж, где машинки смогут ночью спать. Поначалу он будет убирать 2–3 машинки, а вы — 10, но в скором времени ситуация поменяется. Для такого способа организации пространства очень важно, чтобы в детской были функциональные вещи: кукольный домик, коробки для конструкторов, полки для книг и так далее.
  • Игра «А что будешь делать ты?». Дети очень любят подражать взрослым, поэтому если вы скажите малышу «Я сейчас буду мыть посуду, а ты можешь протереть шкафчик от пыли», он обязательно с воодушевлением примется помогать.
  • «Давай сортировать!». Если в доме много игрушек, то соберите их в одной комнате, купите много коробок и сделайте на каждой опознавательный знак (надпись или картинку, которые дадут представление о содержимом). Вместе с ребёнком рассортируйте все вещи и придумайте, куда ящики поставить.
  • «Кто быстрее?». Этот приём можно использовать для любого вида уборки. Например, кто быстрее загонит машики в гараж-коробку, сложит книги в стопки-пирамиды и так далее.

Для детей от 6 до 9 лет

  • Составление наглядного режима дня. Можно даже указать поощрения за выполнение нескольких пунктов.
  • «Детективы». Спрячьте какую-то игрушку или вещь ребёнка, которая ему очень по душе, и предложите использовать секретный детективный метод — качественное наведение порядка. Полезно в этой игре ещё и оговорить время, чтобы у малыша появился стимул сделать всё быстро.
  • «Илья Муромец борется со змеями». Предложите примерить на себя роль богатыря, который борется со змеями-мусором. Задача ребёнка — собрать всех «врагов» в определённые коробки.
  • «Аудио-уборка». Этот способ приобщает малыша не только к уборке, но и к чтению. Заведите правило: ребёнок убирает, а мама ему вслух читает. Если карапуз останавливается и просто слушает, «диктор» тоже прерывается, а история не продолжается.

Начинать знакомить ребёнка с тем, какие дела выполняются по дому, можно с самого раннего возраста

Для детей 10–14 лет

На этом возрастном этапе игры уже не вполне уместны. Но психологи рекомендуют не забывать, что перед вами всё ещё не совсем взрослый человек.

  • «Спокойствие, только спокойствие». Научитесь чётко формулировать то, что вы хотите от ребёнка. И если он отказывается убрать диски в своей комнате, просто скажите: «Вот мусорный пакет — убери то, что уже не используется».
  • Знайте меру. Подростков сложно заставить выполнять какую-либо работу через силу, поэтому не давайте большой объём заданий. Пусть ребёнок сделает что-то одно, чем совсем ничего.
  • Не иронизируйте по поводу интересов. Например, не возмущайтесь тем, что сын или дочь слушает «непонятный хип-хоп», когда моет посуду.

Учёные из Мичиганского университета опубликовали результаты многолетних исследований, согласно которым было установлено, что мальчики более чувствительны в подростковом возрасте, чем девочки. Именно поэтому во многих начинаниях сыновья гораздо больше требуют поддержки со стороны родителей, чем дочери.

  • Соблюдайте правило общежития. Хорошо, если в вашей семье у каждого члена есть объект общего пользования, за который он отвечает. Например, ванная, которую чистит дочь, или шкаф с книгами, пыль с которого стирает сын.
  • «Выбор за тобой». Подростки очень трепетно относятся к своему личному пространству и негативно реагируют, когда родители приходят в комнату наводить «свой порядок». Поэтому предложите ребёнку выбор: либо он сам убирается, либо вы делаете это за него. Злоупотреблять приёмом не следует, иначе находчивое дитя будет пользоваться этим и смирится с вашим пребыванием в его комнате в обмен на возможность ничего не делать.

Типичные ошибки родителей

Не кричите на ребёнка, если у него что-то не получается. Так можно совсем отбить у малыша желание выполнять какую-либо работу

Приучая ребёнка к порядку, избегайте следующих ошибок:

  • Не критикуйте. У карапуза вряд ли всё получится с первого раза, не стоит акцентировать внимание на неудачах или сравнивать с другими детьми. В противном случае вы воспитаете в ребёнке закомплексованность и неуверенность в своих силах.
  • Не нарушайте. В отношениях с малышом важно следовать выбранной стратегии поведения. Поэтому если вы выделили час времени каждый вечер для уборки в детской, то это правило не стоит нарушать. Иначе нерегулярное выполнение обязанностей сделает из ребёнка необязательного человека.
  • Не обещайте. Принцип «Помой посуду, я тебе шоколадку куплю» недопустим — не пытайтесь строить товарные отношения с детьми. Так сын или дочь привыкнет к манипуляциям. Более того, малыши, приученные получать награду за те или иные действия, не умеют проявлять инициативу: их нужно постоянно стимулировать и подталкивать к любым поступкам.
  • Не перегружайте. Не стоит в один день планировать и уборку, и тренировку, и помощь в огороде на даче — физически ребёнок не готов к таким нагрузкам. Очень часто переутомление негативно сказывается на настроении: большим объёмом поручений вы можете спровоцировать депрессивное состояние малыша.
  • Не послабляйте. Довольно часто бабушки и мамы, видя, что ребёнок устал, бросаются убирать вещи или игрушки вместо него. Это нельзя делать ни в коем случае: вы добьётесь того, что каждый раз перед уборкой ваш карапуз будет «смертельно уставать».
  • Не кричите. Крик — это свидетельство бессилия. Дети не знакомы с психологическими особенностями проявлений личности, но чувствуют, что повышение тона голоса — это «белый флаг». Услышав крик, ребёнок точно уже ничего делать не будет.

