Церебрастенический синдром: 5 главных причин и действенные советы для родителей от педиатра

Что такое церебрастенический синдром, и как помочь малышу справиться с проблемой

Дети с удовольствием исследуют окружающий мир, их познавательная активность очень велика. Особенности строения и функционирования детского мозга позволяют крохам усваивать огромное количество информации, запоминать и применять её в будущем. Но ситуация может отличаться в случае, если у малыша имеются проблемы со здоровьем, которые сказываются на физическом и психическом развитии непоседы.

Часто проблема обостряется с поступлением ребёнка в школу, когда привычная обстановка меняется, а предъявляемые требования резко возрастают. Нередко родители обращаются за помощью к специалисту и слышат неутешительный диагноз «церебрастенический синдром». Но что означает этот термин, и какие последствия для развития малыша он несёт?

Разберёмся в понятиях

Церебрастения буквально переводится, как слабость, бессилие головного мозга. Это термин объединяет в себе комплекс неврологических симптомов, указывающих на нарушение мозговых функций. По статистике около 3% детей страдает от неприятных проявлений этого недуга.

Причины патологии у детей

Перинатальные поражения головного мозга

В детском возрасте проявления синдрома чаще всего возникает на фоне органического поражения нервной системы во время беременности и родов. Причём на здоровье ребёнка сказываются множество факторов: особенности течения беременности, затруднения во время родов, приведшие к нарушению состояния малыша. Мозг крохи очень чувствителен к недостатку кислорода, а проявления патологии нередко возникают при хронической гипоксии во время внутриутробного развития плода.

К резкому кислородному голоданию часто приводят экстренные ситуации, например: отслойка плаценты, затягивание петель, узлов пуповины во время родов, задержка головки в родовом канале женщины. В таком случае возникает резкий недостаток кислорода, повышается проницаемость сосудов, возникает ацидоз и отёк головного мозга у ребёнка.

Поражения центральной нервной системы нередко возникают на фоне заболеваний плода и новорождённого. Например, при тяжелом течении резус-конфликта образовавшиеся в организме матери антитела, губительно действуют на клетки крови ребёнка, вызывают гемолитическую желтуху новорождённых и токсические повреждения головного мозга.

Негативно сказываются на развитии малыша перенесённые, внутриутробно, инфекционные заболевания. В случаях, когда инфицирование произошло на ранних сроках внутриутробного развития плода, беременность часто заканчивается самоабортом. Если же болезнь поразила плод во II или III триместре, малыш рождается с признаками инфекционного поражения внутренних органов, в том числе и головного мозга.

Инфекционные причины

Клинические проявления церебрастенического синдрома могут возникать в случаях инфекционного поражения центральной нервной системы. После перенесённого менингита, энцефалита ещё длительное время сохраняются неприятные симптомы.

Черепно-мозговые травмы

По статистике 88% детей, перенёсших ЧМТ, имеют отдалённые неврологические последствия в будущем. На выраженность посттравматических осложнений влияет вид патологии и степень её тяжести.

Соматические заболевания

Недостаточное поступление кислорода к нервным клеткам головного мозга может происходить при поражении различных органов. На фоне тяжёлых инфекций, шоковых состояний, значительном нарушении кровообращения при болезнях сердца и почек, снижается концентрация кислорода в крови. Поскольку нервная ткань очень чувствительна к гипоксии, её последствия ещё длительное время наблюдаются у ребёнка.

Стресс

Дети, имеющие факторы риска развития церебрастенического синдрома, могут долгое время не испытывать никаких проблем со здоровьем. Ситуация резко меняется, когда повышается нагрузка на организм.

Типичные проявления недуга

Симптомы недуга в младенчестве

Груднички с неврологическим синдромом отличаются от своих сверстников повышенным беспокойством. Такие крохи более плаксивые, даже малейшее изменение привычного уклада жизни вызывает у них много эмоций, нарушение аппетита и сна. Ребята могут чрезмерно реагировать на громкие звуки и яркий свет. Нередко режим таких малышей необычный, они с удовольствием спят днём и бодрствуют ночью.

Признаки церебрастении в раннем детском возрасте

Крохи до 3-х лет могут отставать в наборе массы тела и физическом развитии от своих ровесников. Они не любят активные игры, даже небольшие нагрузки приводят к быстрой утомляемости и ухудшению самочувствия. Нередко такие дети выглядят сонными, вялыми, не проявляют интерес к игрушкам, другим детям. Ребята могут отставать в интеллектуальном, речевом развитии, но такие задержки обычно умеренные и легко корригируются.

Симптомы болезни у дошкольника

В связи с низкой способностью адаптироваться к новым условиям, первые трудности возникают, когда малыша отдают в детский сад. Новые условия и повышенная психоэмоциональная нагрузка сказывается на самочувствии крохи, возникают новые проявления синдрома.

Повышенная тревожность перерастает в страхи, ночные кошмары, энурез. Этих детей легко вывести из равновесия, но успокаиваются они тоже быстро. Значительный стресс приводит к физиологическим нарушениям – возникает тошнота, рвота, головокружение, учащается сердцебиение.

Проявления недуга в школьном возрасте

С момента поступления малыша в школьное заведение на первый план выходят проблемы со способностью концентрации внимания. Такие дети быстро устают и требуют более частой смены деятельности, продолжительных периодов отдыха. Тяжело даётся малышам чтение, запоминание материала, письмо под диктовку, пересказ услышанной информации. Работоспособность ребёнка значительно выше в утренние часы. К вечеру у малыша накапливается усталость и возникает эмоциональное истощение.

Разновидности церебрастении

Проявления и выраженность симптомов недуга у разных детей может отличаться. Для постановки этого диагноза не обязательно наличие всех перечисленных типичных симптомов у малыша. К тому же недуг имеет несколько вариантов течения.

Астеноадинамическая форма

На первый план в клинической картине заболевания выходят заторможенность, вялость малыша, низкий интерес к обучению. Такие дети кроме проблем с обучением отличаются эмоциональной лабильностью, слабостью и ранимостью.

Астеногипердинамический вариант

В данном случае нарушение поведения у малышей выражается чрезмерной активностью, взвинченностью. Такие дети склонные проявлять агрессию, быстро впадать в ярость, когда их мнение расходится с окружающими. Затруднения в обучении связаны с эмоциональной лабильностью, непоседливостью, неспособностью малыша длительно концентрироваться на выполняемой работе.

Астенодистимический, смешанный тип

В случае развития церебрастении смешанного типа наблюдается сочетание признаков других видов заболевания. Такие малыши склонны к перепадам настроения, эмоциональной несдержанности. В клинической картине нередко преобладают вегетативные проявления: потливость, зябкость, низкая способность к адаптации, метеозависимость. Общие симптомы выражаются в головокружении, головной боли, проблемами с работой органов пищеварения.

Как определить недуг?

Диагностика церебрастении включает себя комплексное обследование ребёнка, поскольку многообразие клинических проявлений может «маскировать» неврологический синдром под другие заболевания. В то же время стоит исключить соматические болезни, которые могут давать похожую симптоматику.