Воспитание дисциплинированности у ребёнка — нелёгкая работа для взрослых, требующая терпения. Однако умение следить за своими вещами и выполнять другую работу по дому — это не только дань уважения к окружающим и их труду, но и проявление себя взрослым и ответственным человеком, то есть гармоничной личностью. А именно таким хочет видеть своего малыша каждый родитель.

Как приучить ребенка к порядку?

Советы для родителей как справиться с ребенком

Как-то раз я заглянула в комнату сына моей приятельницы и ужаснулась. Грязная одежда была разбросана по полу, несвежие носки были распиханы повсюду: под кроватью, за компьютером, на книжных полках. На столе — пустая банка из-под варенья и несметное количество пакетиков от конфет, чипсов и попкорна. Под кроватью валялись использованные полотенца, стены украшали ободранные выцветшие постеры.

Очень часто беспорядок в доме приводит к серьезным семейным разногласиям. В ходе одного неофициального исследования выяснилось, что большинство ссор между родителями и детьми происходит вовсе не из-за плохого поведения или прогулов в школе. Главной причиной являются беспорядок в комнате ребенка и его нежелание там убирать.

Родители реагируют на такое поведение ребенка слишком агрессивно: запугивают, стыдят своих детей, не понимая, что подросток просто не замечает беспорядка. Он не нуждается в чистоте.

Не так давно учены доказали, что причина такого отношения к своему жилищу имеет биологические корни. Изучения с помощью томографии в Институте психических заболеваний показали, что у подростка лобовая часть, отвечающая за распределение последовательности действий, внимание, организованность, находится в развитии почти до 18-19 лет. Так что, проблема заключается не в том, что дети не хотят наводить порядок, а в том, что не знают, как это сделать.

Ну или хотя бы им нужна чья-то помощь. Мы поговорили с тремя женщинами, которые нашли свой собственный подход к данной проблеме. Они смогли приучить своих детей к порядку. Затем мы поинтересовались у профессиональных психологов об эффективности предложенных методов. Вот что мы выяснили.

Соедините уборку и чтение книг

Евгения, мама 10-летнего мальчика, читает сыну книгу, в то время как они убираются в комнате. “Так мы прочитали всего “Гарри Поттера” и “Властелина Колец”, — говорит Евгения. — Я сделала это открытие, еще когда сын ходил в садик. Теперь он любит не только чистоту, но и чтение книг, что очень важно”. Если ребенок прекращал уборку и просто слушал, Евгения тоже останавливалась и не продолжала историю до тех пор, пока сын снова не брался за дело. Теперь, когда ее мальчик занят помимо уроков еще кучей дел (футбол, баскетбол и рисование), они наводят порядок в комнате только по выходным.

Почему это работает

Евгения не только создала благоприятную обстановку для уборки комнаты, она еще и участвовала в самом процессе. Для детей присутствие родителей в любой ситуации очень важно. Им нужны помощь, поддержка взрослого. Используя такой метод, вы сотрудничаете со своим ребенком. Евгения не навязывала сыну уборку, она не хотела превратить это в наказание. Наоборот, у него появился стимул к наведению порядка в своей комнате. Если ваш ребенок уже вырос из того возраста, когда ему можно читать, попробуйте ставить его любимых исполнителей, пока сын (дочь) убирается в комнате, советует наш психолог.

Все должно лежать на своих местах

Александра решила вместе со своими дочерями (5 и 11 лет) найти для каждого предмета в их комнате свое определенное место. На это ее вдохновила книга “Организация вашего пространства”.

“Мы собрали в детской все вещи (игрушки, тетрадки, книжки, одежду, статуэтки и т. д.), сложили их в коробки, поставили на середину комнаты и по очереди нашли определенное место для каждого предмета, предварительно рассортировав их по категориям, — рассказывает Александра. — Перед этим я купила много ящиков, каждый мы вместе с дочерями подписали (например, “Мягкие игрушки” или “Конструкторы”) и сложили туда соответствующие вещи.

Нам не только удалось разобраться в детской, но я еще узнала кучу интересных вещей про своих девочек. Например, моя старшая дочь обожает красивые кошелечки (были 4-5 маленьких сумочек, с которыми она никак не могла расстаться). Таким образом, появилась коробка с надписью: “Сумочки и кошельки”.

Позже дочки пристрастились к тому, чтобы подписывать каждую вещь, особенно им нравилось писать разноцветными маркерами. “Возможно, такой способ помогает детям раскрыть свои желания и пристрастия”, — предположила Александра.

Конечно, в комнате девочек не всегда идеальный порядок. Но теперь уборка дается гораздо легче, потому что они знают быстрый и проверенный способ.

Почему это работает

Если вы определите для каждой вещи свое место, то это гарантирует то, что хотя бы половина вещей будет убрана. Иногда ребенку просто некуда складывать вещи, поэтому они валяются на полу и под кроватью. Ребенок обязательно должен знать, куда ему класть грязное белье, ему также необходимы ящики для игрушек и полки для книг.

Планируя детскую, вы должны учесть все вышеперечисленное. Но не забудьте, что малыш нуждается в пространстве — не стоит загромождать его мебелью. Вместо того чтобы ругать и заставлять детей убираться в своей комнате, предложите им вместе разобраться и выбросить старое, чтобы потом заново создать интерьер. Если ребенок согласен, обратите внимание на то, что он больше любит: раскладывать вещи по коробкам, подписывать ящики или он быстро устает от уборки.

Некоторые дети долго не могут привыкнуть к новым обязанностям. Не стоит давить на детей и заставлять убираться — это только ухудшит обстановку. “Я была удивлена, когда узнала, что многие подростки , особенно мальчики, хранят старые мягкие игрушки и машинки под подушками и в других потаенных местах своих комнат”, — говорит детский психолог Марина Оськина. Подростковый период — очень сложный для любого ребенка, порой ему просто необходимы родительская поддержка и понимание.

Помогите ребенку приспособиться к рутинной жизни

Анна разработала целую систему, по которой дети могли бы выполнять свои домашние обязанности. У Анны два сына (13 и 15 лет). “Всякий ребенок и взрослый могут осваивать один и тот же материал абсолютно разными способами, — рассказывает Анна. — Однажды я, наконец, осознала, что каждый из моих сыновей нуждается в индивидуальных инструкциях по выполнению одного и того же задания, будь то уборка комнаты или домашняя работа”.

Эта мысль пришла ей, когда одному из мальчиков было 10 лет, а второму 12. “Моему младшему сыну стоило только сказать: “Уберись в комнате”, — и он тут же это делал, его просто нужно было направить. На старшего же не действовало ничего: ни крики, ни уговоры. Тогда я поняла: для выполнения задания ему надо установить последовательность действий. Когда я разделяла работу по пунктам, он легко справлялся с задачей”. Анна начала с того, что попросила его отобрать те журналы, которые можно выкинуть, и те, которые он бы хотел оставить. После этого предложила ему каждый день делать что-нибудь по дому: в понедельник собрать в комнате грязное белье, во вторник сложить ненужные вещи в коробку и т. д.

“Мой старший сын хочет стать бизнесменом, так что мы пошли в магазин — посмотреть, как обустроен офисный кабинет, какие аксессуары можно было бы приобрести”. А младший сын Анны присмотрел себе множество разноцветных ящиков и коробок, в которые он будет складывать свои игрушки и конструкторы “Лего”.

“К концу недели в детской все равно царит беспорядок, — говорит Анна, — но я больше не переживаю по этому поводу, потому что уверена — теперь мои мальчики знают, как действовать”.

Почему это работает

Каждый родитель должен понимать потребности своего ребенка. “Раньше я тоже постоянно ругала своего ребенка за беспорядок в комнате, — рассказывает психолог Марина Оськина. — Но однажды я увидела, как он читает книжки на полу книжного магазина. Он брал книгу, прочитывал одну главу, затем брал другую, прочитывал главу из нее от начала до конца и ставил на место. После этого случая я поняла, что для меня беспорядок значит вовсе не то же самое, что для моего сына — просто его мир состоит из других, отличных от моего, вещей. Мы договорились с ним, что единственное правило, которое нужно выполнять — не хранить испортившуюся еду в комнате, остальное — на его усмотрение”.

Терпение и понимание могут принести достойные результаты. Только на своем личном опыте ребенок может понять, насколько важно организовывать свое время и пространство.

И, наконец, поймите, что никто не идеален! Заметьте: двое из родителей, которые рассказали нам свои истории, признают, что комнаты их детей и по сей день частенько находятся в полном беспорядке. Фраза, которую должен усвоить каждый родитель: “Твоя комната сводит меня с ума, но я все равно тебя люблю”. Помните, что ребенку нужна ваша помощь, он не может приучиться убирать свою комнату, если вы ему не подадите пример. А самое главное, не забывайте, беспорядок — это не причина для ссоры. Любите и берегите друг друга.

Ссылка на основную публикацию