Применяются следующие методы:

Сбор анамнеза

Для постановки диагноза и назначения правильного лечения очень важно определить причину неврологических симптомов у ребёнка. При постановке предварительного диагноза врач руководствуется анамнезом жизни, жалобами пациента, особенностями течения заболевания. Доктор обращает внимание на перенесённые ребёнком заболевания, травмы, учитывает возраст, в который они появились.

Осмотр специалистами

При физикальном обследовании ребёнка оцениваются нарушения работы внутренних органов, связанные с церебрастенией. В большинстве случаев наблюдаются нарушения в работе пищеварительной и нервной системы, сердца и почек, поэтому ребёнок нуждается в консультации многих специалистов.

Врач-невропатолог оценивает симметричность и выраженность рефлексов, оценивает особенности развития ребёнка. Важная роль в постановке диагноза отводится психологу, который с помощью специальных тестов оценивает память, внимание, мышление ребёнка.

Лабораторная диагностика

Исследование крови, мочи не играет решающей роли в постановке диагноза, но помогает врачу исключить другие заболевания, способные вызывать подобные клинические проявления. Особое внимание уделяется обнаружению сахарного диабета, анемии, инфекций;

Инструментальные исследования

Более точно поставить диагноз помогут магнитно-резонансная томография, энцефалограмма, ультразвуковая диагностика сосудов, снабжающих мозг кровью. Эти исследования помогут выявить изменения в работе мозга, обнаружить причину заболевания.

5 признаков церебрастенического синдрома, по которым родители могут заподозрить заболевание у ребёнка

Дети с умеренно выраженной неврологической патологией часто страдают от непонимания родителей и сверстников. Усложняется ситуация и тем, что заболевание проявляется в стрессовых для организма ребёнка, ситуациях, может возникнуть в любом возрасте. Мамы и папы часто списывают особенности малыша на лень, нежелание учиться и ругают его, а проявления болезни только усугубляются. Родителям стоит обратиться к специалисту, если заметили следующие особенности у ребёнка:

  • во время занятий малыш быстро устаёт, требует отдыха (мамы замечают, что чем больше с ребёнком занимаются, тем меньше информации он способен воспринять);
  • во время урока кроха перевозбуждается, растормаживается или наоборот становится адинамичным;
  • нередко уставший малыш не обдумывает свои слова, его ответы могут выглядеть нелепо;
  • покраснение или побледнение кожного покрова при умеренном стрессе может говорить о вегетативных нарушениях;
  • самочувствие крохи значительно ухудшается при перемене погоды и в условиях высокой температуры воздуха.

Лечение церебрастенического синдрома у ребёнка

Чтобы помочь крохе справится с неприятными проявлениями недуга, нужно подойти к комплексному лечению заболевания.

Медикаментозная терапия

Приём лекарственных препаратов проводится курсами, врач-невропатолог следит за эффективностью проводимого лечения, корректирует его с учётом состояния ребёнка.

Стандартная схема терапии заболевания включает в себя применение антигипоксантов, некоторых аминокислот (глицин, лецитин, глутаминовая кислота), витаминов группы В, спазмолитиков (эуфиллин, папаверин), мочегонных и успокоительных средств, адаптогенов (настойка элеутерококка).

Для улучшения работы мозга используются ноотропные препараты (пантогам, церебролизин, кортексин, пирацетам). При расстройствах пищеварения назначают ферментотерапию (креон, мезим), гепатопротекторы (галстена, карсил).

Физиотерапия

Хороший лечебный эффект оказывает применение физиотерапии: лечебного массажа, электрофореза, УВЧ, свето- и бальнеотерапии. Для этих детей хорошо подходит плавание, посещение бассейна способствует нервно-мышечному расслаблению, улучшению общего состояния ребёнка.

Психокоррекция

Занятия с психологом, психотерапевтом научат малыша приспосабливаться к особенностям своего организма, помогут развить познавательные функции, улучшить память и мышление. Огромное значение в формировании правильного настроя играют отношения в семье, действия и поддержка родителей.

Советы для мам и пап

После посещения доктора и определения диагноза, родителям нужно постараться понять ребёнка и не списывать все его промахи на «трудный характер». То, что может казаться простым и очевидным для здорового малыша у детей с церебрастеническим синдромом вызывает совсем иные эмоции. Поэтому в воспитании ребёнка с церебрастеническим синдромом нужно придерживаться некоторых правил:

  • соблюдение режима дня.

Сон должен составлять не менее 8 часов в сутки, для младших детей желателен дневной сон.
Кроха должна отправляться в кровать и просыпаться в привычное время, даже на выходных, это уменьшит стрессирование нервной системы. Хорошо использовать в быту списки, графики, будильники для дисциплинирования ребёнка и планирования времени;

  • дружелюбная атмосфера.

Постарайтесь создать благоприятную атмосферу в семье, не кричите и тем более не применяйте физических наказаний. Все проблемы должны решаться в форме диалога, стоит постараться найти подход и договориться с ребёнком;

  • поощрения лучше, чем наказания.

Организуйте быт так, чтобы за проделанную работу малыш получал поощрения, будь то похвала или время для игры, любимых занятий. Так вы уменьшите необходимость наказывать кроху за невыполненные задания;

  • ограничение времени за компьютером.

Длительный просмотр мультфильмов, игра в компьютерные игры перевозбуждают и истощают нервную систему. Время, проведенное за цифровыми устройствами, должно быть лимитировано, а предпочтение следует отдавать развивающим телепередачам;

  • занятия на секциях.

Обсудите с ребёнком, чем кроха хотел бы заниматься в свободное время. Для хобби хорошо подойдёт плавание, шахматы, рисование. Обязательным условием должно быть, дозированность физической и умственной нагрузки, нельзя переутомлять ребёнка.

Прогноз и профилактика заболевания

При надлежащем лечении проявления церебрастенического синдрома у детей с возрастом уменьшаются, а к подростковому возрасту исчезают вовсе. Но если проблема вовремя не распознана и необходимые меры не предприняты, то данное расстройство может оказать существенное влияние на развитие личности малыша.

Плохая успеваемость в школе, конфликты среди сверстников формируют отрицательные черты характера, провоцируют неврозы. Такие дети более склонны к асоциальному поведению и развитию патологии личности.

Профилактические мероприятия должны начинаться ещё с момента планирования беременности. Будущей матери стоит внимательно следить за своим здоровьем, вовремя обращаться к врачу и лечить все патологические состояния. С момента рождения ребёнка родителям нужно следить за его развитием, профилактировать детский травматизм и своевременно лечить инфекционные заболевания.

Для детей с выставленным неврологическим диагнозом на первое место выходит профилактика повторных эпизодов болезни. В таких случаях большую роль играет рациональная медикаментозная и физиотерапия, психокоррекция, спокойная обстановка в семье.

Читайте также:  Может ли быть задержка месячных при кисте яичника: основные причины, диагностирование проблемы, лечение и профилактика гинекологических заболеваний

Выводы

Церебрастенический синдром – не такое редкое заболевание, как принято считать. Его неприятные симптомы нередко «маскируются» под различные болезни, а особенности поведения больных детей часто относят к плохому характеру и лености. Родителям важно понимать, что причины поведенческих проблем у ребёнка связаны с неврологическими нарушениям. В таких ситуациях необходимо создать оптимальные условия для нормального психического развития крохи.

Справиться со сложностями помогут врачи и психологи, медикаментозная и физиотерапия. Но не стоит забывать, что огромное значение для гармоничного развития ребёнка имеют отношения и обстановка в семье, способность родителей решать конфликты и находить компромисс. Ведь именно с мам и пап малыш берёт пример, а его поведение зачастую отражает «погоду в доме».

Церебрастенический синдром у детей: клинические проявления и терапия

Основные причины

К причинам развития церебрастенического синдрома в детском возрасте относят органические поражения структур ЦНС:

  • патологии беременности, приводящие к внутриутробной гипоксии плода. К ним относят острые инфекционные заболевания у матери, интоксикации, конфликт по резус-фактору и другим системам крови, эклампсию и др.
  • родовые травмы, характеризующиеся гипоксическими и ишемическими нарушениями;
  • развитие в детском возрасте нейроинфекций — менингита, энцефалита, полиомиелита и др.;
  • повреждения головного мозга в результате черепно-мозговых травм. Астенический синдром встречается у 90-95% детей с ЧМТ;
  • тяжелые заболевания внутренних органов, в первую очередь сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

Помимо органических изменений, врачи относят к причинам острый и хронический стресс. Длительное психоэмоциональное напряжение приводит к расстройству работы нервной системы и симптомам заболевания.

Как развивается заболевание?

Указанные причины приводят к гипоксическим, инфекционным, травматическим или ишемическим повреждениям нервной ткани в головном мозге. Нехватка кислорода приводит к тому, что снижается скорость передачи импульсов по нервным волокнам и появляются участки их гибели. Патогенез приводит к быстрой утомляемости, общей слабости и головной боли.

Неврологический дефицит, представленный отдельными слабовыраженными симптомами, возникает на фоне повышения внутричерепного давления и изменений в оттоке спинномозговой жидкости. Церебрастенический синдром при этом имеет благоприятный прогноз, так как его клинические проявления постепенно уменьшаются. При тяжелом поражении головного мозга и сохранении факторов его развития, патология прогрессируют.

Клинические признаки

Проявления церебрастенического синдрома у детей на первых этапах развития заболевания носят стертый характер и могут не приводить к жалобам. Если заболевание возникает в период новорожденности, то оно сопровождается следующими симптомами:

  • постоянное беспокойство, сопровождающееся плохим сном с частым пробуждением;
  • отсутствие аппетита;
  • замедленное формирование психических и моторных навыков.

У детей старшего возраста патология начинает проявляться с явлений гиперактивности. Ребенок не может сосредоточиться на одном предмете или действии. В результате этого возникают трудности в обучении, невнимательность. Родители отмечают беспокойство ребенка и капризность с частой сменой настроения. При интеллектуальной работе (чтение, обучение письму или счету) дети быстро устают и жалуются на головную боль.

В отсутствии лечения заболевание прогрессирует. Помимо психоэмоциональных расстройств добавляются симптомы нарушения работы внутренних органов: тошнота, вздутие живота, лабильность артериального давления, потливость и др. У ребенка может возникать энурез, заикание и неврозы. Кроме того, симптомами болезни являются следующие проявления:

  • повышение чувствительности к свету, шуму;
  • агрессивность к окружающим;
  • снижение или полное отсутствие критики к своим поступкам.

У детей заболевание имеет различные клинические проявления, что затрудняет диагностику. Своевременное обращение за медицинской помощью помогает в постановке правильного диагноза и устранении симптоматики.

Негативные последствия

Органические повреждения головного мозга требуют комплексной терапии. При ее отсутствии у ребенка возникают осложнения различной степени тяжести. Если патология возникает в первые годы жизни, то возможно отставание в психомоторном развитии. Дети медленно осваивают речевые и двигательные навыки.

В дошкольном и школьном возрасте возникают проблемы с обучением. Ребенок не может справиться с обычной учебной программой и имеет плохую успеваемость. Это приводит к тревожности, депрессии и избеганию общения с другими детьми и взрослыми. Если симптомы не устраняются, то ребенка переводят на домашнее обучение, либо в специальное учебное учреждение.

Диагностические мероприятия

Диагностика церебрастенического синдрома основывается на комплексном подходе. Врач проводит ее по следующему алгоритму:

  • Сбор имеющихся жалоб у ребенка и родителей. Необходимо узнать информацию о давности наличия симптомов, успеваемости в школе и поведении в обычной жизни.
  • Внешний осмотр. Определяется реакция ребенка на звуки, зрительные образы, оцениваются антропометрические данные. Также специалист исследует состояние нервной системы и внутренних органов.
  • Обязательная консультация с психологом или психиатром. Врач исследует состояние когнитивных функций, в первую очередь способность к вниманию и мышление. Для церебрастенического синдрома характерно их прогрессирующее снижение.
  • Электроэнцефалография (ЭЭГ) входит в стандарт обследования. Процедура позволяет оценить активность отдельных участков головного мозга и выявить патологические изменения. Если у ребенка имеется судорожный синдром, то возможно проведение ЭЭГ со зрительной и другой стимуляцией.
  • Так как патология связана с органическим поражением головного мозга, проводится магнитно-резонансная томография. Процедура позволяет оценить его структурную целостность и выявить патологические изменения: опухолевый рост, изменения после нейроинфекций и др.

Дополнительно проводится реоэнцефалография, ультразвуковое исследование мозговых сосудов с допплерографией и др. Указанные методы позволяют уточнить причину развития церебрастенического синдрома и подобрать эффективную для ребенка терапию.

Подходы к терапии

В лечении церебрастенического синдрома используют комплексный подход. Он включает в себя лекарственные средства, методы психокоррекции и психотерапию. Кроме того, детям и родителям рекомендуют придерживаться следующих советов:

  • обеспечить ежедневный сон не менее 8 часов;
  • исключить тяжелые психические и физические нагрузки;
  • снизить влияние раздражающих факторов (яркий свет, громкий звук и др.);
  • регулярно гулять на свежем воздухе — 1-2 часа в день;
  • избегать стрессовых ситуациий и переутомления.

Профилактика заболевания также основывается на указанных рекомендациях. Также в терапии активно используют медикаменты:

  • средства, улучшающие мозговой кровоток и питание нервной ткани;
  • ноотропы, защищающие и восстанавливающие нервные клетки;
  • обезболивающие средства при головной боли;
  • аминокислотные препараты;
  • витамины группы В.

Физиотерапия носит вспомогательный характер. Ребенку проводится лечебный массаж, светотерапия и лечебная физкультура. Методы не влияют на имеющиеся проявления болезни, но улучшают общий прогноз. Всем детям проводится психокоррекция, включающая занятия с психотерапевтом и психологом. Они позволяют восстановить положительный эмоциональный фон, а также справиться с имеющимися трудностями в обучении и в общении со сверстниками.

Лекарственные средства имеют противопоказания к использованию. Они должны учитываться перед применением медикаментов у детей. При их несоблюдении возможно прогрессирование основной патологии или развитие побочных эффектов.

Выздоровление

Изучение патогенеза и факторов развития церебрастенического синдрома позволило разработать эффективную терапию заболевания. Клинические проявления болезни на фоне комплексного лечения постепенно исчезают, а полное выздоровление наступает к подростковому возрасту. Если родители не обращаются за медицинской помощью, а пытаются самостоятельно скорректировать нарушения, то прогноз существенно ухудшается.

Церебрастенический синдром у детей характеризуется снижением когнитивных навыков, изменением в эмоциональной сфере и трудностями в обучении. Дети с заболеванием нуждаются в комплексном лечении, включающем в себя лекарственные препараты, физиотерапию и психотерапевтические сеансы. Лечебные мероприятия всегда назначаются врачом после обследования ребенка. Такой подход позволяет предупредить прогрессирование нарушений и предупредить развитие осложнений патологии.

Церебрастенический синдром: 5 главных причин и действенные советы для родителей от педиатра

ПРИЧИНЫ ШКОЛЬНОЙ НЕУСПЕВАЕМОСТИ ИЛИ ЦЕРЕБРАСТЕНИЧЕСКИЙ СИНДРОМ

Врач-психиатр
Найденова Эльвира Васильевна

Церебрастенический синдром (от церебро – мозг, астения – слабость) – это неспецифический неврологический синдром, который характеризуется снижением работоспособности, нарушением внимания и памяти, повышенной утомляемостью, а также головными болями, сильным истощением нервной системы и различными вегетативными проявлениями. Кроме того, отмечается увеличение продолжительности сна и сокращение времени бодрствования, эмоциональная лабильность пациента и двигательное беспокойство. Церебрастенический синдром у детей часто сопровождается усилением врожденных рефлексов, вегетативными расстройствами. Одной из причин возникновения церебрастенического синдрома у ребенка является патологическое течение беременности и последующих родов у матери, вызывавшие нарушение поступления кислорода в мозг малыша. Также к прочим патологическим состояниям, провоцирующим развитие данного синдрома, относится прием лекарственных препаратов во время беременности матери, внутриутробные инфекции, недоношенность, гемолитическая болезнь, пневмония и другие.

Клинические признаки церебрастенического синдрома

Проявления церебрастенического синдрома зависят не только от причины болезни, но и от времени возникновения «дефекта» мозга. Признаки болезни меньше зависят от психических причин, а усиливаются во время езды в транспорте, от физического переутомления и от соматических заболеваний. Такие дети жалуются на сильные головные боли, на то, что их укачивает в транспорте, они плохо переносят жару и духоту, быстро утомляются. У некоторых нарушается сон: у одних он чрезмерно глубокий (из-за чего дети, например, не просыпаются во время позыва на мочеиспускание), у других сон поверхностный, со множеством сновидений, отражающих ту информацию, которую ребенок получил днем. Настроение обычно неровное: при утомлении дети плаксивы, раздражительны, вспыльчивы; когда отдохнут слишком веселы, беззаботны. Неравномерная интеллектуальная продуктивность очень типична для них: дети хуже отвечают в конце уроков, чем в начале, хуже отвечают на последнем уроке, чем на первом.

Лечение и профилактика церебрастенического синдрома

Важную роль играют:

3) правильный режим дня (рекомендуется дневной сон, не следует вечером пить слишком много жидкости, питание должно включать больше витаминов, соков, рекомендуется преобладание молочно-растительной диеты. Следует избегать переохлаждения и перегревания, длительного пребывания в душном помещении, в транспорте. Необходимо ходить в головном уборе (у таких детей часто бывают тепловые удары, обмороки при перегревании).

4) лечебная педагогика (таких детей следует спрашивать не на последних уроках, а на первых, не в конце урока, а в начале. Нельзя заставлять детей с церебрастеническим синдромом бесперерывно долго заниматься, необходимо устраивать перерывы, ибо, чем больше занимается такой ребенок, тем ниже его продуктивность. Необходимо освобождать их от излишних нагрузок (занятий в специализированных классах с языковым или художественным уклоном, общественной, ответственной, трудоемкой работы и пр.).

Все эти мероприятия особенно важны в первые школьные годы. Щадящего же режима следует придерживаться с первых лет жизни ребенка.

Какие осложнения могут возникнуть при церебрастении?

Беда ребенка с церебрастенией в том, что она может предрасполагать его к снижению успеваемости, к неврозам, патологическим формированиям личности и другим расстройствам. Пугливые, внушаемые, быстро утомляемые дети с церебрастенией легче поддаются воздействию неблагоприятных ситуаций, чем здоровые дети. Именно поэтому у детей с остаточными явлениями органического поражения мозга часто возникают реакции страха, протеста , они легче подражаютантисоциальному поведению. И несмотря на, в целом, хороший прогноз (ожидаемый результат болезни) церебрастенического синдрома, при несоблюдении соответствующего режима и при неблагоприятных ситуационных воздействиях церебрастения может перерастать в более грубую патологию, вплетаясь в картину деформации личности.

Из-за церебрастении у многих детей и подростков появляются признаки задержки развития: невыносливось, чрезмерная утомляемость, неспособность угнаться за темпом школьных занятий – все это приводит к нарастанию дефицита информации, что делает таких детей хронически неуспевающими учениками. Им ни в коем случае нельзя заниматься хоккеем, футболом, боксом и другими видами спорта, при которых бывают ушибы головы. Такие дети и без того неуклюжи и плохо себя контролируют, поэтому чаще, чем обычные сверстники, получают различные травмы головы. Это в еще большей степени усиливает церебрастению.

Излечивается ли детская церебрастения?

Врач-педиатр рассказывает о том, что такое церебрастенический синдром

Любознательность и активность детей порой зашкаливает. Зачастую мамы жалуются на гиперактивность своего ребёнка. Наблюдая за детьми, порой можно сделать вывод, что играя и шаля, они не спят и не отдыхают. Однако беспокоиться стоит и в противоположных случаях: сонливость малыша, резкая смена настроения, слабость, нервозность, отсутствие интереса к играм, невнимательность, рассеянность, снижение умственного развития. Эти признаки могут являться проявлением такого состояния, как церебрастенический синдром.

Читайте также:  Признаки заболевания и лечение эндометриоза при климаксе: опасность во время менопаузы, особенности патологии и профилактика

Что такое церебрастенический синдром?

Церебрастенический синдром или ЦАС – это симптомокомплекс, сочетающий в себе астению и другие психические и неврологические нарушения, которые развиваются из-за органического поражения головного мозга.

В переводе с латинского «церебрастенический синдром» означает «cerebrum – мозг» и «astheneia – бессилие, слабость», т.е. дословно – бессилие мозга. Синонимом этого симптомокомплекса является — церебральная астения, астения, церебрастения, астенический синдром.

Данный симптомокомплекс может встречаться как у детей, так и у взрослых, но чаще возникает и определяется в детском возрасте. Основная группа риска – это новорождённые. Потому что предпосылки для возникновения церебрастенического синдрома возникают ещё внутриутробно.

Частота встречаемости церебрастенического синдрома у детей составляет 3%.

Настороженно необходимо относиться к церебрастеническому синдрому в педиатрии. Так как при лёгких формах церебрастении дети испытывают трудности в учёбе, не внимательно слушают родителей и учителей, балуются, капризничают, но, к сожалению, все эти симптомы они могут «списать» на избалованность ребёнка. И будут ждать, когда их малыш повзрослеет.

Причины церебрастении у детей

Причины церебрастенического синдрома можно разделить на несколько групп.

Возникающие во время вынашивания ребёнка

  • Гипоксия плода;
  • резус-конфликт матери и ребёнка;
  • тяжёлый токсикоз;
  • применение медикаментов токсичных для малыша;
  • внутриутробное инфицирование плода.

Возникающие как осложнение родов

  • Асфиксия малыша;
  • недоношенность ребёнка;
  • травмирование в интранатальном периоде;
  • кровопотеря.

Возникающие как последствие перенесённой нейроинфекции

Возникающие как последствие черепно-мозговой травмы

  • сотрясение головного мозга;
  • ушиб головного мозга;
  • травма головного мозга;
  • травма головы.

Определяется у 80 – 90% детей, перенесших ЧМТ. Последствия травмы чаще всего появляются не сразу, а через несколько лет после травмирования. Очевидно, в детском возрасте травмы головы более опасны, чем во взрослом.

Наличие соматических заболеваний

  • патологиях сердечно-сосудистой системы;
  • гиповолемия (уменьшается объём крови);
  • гипоксемия (снижается количество кислорода в кровяном русле).

Могут возникать при шоковых состояниях, болезнях почек, артериальной гипертензии и т.д.

Возникающие после действия стрессовых факторов

  • в эмоциональном напряжении;
  • в эмоциональном потрясении;
  • в пубертатном периоде;
  • в частой смене климатических поясов;
  • в нарушении режима сна и бодрствования.

Могут возникать как осложнение оперативного вмешательства.

Симптомы церебрастенического синдрома

Симптомы церебрастенического синдрома для детей и взрослых:

  • ухудшение памяти;
  • задержка речевого развития;
  • задержка интеллектуального развития;
  • задержка физического развития;
  • ночной энурез;
  • капризность;
  • нарушение концентрации внимания;
  • слезливость;
  • обидчивость;
  • нарушение сна;
  • головная боль;
  • головокружение;
  • быстрая утомляемость после психических и физических нагрузок;
  • эмоциональная лабильность;
  • снижение или повышение аппетита;
  • метеозависимость;
  • агрессивность;
  • быстрое укачивание в транспорте, на качелях, аттракционах и т.д.;
  • непереносимость шума;
  • непереносимость яркого освещения;
  • повышенное потоотделение;
  • нарушение адаптационно-приспособительных реакций.

Формы церебрастенического синдрома у детей

Выделяют 2 формы церебрастении:

  1. Астеногипердинамическая, характеризующаяся повышенной возбудимостью, агрессивностью, неуправляемостью, нервозностью, эмоциональной лабильностью, чрезмерной активностью детей.
  2. Астеноадинамическая, проявляющаяся следующими синдромами: безразличием, вялостью, слабостью, слезливостью, снижением аппетита, заторможенностью, низким интересом к играм и учёбе. Над такими детьми часто насмехаются в школе.

Диагностика церебрастенического синдрома

Диагностика церебрастении основывается на клинических, физикальных, инструментальных и лабораторных методах. Большое количество исследований необходимо из-за неспецифичности данного симптомокомплекса для исключения таких патологических состояний, как: иммунологических, гематологических, инфекционных и т.д.

  • клинический метод заключается в тщательном опросе, сборе анамнеза и катамнеза. Его применяет терапевт (для взрослых) или педиатр (для детей), невролог, психиатр;
  • физикальный метод осуществляется педиатром у детей и терапевтом у взрослых. Он заключается в осмотре при наличии со стороны работы внутренних органов. Слушает, пальпирует и перкутирует лёгкие, сердце, желудочно-кишечный тракт. Неврологом оценивается симметрия, адекватность и сформированность рефлекторной деятельности. Ими также определяется задержка интеллектуального, физического и речевого развития;

  • психодиагностический метод. Психиатром оцениваются когнитивные функции – внимание, память, мышление;
  • инструментальный метод. Проводится электроэнцефалография (ЭЭГ), реоэнцефалография (РЭГ), магнитно-резонансная томография (МРТ), ультразвуковая диагностика головы и шеи (УЗДГ). При церебрастеническом синдроме оценивают сосудистую неполноценность, несбалансированную работу нервных импульсов и т.д.;
  • лабораторный метод заключается в назначении общего анализа крови (ОАК) и биохимического. Данное исследование проводится чтобы исключить анемию, сахарный диабет, инфекционные и другие болезни, которые могут иметь подобную симптоматику.

Осложнения и последствия церебрастенического синдрома

При своевременном выявлении церебрастенического синдрома и назначении адекватного лечения, симптомы этого заболевания улучшаются, но позднее выявление грозит следующими осложнениями:

  • в детском возрасте характерна задержка в развитии, которая сложно компенсируется. Поэтому зачастую такие дети посещают специализированные детские сады, школы;
  • склонность к возникновению психических отклонений, например, депрессивных, ипохондриальных, неврозоподобных, тревожных и панических расстройств. Изменения со стороны психики влекут за собой нарушения работы других органов и систем: желудочно-кишечного тракта, сердечно-сосудистой и мочевыделительной системы. У таких детей чаще возникают инфекционные заболевания;
  • нарушение личностного формирования ребёнка. Такие дети нуждаются в постоянной поддержке, любви, исключении стрессовых и эмоциональных ситуаций;
  • склонность к асоциальному поведению в будущем (алкоголь, наркотики, суицид).

Лечение церебрастенического синдрома

Лечение данного синдрома должно проводиться только на основании результатов исследования. После этого врач подбирает индивидуальную стратегию и схему медикаментозного лечения. Обязательный пункт лечения для детей и взрослых – это полноценное и правильное питание.

При травматическом церебрастеническом синдроме необходим только комплексный подход. Методы лечения таких больных подбираются индивидуально, но необходимо помнить о возрастных особенностях, выраженности симптомов.

Методы лечения церебрастении:

  • медикаментозное лечение. Назначение препаратов, улучшающих реологию крови и метаболизм в головном мозге, а также для снятия нервного напряжения и нормализации бодрствования и сна. Показано назначение ноотропных и антиангиальных препаратов, витаминов группы В, аминокислот (Метионина, Лецитина, Глутамина, Глицина);
  • физиотерапевтические процедуры. Улучшение кровоснабжения и нервно-мышечного расслабления достигают с помощью массажа и бальнеотерапии. Повышение проницаемости сосудов, стимуляцию кровообращения, обменных процессов осуществляют при помощи УВЧ, светотерапии;
  • психокоррекция. Необходимы занятия с психологом, психотерапевтом для детей старше четырёх лет. С её помощью развиваются познавательные функции, восстанавливается эмоциональная уравновешенность;
  • народная медицина. При правильном использовании настоев и отваров из лекарственных растений можно достичь успокаивающего и восстановительного действия.

Прогноз и профилактика церебрастении

Если правильно оказана медицинская и психолого-педагогическая помощь, прогноз церебрастенического синдрома благоприятный. Симптоматика становится менее выраженной и исчезает к подростковому возрасту.

При планировании ребёнка необходимо тщательное обследование женщины и лечение выявленных заболеваний.

Чтобы предупредить синдромы церебрастении и её обострений, необходимо внимательно наблюдать за общим состоянием малыша: на ранних сроках определить причину утомляемости, слабости, сонливости или же гиперактивности, плохой успеваемости в школе и т.д. Необходимо соблюдать режим сна и бодрствования.

Необходимо уменьшить количество стрессовых ситуаций для малыша. Необходимо внимание и проявление любви к ребёнку (объятия, похвала, поддержка и т.д.).

Сократить время пребывания за компьютером и телевизором, т.к. они чрезмерно возбуждают нервную систему.

Заключение

Церебрастенический синдром требует правильного и комплексного лечения. При своевременно принятых мерах и правильном лечении пациентов возможно восстановление эмоционального фона, умственных способностей, памяти. Большая часть из них приспосабливается жить в социуме, к обучению в школе, к работе.

Поэтому будьте внимательны в отношении своего ребёнка. Не «списывайте» всё на избалованность!

Лечение и профилактика церебрастении у детей.

Мы с вами завершаем разговор о церебрастении у детей и взрослых и обсужаем вопросы, касающиеся лечения данной патологии. В общих чертах мы уже обсудили принципы лечения, типичные для всех групп пациентов, однако, в лечении детей, равно как и ранее, в диагностике, есть свои нюансы, связанные с возрастом и особенностями деткой психики. Их нужно учитывать при планировании терапии и выборе тех или иных средств. Немалую роль в процессе лечения будут играть сами родители, которые могут помочь ребенку скорее и активнее справиться с недугом.

Что важно в лечении детей?
Детишкам, больным церебральной астенией, необходимо строгое соблюдение режима дня, а также увеличение длительности прогулок на свежем воздухе. Необходимо, по возможности, избегать сильного переутомления, а также чрезмерных нагрузок, постепенно и ненавязчиво увеличивая их количество по мере того, как ребенок выздоравливает от своего недуга. На время лечения стоит отказаться от поездок в общественном транспорте и длительных переездов на автомобиле. Также стоит исключать в привычной для него обстановке очень громкие звуки и яркий свет. Это щадит психику и чрезмерно истощенную нервную систему, приводя ее постепенно к нормальному ритму функционирования.

Дети, которые страдают от церебральной астении, должны постоянно находиться под наблюдением у невролога и периодически проходить курсы медикаментозного лечения. В любых случаях, когда у детей нарушается адаптация в коллективе или обучение в обычной школе, может потребоваться помощь со стороны психолога и разработка для такого ребенка специальной коррекционной программы по обучению. Возможно, что такого ребенка по медицинским показаниям и по решению специальной врачебно-педагогической комиссии направят для обучения в специализированную коррекционную школу, где работают специально подготовленные для работы с такими детьми специалисты.

Родители ребенка, страдающего церебрастеническим синдромом, должны всеми илами поддерживать малыша, помогать ему во всем и ободрять при малейших успехах, но при этом не стоит ругать ребенка при его неудачах. Важно создание у ребенка полноценной уверенности в своих силах и достижения положительного результата при любых видах деятельности. Особой группой пациентов с данным синдромом будут дети школьного возраста. Они будут крайне ранимыми и плохо воспринимающими неудачи, в то время как учитель по незнанию может занести такого ученика в ряды двоечников и лентяев. Если выявлена неуспеваемость по всем из предметов, это должно насторожить родителей уже в самых начальных этапах обучения, поскольку только проведение своевременного лечения и специальные программы обучения помогут правильному и полноценному развитию ребенка в дальнейшей жизни.

Применение особых методик и средств лечения.
Нередко в лечении церебрастенического синдрома применяют гомеопатические препараты. Наиболее действенными из тех, что предлагаются специалистами в лечении можно считать такие, как Аневро, препарат для помощи в восстановлении организма после инфекционных патологий. Он помогает налаживать работу нервной системы после травм или сотрясения головного мозга. Применяют препарат у детей от 1 года и взрослых, дозируют соответственно рекомендации врача. Препарат не дает передозировки и побочных эффектов, он практически полностью безопасен. Никаких противопоказаний к его приему и побочных эффектов не выявлено. Препаат Белландин помогает при сильной возбудимости и бессоннице, неврозах. Его можно делят с 7 лет и взрослым, побочных эффектов и передозировки не указывается.

Препарат Цефальгин, это гранулы, применяемые при мигренях, головной боли и вегетоневрозах. Данных по побочным эффектам и передозировке также не имеется. Препарат Церебрум композитум рекомендуется при нарушениях в работе головного мозга, сильном отставании в развитии детей и наличии рассеянного склероза. Водят препарат внутримышечно по схеме. Нет также данных по его передозировках и побочных эффектах.

Лечебная физкультура в лечении церебрастении.
Занятия лечебной физкультурой это целый комплекс из упражнений, которые направлены на восстановление и укрепление организма в целом и мышечной системы в частности. При воздействиях на определенные группы мышц создается укрепление опорно-двигательного аппарата в целом, а также тренировка спины и позвоночника, нормализуется процесс кровообращения. Обычно лечебную физкультуру применяют в комплексе со всем основным лечением. Как отдельная процедура в лечении она применяется редко. Упражнения и длительность занятий разрабатываются индивидуально для каждого из пациентов. В редких случаях, если проявления патологии сходны у нескольких пациентов, может быть назначено групповое занятие.

Несколько первых занятий проходят всего на протяжении 10-15 минут, это могут быть всего несколько простых упражнений, которые повторяются до 10-20 раз, а также несколько комплексов растяжек и дыхательные упражнения. По окончании упражнений пациенты обычно ощущают прилив сил, эмоциональный подъем и бодрость. По мере тренировок нагрузки постепенно будут увеличиваться, а количество занятий в неделю не превышает трех раз. Если же тренировки проводятся без учета возможностей, при перенапряжении мышц пациент может ощущать упадок сил и угнетение. Это может плохо сказаться на общем его психологическом состоянии. В лечении применяют строго дозированные нагрузки и внимательно контролируют общее состояние.

Читайте также:  Как можно заразиться молочницей: пути распространения грибковой инфекции у мужчин и женщин, как передается половым, бытовым и контактным способом, лечение и профилактика

Методы профилактики церебрастенического синдрома.
Наличие церебрастенического синдрома существенно влияет на состояние нервной системы, поэтому нужно заботиться об исключении всех возможных факторов и возникновения возбудителей. Профилактику церебрастенического синдрома проводят с исключением стрессовых ситуаций, полноценным и правильным питанием, прогулками на свежем воздухе, отдыхом за городом на природе и эмоциональным расслаблением, созданием положительных эмоций. На общее состояние нервной системы могу влиять слишком нервная работа и неблагоприятное стрессовое окружение, развитие постоянных конфликтов. Во избежание переутомления нервной системы нужно стараться как можно больше отдыхать, посещать тихие и спокойные места. К примеру, хотя бы раз в неделю стоит прогуляться оп парку или лесу, провести отдых сне интернета и телевизора. Также отличной профилактикой церебрастенического синдрома будет прием витаминов для того, чтобы укрепить нервную систему. Отлично для этого подходят витамины группы В и препараты магния. При формировании неврозов легкой степени можно воспользоваться народными средствами или рецептами.

Прогнозы при церебрастении.
В целом прогноз и ожидаемые последствия при церебрастеническом синдроме достаточно благоприятны. Важно только тщательно следить за самочувствием и состоянием больного, его поведением и не нарушать установленного режима дня, физической нагрузки и питания. Кроме того, крайне желательным будет исключение их окружения всех стрессовых факторов и раздражителей. У детей в школьном возрасте церебрастения может перерастать в отставание по отдельным дисциплинам, попадание детей под влияние дурных компаний, легкой ранимости и замкнутости в себе. Поэтому именно школьником, именно данной группе пациентов, стоит уделять наибольшее внимание. При некоторых из признаков регресса применятся ноотропные препараты. И таким детям нужны будут положительные эмоции и постоянная психологическая их поддержка.

Если ваш ребенок подрос и стоит вопрос о службе в армии, решение об этом принимается специальной врачебной комиссией в военкомате. Нередко при перемене обстановки, с обычной на стрессовую, может провоцироваться церебрастенический синдром с новой силой. Поэтому именно с этим диагнозом вопрос о службе стоит особо остро. Новобранцы, которые привыкли к спокойной и размеренной жизни, попадают в рамки жесткого контроля и ограничений о многом. Психика может отказаться принимать новые окружающие условия, и на фоне такого шока формируется заболевание или его обострение. Поэтому, нередко наличие церебрастенического синдрома является противопоказанием для службы в армии.

Причины, симптомы и лечение церебрастении у детей

Церебрастенический синдром у детей является важной проблемой в неврологической практике, требующей тщательного изучения и правильной терапии. Симптомокомплекс этого состояния неспецифичен.

Первые проявления заболевания могут быть отмечены в школьном возрасте, тогда вероятной причиной будут психоэмоциональные нагрузки или нервное перенапряжения в процессе обучения. Родители могут не обратить внимания на проблемы со здоровьем своего ребенка, связывая его состояние в нагрузкой в школе.

Что такое церебрастенический синдром?

Церебрастения у детей не является самостоятельным заболеванием. Это определенный набор симптомов, который формирует патологию. Он может сопутствовать многим заболеваниям неврологического происхождения, в том числе тяжелым поражениям центральной нервной системы.

У взрослых также может наблюдаться церебрастенический синдром, но все же чаще его связывают с детским возрастом. До 18 лет происходит окончательное созревание центральной нервной системы с формированием полноценных синаптических связей в коре головного мозга.

Причины патологии у детей

При воздействии неблагоприятных факторов на несовершенную нервную систему ребенка происходит сбой адаптационных механизмов с развитием развернутого клинического симптомокомплекса.

Причины развитияПримеры патологииПатогенез формирования
Перинатальные поражения головного мозга. Воздействие разрушающего фактора во время гестации, во время родов и первые 7 дней жизни.1. Антенатальные причины : повреждающее воздействие токсических веществ, лекарств, инфекций, дефицита кислорода, заболеваний матери во время беременности с момента имплантации оплодотворенной яйцеклетки до начала наступления родов.
2. Интранатальное воздействие : дистресс-синдром в родах, рождение ребенка в асфиксии различной степени тяжести.
3. Ранний неонатальный период : заболевания ЦНС в первые 7 дней жизни.
Механизм повреждения ткани головного мозга связан с последовательным развитием гипоксии и ишемии в нейронах. Гипоксия приводит к накоплению токсических веществ в клетках, вызывающих ацидоз, также запускается механизм повреждения свободными радикалами субклеточных структур при патологии беременности.
Инфекционные причины. В эту группу включены инфекции, возникающие после рождения на протяжении всего периода детства.1. Генерализованные инфекции как проявление общего инфекционного процесса.
2. Нейроинфекции – заболевания, вызванные микроорганизмами, тропными к ткани нервной системы (менингоэнцефалит).
Инфекционные агенты влияют на ткань головного мозга, вызывая его повреждение. Это специфические триггеры воспалительного процесса.
Черепно-мозговые травмы1. Сотрясение головного мозга.
2. Ушиб головного мозга.
3. Гематомы.
4. Кровоизлияния.
5. Нарушение кровообращения.
6. Острое нарушение мозгового кровообращения.
Травмы головы являются самыми деформирующими факторами, вызывающими органические повреждения ЦНС. Их последствия чаще всего бывают необратимыми. После травмы могут образовываться рубцы и дефекты в нервной ткани, которые препятствуют проведению нервного импульса.
Соматические заболеванияВсе патологические состояния, приводящие к нарушению снабжения церебральной ткани кислородом:
1. Анемии : дефицит гемоглобина, как следствие недостаточное поступление кислорода к органам.
2. Сердечно-сосудистые заболевания : нарушается транспорт кислорода по сосудам.
3. Патология почек : повышенное разрушение красных клеток крови, отвечающих за транспорт кислорода.
Соматические заболевания приводят к недостатку поступления кислорода в ткань головного мозга.
СтрессФактором риска развития церебрастенического синдрома является стресс. Стрессом для ребенка является любое резкое изменение его образа жизни, распорядка дня, смена временного или климатического пояса.Стрессовые факторы приводят к повышению психоэмоциональной нагрузки. Достигнув предела, она вызывает срыв адаптационных систем в детском возрасте.

Симптомы церебрастенического синдрома

По своим проявлениям признаки церебрастении схожи с синдромом хронической усталости. Проявления заболевания можно разделить в две группы: начальные и прогрессирующие.

  • Непреодолимая тяга ко сну в течение дня.
  • Метеозависимость.
  • Диспептические расстройства, не связанные с патологией желудочно-кишечного тракта.
  • Снижение физических сил, слабость, потребность в отдыхе в течение дня.
  • Неустойчивость настроения.

Симптомы при прогрессировании церебрастенического синдрома:

  • Снижение работоспособности вплоть до ее потери.
  • Нарушение концентрации внимания.
  • Резкое снижение ментальных функций.

Клиническая картина церебрастенического синдрома в зависимости от генеза

При развитии церебрастении в неврологической практике четко прослеживается влияние первопричины на его формирование и проявление с преобладанием различных симптомов. По ведущему этиологическому фактору выделяют соматическую, посттравматическую, резидуальную, скрытую и выраженную формы церебрастенического синдрома.

Форма церебрастенического синдромаПатогенезПризнаки церебрастении
СоматическаяВ основе лежит нарушение нервно-импульсной передачи в вегетативной нервной системе, отвечающей за функционирование внутренних органов.1. Перепады настроения, резкая смена апатии и гипервозбуждения.
2. Нарушения в работе ЦНС от возбуждения до торможения приводят к истощению резервных сил, что проявляется повышенной слабостью, утомляемостью.
3. Нарушение работы вегетативной нервной системы ведет к дисфункции всех внутренних органов.
ПосттравматическаяЛюбая травма головного мозга приводит к формированию в нем очага хронического возбуждения, который генерирует в постоянном режиме избыток нервных импульсов.1. Развернутая клиническая картина проявляется спустя несколько месяцев после перенесенной травмы.
2. Расстройство личности пострадавшего: агрессивность, вспыльчивость, немотивированная жестокость сменяется полнейшим безразличием.
3. Сочетается с патологией желез внутренней секреции.
4. Неврологические симптомы: фотофобия, фонофобия.
5. Головная боль.
РезидуальнаяХронический очаг возбуждения в головном мозге, возникший после его травмы, с течением времени приводит к истощению резервов нервной системы. По сути это остаточные проявления последствий черепно-мозговой травмы.Клиническая картина схожа с посттравматической формой. Отличия: длительность процесса, тяжело поддается лечению.
Скрытый церебрастенический синдромПатогенез зависит от формы церебрастенического синдромаВялое, длительное течение. Пациент долго живет с этим состоянием, частично к нему адаптируется. Последствия этой мнимой адаптации – хронизация процесса, проблема с окончательным излечением.
Выраженный церебрастенический сидромПатогенез в зависимости от формы церебрастенического синдромаЯркая клиническая картина, определяемая формой цереброастенического синдрома и возрастом пациента.

Осложнения и последствия

  • Задержка психического развития ребенка.
  • Задержка физического развития.
  • Формирование девиантного поведения.
  • Асоциализация ребенка.
  • Развитие невроза, неврастении.
  • Инсомния.
  • Панические состояния.

Диагностика

Диагностика церебрастенического синдрома у детей имеет определенные трудности. Трудности связаны с дифференциальной диагностикой других состояний со схожей симптоматикой.

Диагностический алгоритм выглядит следующим образом:

  1. Опрос.
    Выясняется информация, связанная с началом заболевания, его причиной. Очень важно уточнить пусковой момент развития патологии.
  2. Осмотр.
  • Рост, вес, соответствие физического развития возрасту.
  • Обследование ЖКТ, сердечно-сосудистой системы, эндокринной системы.
  • Неврологический статус.
  • Оценка работы анализаторов (слух, зрение, обоняние, осязание).
  1. Психический статус.
  • Соответствие психического развития возрасту ребенка.
  • Оценка интеллектуального, поведенческого развития.
  1. Лабораторные методы обследования.
  • Общий и биохимический анализ крови.
  • Генетическое обследование.
  1. Инструментальные методы обследования.
  • Электрокардиография.
  • Электроэнцефалография.
  • Реоэнцефалография.
  • Нейросонография.

Лечение церебрастенического синдрома

Лечение церебрастении начинается с общих рекомендаций:

  • Исключение факторов, негативно влияющих на нервную систему: действие резких звуков, яркого мерцающего света, изнурительные тренировки, психотравмирующие ситуации.
  • Общие укрепляющие средства: лечебная физкультура, рациональный режим труда и отдыха, пребывание и активные игры на свежем воздухе, посещение бассейна, массажа;
  • Санаторно-курортное лечение.

Медикаментозное лечение

Терапия лекарствами назначается неврологом или педиатром. Она направлена на устранение застойных явлений в головном мозге, активизацию обменных процессов, восстановление нейрональных связей.

Медикаментозная терапия представлена широким спектром лекарственных средств.

Группа препаратовЛекарственные средства
Ноотропные средстваФенибут, винпоцетин
СпазмолитикиДузофарм, галидор
Незаменимые аминокислотыГлицин
АдаптогеныЭлеутерокок
АнтидепрессантыИмипрамин
Снотворне средстваСонмил
Мультивитаминные комплексыЦентрум, мультитабс

Физиотерапия

Физиотерапия, как правило, входит в комплексное лечение церебрастенического синдрома. В стадии восстановления она используется как монотерапия. Назначаются :

  • УВЧ-терапия;
  • Светотерапия;
  • Иглорефлексотерапия;
  • Бальнеотерапия;
  • Общий массаж.

Народная медицина

При лечении церебрастенического синдрома большой популярностью пользуется фитотерапия. Применяются целебные растения, обладающие седативным эффектом: сосновая кора, пустырник, мята, мелисса, березовые листья.

Противопоказаний к фитотерапии практически нет , но следует помнить о возможной индивидуальной непереносимости действующих веществ, входящих в состав растений.

Психокоррекция

Церебрастенический синдром у детей поддается лечению с помощью психокоррекции. Психологическая помощь ребенку специалистом обеспечивает его адаптацию в социуме.

Типичные проявления ЦАС

Особенности церебрастенического синдрома у детей определяются их возрастом.

Возрастной периодСимптомы
Симптомы в младенчествеПовышенная возбудимость, которая проявляется в этом возрасте нарушением сна (плохо засыпают, просыпаются с плачем), аппетита (плохо прибавляют в весе).
Признаки церебрастении в раннем детском возрасте1. Отставание физического развития: не любят подвижные игры, медлительные, быстро устают при ходьбе, мышечная координация развита хуже , чем у их сверстников.
2. Отставание психического развития: умеренная задержка речи, интеллекта.
Симптомы болезни у дошкольникаПроблемы возникают при поступлении в детский сад, когда отмечается более трудный процесс обучения. Ребенок устает от обычных нагрузок. Психоэмоциональное перенапряжение может стать причиной усугубления заболевания. Наблюдается нарушение концентрации внимания на одном предмете.
Школьный возрастНарушение внимания при обучении в школе проявляется плохой успеваемостью, низким усвоением материала и плохим его воспроизведением.

Разновидности церебрастении

  • Астеноадинамическая форма.

Ведущими симптомами являются пассивность, медлительность, низкая способность к умственным занятиям. Дети характеризуются наличием возбудимой нервной системы.

Неврологи у таких детей выявляют гипервозбудимость, дефицит внимания, девиантное поведение (агрессивность). Они также плохо учатся в школе. Низкая успеваемость связана с гиперактивностью, из-за которой дети не могут концентрироваться на изучаемом материале.

  • Астенодистимический, смешанный тип.

Данная форма вобрала в себя признаки астенодинамической и астеногипердинамической форм.

Как определить ЦАС?

Важна этапность в постановке диагноза у детей.

Сбор анамнеза

Педиатр опрашивает мать и ребенка о перенесенных заболеваниях, травмах. Особое внимание уделяется гестационному, интранатальному и послеродовому периодам матери. Уделяется внимание описанию процесса обучения и усвоения материала ребенком.

Осмотр специалистами

В стандарт обследования входят консультации гастроэнтеролога, невролога, кардиолога, нефролога, психолога.

Лабораторная диагностика

Лабораторная диагностика проводится по назначению специалистов. Ребенком сдаются общий анализ крови, общий анализ мочи, биохимические исследования крови.

Ссылка на основную публикацию